Ветер крепчает

Ветер крепчает

Кураторы

Оригинальное название Kaze Tachinu (The Wind Rises)
Альтернативные названия The Wind Rises, 風立ちぬ
Год 2013
Страна Япония
Киностудия Studio Ghibli, Toho Company, KDDI Corporation, Nippon Television Network (NTV)
Жанр Аниме, Биография, Военный, Драма, Исторический, Романтика
Слоган Крепчает ветер - значит, жить старайся!
Режиссер Миядзаки Хаяо
Сценарий Миядзаки Хаяо
Продюсер Судзуки Тосио
Композитор Хисаиси Джо
Премьера 20 июля 2013 г.
Премьера в России 20 февраля 2014 г.
Время 126 мин. / 2:06
Рейтинг MPAA PG-13

8.500 (250 голосов)

Рейтинг IMDB: 7.8 (47643 голоса)

Содержание

Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.

Трейлер

Новинки кино

Отзывы

  • Этот фильм – одновременно похож и отличается от всего остального творчества Миядзаци. От «старших братьев» он унаследовал романтику полетов, созерцательность природы и пейзажей вообще, восхищение мечтами, паровозы и то, что каждый статичный кадр хочется распечатать. А отличается он тем, что здесь совершенно нет места магии, нет чего-то загадочного и мистического – это в своем роде общение со зрителем на фоне биографического описания жизни одного гения в сложную эпоху. По поводу этого фильма я уже не раз слышал - «Ремарк в исполнении Миядзаки», и в чем-то я с этим согласен.

    Идущий к своей детской мечте человек, любовь, разруха вокруг, странная радость, когда из этой разрухи страна начинает потихоньку выбираться. И тут же ощущение приближающегося чего-то еще более большого и страшного. Даже по времени совпадает. Первая уже закончилась, Вторая еще на подходе. И главному герою предстоит сыграть в этой войне не последнюю роль. Другое дело, что он этого не хочет. Все что он хочет в своей жизни – это создавать прекрасные летающие машины, и да, его машины летают, они прекрасны, но…В этом «но» и есть весь трагизм ситуации.

    Этот фильм, пожалуй, самый взрослый у Миядзаки. Большинство других его фильмов (за редкими сценами) можно без особых проблем смотреть с детьми. Даже не понимая второго (а иногда и первого) дна, они все равно смогут получить удовольствие – там что-то волшебное, что-то происходит. А здесь – история развивается неторопливо, перепрыгивая через огромные куски времени. Думаю, что в этом фильме вещей «для детей» - маловато. Разве что сны и мечтания главного героя. Но и они тут исключительно в мелкой дозировке.

    Зато размышлений о тех самых «взрослых вещах» очень много. Автор задает зрителю не самые простые вопросы – стоит ли идти за мечтой? Чего будет стоить этот поход, и какую цену лично вы сможете за это заплатить? Как насчет других людей? В чем истинное предназначение любви в жизни человека? Вопросы настолько непростые, что даже Миядзаки не собирается давать на них ответы. Просто он спросил – а нам предстоит ответить самим себе. Финал этого фильма, несмотря на свою романтичность и красоту оставляет в душе какое-то опустошение и грусть. Удар был сильнее, чем в «Порко Россо» с его «облаком из самолетов».

    И при всей сложности вопросов, при всем отсутствии магии – это очень сказочный фильм, здесь мечты противопоставляются реальности, а потом плавно вливаются в нее. В этой сказке для взрослых принц находит свою принцессу, притом, что он её даже не искал. Вместо злобных колдунов и разбойников, здесь житейские неудачи и проблемы на работе. Да, да, даже победу над этой обыденностью можно показать с ощущением какой-то сказочности и триумфа. И Миядзаки показал, что он способен проделать подобный фокус совершенно без проблем.

    Рисовка здесь выглядит несложной, герои неотличимы от своих родственников из ранних фильмов - Миядзаки в этом отношении вообще консервативен. Правда, при этом его стиль остается неизменным, и как обычно отличным. Задние фоны проработаны настолько, не побоюсь этого слова, идеально, что их хочется рассматривать даже в финальных титрах. А уж вкупе с музыкой, все это оставляет ощущение чего-то очень волшебного, такой кропотливо подобранной и проработанной целостной картины.

    Я мог бы петь дифирамбы этому фильму еще долго. Он просто прекрасен. Даже то, что главный герой не всегда оставляет приятные впечатления и во многом я с ним не согласен – это тоже идет в плюс фильму. Думаю, что иначе и быть не могло в этом фильме. Конструктор самолетов – это не сказочный принц, непогрешимый и идеальный во всем. Он обычный человек, живущий в обычном мире. И умение показать этот обычный мир таким волшебным образом – истинный дар. Спасибо вам за это, Миядзаки-сама.

  • Я ухитрился посмотреть этот фильм в кино на день раньше официальной премьеры в России - в 35мм, на японском с субтитрами.

    Для меня это в первую очередь фильм об авиаконструкторе, о небе, о самолетах. А любовная линия вторична, хотя, конечно, ей уделено достаточно много экранного времени. Это фильм-жизнь, не имеющий явно выраженного сюжета, однозначного определения "здесь завязка, здесь кульминация, здесь развязка".

    Это если не единственный фильм Миядзаки и вообще студии Ghibli, где нет детей и подростков (ну, то есть, конечно, мы видим Дзиро и Наоко плюс-минус в детстве, но большую часть фильма они все-таки молодые, но взрослые), то один из очень немногих (ведь, насколько я помню, Софи в нормальном состоянии и Фио все-таки подростки).

    Я не мог не проводить некоторого сравнения с недавно прочитанной "Целью жизни" Яковлева. Ну, например, по поводу визита на немецкий завод (кстати, интересно, был ли действительно такой эпизод в биографии Дзиро Хорикоси и насколько верно он отражен в фильме). Вообще как мы решили, если попытаться представить отечественные аналоги этого фильма, то это была бы книжка Крапивина о Яковлеве.

    PS. Долго пытался вспомнить, почему у меня в голове название постоянно пытается подмениться на "Чем крепче ветер" - то ли это было название неофициального перевода, то ли еще что... В итоге проверка показала, что это название книги Крапивина и отряда "Каравелла", написанной в 1972 году.

    PPS. Явно есть более сильная взаимосвязь с "Волшебной горой" Манна, чем просто ее упоминание, это видно даже по википедии, но поскольку я Манна не читал, ничего более определенного сказать не могу.

  • Как ни странно, очень много неоднозначных оценок. Я, как не очень большой любитель аниме, но как человек, уважающий хорошо нарисованное аниме и фильмы со смыслом, оценила эту работу довольно высоко. Есть, конечно, некоторые моменты, которые мне не больно понравились, но это не испортило общего впечатления. Конечно, восторженные вопли анимешников мне не понять. Как не понять тех, кого "подвело знание истории". Эти "знатоки", которым параграфы учебников изобразили Японию как страну-агрессора и фашистское логово, упорно видят в фильме идеализацию. Где убийства? (вопрошают эти люди) Где концлагеря? Где жестокие генералы и политики, подчиняющие себе правительства марионеточных государств вроде Манчжоу-го?

    Друзья, это же всё-таки не историческая драма. И это же всё-таки мультиплицированный фильм Миядзаки.

    "Хорошо, - возразят мне, - что-то он не ту тему выбрал. Снимал бы дальше свои сказки про хорошее отношение к природе. Что в реальную жизнь ввязался? История, господа, шуток не терпит!"

    (Ну, во-первых, многие фильмы-сказки очень тесно связаны с реальной жизнью. В этом весь Миядзаки.)

    А во-вторых...

    В Германии люди, видевшие этот фильм, говорят то же самое. Фильм, мол, о войне, и фашисты (японцы) показывают в нем в негативном свете других фашистов (немцев), хотя сами тоже не мёд. И, вдобавок к этому, прославляют орудие смерти. В Германии премьера фильма 17-го июля. Пойду смотреть. Интересно, как переведут некоторые моменты и что скажет публика.

    Однако фильм хоть и о войне, но не просто о Второй Мировой. И не столько он о жизни в непростые времена, сколько о мечте и о таланте, и, наверное, в чём-то он даже автобиографичен. Главный герой творит "прекрасную мечту", а выходит, что "прекрасная мечта" несёт очень мало добра в этом злом мире. Да и сам творец - человек всё-таки, хоть и гений. А значит, не идеал.

    Моему другу фильм очень понравился, но он не уставал честить Дзиро за то, что то не оказал должного внимания Наоко. Ну, тут мне оставалось только пуститься в рассуждение, кто же такой гений. Знаю я в реальной жизни одного такого человека. Он полностью отдаёт себя музыке - своей великой мечте, и это может вызвать только сознательное желание помочь. Ради таких нужно жертвовать собой, а осуждать их за чужую жертву не очень-то правильно. Они же не такие, как мы. Хотя, может, их трагедия - в том, что вся жизнь - одна мечта, которая тонет в злом мире. И самолёты улетают бомбить города, а не тонуть в высокой синеве, откуда видны прекрасные мирные поля.

    Словом, фильм (и его героев) можно осуждать - за какие-то отдельные мелочи, но в целом это всё слишком тонко, и нужно многое понять и осмыслить.

Все отзывы

В подборках

Теги

Лучшие по жанру

1 Ветер крепчает

Аниме, Биография (Япония, 2013)

8.50
2 Эль Сид

Биография, Военный (Италия, США, 1961)

8.00
3 Генрих V: Битва при Азенкуре

Биография, Боевик (Великобритания, 1989)

7.50
4 Isabelle Eberhardt

Биография, Военный (Австралия, Франция, 1991)

0.00
5 I Remember Nelson

Биография, Военный (Великобритания, 1982)

0.00
6 La tormenta

Биография, Военный (Мексика, 1967)

0.00
7 Че Гевара

Биография, Военный (США, 2008)

0.00
8 Al-andaleeb hikayt shaab

Биография, Военный (Египет, 2006)

0.00
9 Dokugan-ryu Masamune

Биография, Военный (Япония, 1987)

0.00
10 El carruaje

Биография, Военный (Мексика)

0.00