Отзывы о фильме «Маленькая Вера»

Маленькая Вера

Маленькая Вера

Драма, Мелодрама (СССР, 1988)

Рейтинг IMDB: 6.9 (2 090 голоса)

Отзывы

  • Чтобы там не писали и не говорили, но когда-то для нас этот фильм был концептуальным. Для нас, для детей перестройки. Нас много, но мы прячемся. Фильм переворачивал сознание. Заставлял смотреть на вещи под другим углом. Кто-то приобрел косоглазие, а кто-то увидел свет. Фильм мало назвать гениальным - он был началом чего-то ужасающего, чего-то поистине настоящего, того, что до сих пор нас заставляет думать о том, что для страны не все потеряно. И это не пресловутая русская духовность, а что-то более глубинное. Что-то истинно настоящее.

    Спасибо, Василий, ты навсегда останешься в наших сердцах. Прости за совковые фразы. Спи спокойно, дорогой друг. Ты не зря приходил в этот мир.

    P.s. Вчера умер Василий Пичул, режиссер фильма "Маленькая Вера". Как бы не называли фильм критики и зрители, он занимает особую нишу в моем сознании и я буду смотреть его спустя десятилетия. Если доживу.А потом оттуда мы с ним будем смотреть вместе. У тебя все будет хорошо, Василий

  • Смотреть было тяжело. Примерно так же тяжело, как было в одно время тяжело было слушать ругань, истошные визги и звон от битых бутылок соседей за тонкой стеной панельного дома. Если описать впечатление одним предложением, то это будет так: «Герои фильма — истеричные идиоты, отравляющие жизнь сами себе, но некоторых из них иногда жалко».
    Вера — не из тех, кого мне было жалко. Горластая, глупая, невоспитанная хабалка, по ошибке природы одаренная смазливой мордашкой и хорошей фигурой. И все. Не могу понять, что люди могут находить в ней привлекательного.
    В одной из рецензий прочитала: «Для этой девушки ценности, на которые ориентировались ее родители, ничего не значат, она не верит в свободное и светлое социалистическое общество. Не верит потому, что видит вокруг бездуховность, нищету. Бесполезно что-то делать, можно проработать всю жизнь на тяжелой работе, как ее родители, а жить все равно будешь отнюдь не припеваючи.»

    Помилуйте! Какое к черту общество и идеалы? Неужели этой истеричной дуре нужна хоть капля духовности? Разве только для того, чтобы плюнуть и изгадить. Разве она стала бы работать, если бы знала, что будет жить лучше, чем родители, как это сделал ее старший брат? Нет. Это просто обычная ленивая нахалка. Я понимаю, фильм — символ кризиса СССР, начала перестройки и пр., но у нас в России уже много лет как вполне можно заработать денег честным трудом, но выводки новых «маленьких вер», пьющих пиво в подъездах, не переводятся...
    Родителей Веры временами было очень жалко, особенно отца. Понимаю, что они действительно «хотели как лучше». Но по настоящему сочувствовать им у меня не получается, наверное, я слишком «далека от народа». Возникало ощущение, что я смотрю на существ, похожих на меня, очень узнаваемых, напоминающих реальных знакомых, но совсем другого вида, никак не homo sapiens. Я не понимаю, как можно закатывать банки с огуцами в то время, как твоего мужа могу посадить за нападение на твоего зятя, не понимаю, как можно орать друг на друга благим матом, а потом всем вместе садиться ужинать и этот список можно продолжать до бесконечности.
    Однако, мое неприятие персонажей не означает, что фильм мне не понравился. Понравился. Чудесно показанный «кусок жизни» определенного очень узнаваемого круга людей, практически художественное реалити-шоу «Что будет если молодая и глупая дочка шофера и швеи приведет в дом парня — студента?».
    Но есть для меня в фильме сюжетная загадка, персонаж, внутреннюю мотивацию которого я не понимаю, студент Сережа. Само собой, студент может познакомиться на дискотеке с глупой, но смазливой девчонкой и переспать с ней, может быть даже не один раз. Но связываться с ней серьезно? Жениться? Зачем это ему? Ради «социального эксперимента»? Захотел стать Пигмалионом? Вроде не похоже... Думается, что этот персонаж нужен был только для того, чтобы обострить противоречия и ярче показать характеры семьи Веры.

  • Жила-была столичная девушка Маша, и вот она вышла замуж за провинциального юношу Васю. Во время визита к новоявленным родственникам девушка Маша пришла в ужас: домашние консервы, пьянство, поедание арбуза ложкой, бездуховность! И написала об этом сценарий. Сценарий долго не пускали в работу, но началась Perestoika, и стало можно все.

    Удивительно, но несмотря на известных актеров в роли старшего поколения и "детей разных народных" в роли младшего (к примеру, подружку главной героини сыграла дочка Табакова, а планировалась изначально дочка Смехова), фильм получился очень четным и искренним. Наверное, потому, что режиссер Пичул (тот самый юноша Вася) сам из Жданова и снимал по сути про себя и свою юность.

    В фильме нет глумливого умиления "Ах, эти забавные провинциалы!", и над пьянством, насилием и промискуитетом предлагают не смеяться, а ужасаться.

    Есть очень сильные сцены - к примеру, негритенок, поливающий гладиолусы, в то время как за забором идет похоронная процессия, врезается в память не меньше поездки на мотоцикле с коляской под "Маленький плот" на фоне дымящихся труб в "Грузе 200". Или разговор за бражкой двух девчонок-оторв. "Я позу знаю из йоги - ха. Очень полезная поза". Дочь Табакова в фильме вообще лучшая, жаль, что она ушла из актерства.

    Но если бы в фильме вместо унылой половой сцены (эротической ее не назовешь) раскрыли внутренней мир героев - в киноповести девушки Маши-сценаристки Хмелик, а надо думать и в сценарии - были потрясающие сцены вроде видения отца перед смертью, где он понимает, как Вера похожа на его умершую в молодости маму, или кошмара Сергея в больнице, из-за которого он и устроил побег - фильм стал бы совершенно пронзительным, и, может, до сих пор вызывал бы слезы. Хотя и не собрал бы столько денег, и жизнь Негоды сложилась бы по-другому, без "Плейбоя" и Америки... Если бы, если бы.

  • Щемяще-ностальгический фильм эпохи конца Советского союза о вреде пьянства. И пагубности совместного проживания с родителями. Я вообще про алкоголиков не люблю, но эта тема тут в фоновом режиме, так что мне это не помешало любоваться на сказочного Андрея Соколова и 25-летних советских школьников. Монтаж, конечно, вызывает недоумение - как говорится, сейчас так не делают, но хорошую вещь не пропьешь - оторваться не могла, в 3-м часу ночи досматривала. Негода и Соколов - прям отличная пара, с настоящей такой химией, я в их слепую гормональную влюбленность охотно поверила. Конечно, прекрасное будущее для такой пары крайне маловероятно - уж слишком они разные, все-таки такая зияющая пропасть в развитии и социальном уровне никуда не денется, да и желания развиваться у барышни просто нет. Чего стоит только эпизод, где Сергей расспрашивает её обо всем - о её жизни и интересах, а она только глупо ржет. Она же, в свою очередь, вообще им как личностью не интересуется, между ними не происходит ни единого осмысленного диалога. А вот это: "Скучно как-то. Не замечаешь?" - "Не-а". Останься они вместе, и так у них будет всю жизнь. Надеюсь, у него хватит ума найти себе кого получше.


    Посмотрела в рамках Игры в классики.

  • …шекспировские страсти в советских декорациях…

    …отец с матерью обнаруживают у несовершеннолетней Вероники Марининой (…Наталья Негода…) в сумочке двадцать «иностранных» долларов и закатывают дочери скандал по вопросу общей безнравственности, легкомысленности и распущенности последней. Надобно отдельно отметить, что подобные нравоучения, в принципе, не лишены были веских оснований, ибо даже только хранение любых, отличных от советских рублей дензнаков, в СССР являлось уголовно наказуемым деянием. В усиление себе самим Николай Семёнович и Маргарита Владимировна Маринины выписывают для воспитательных процедур старшего вериного брата Виктора, который уголовное право не нарушает, а полностью наоборот ведёт целиком и окончательно благопристойный образ жизни, работая врачом в столице Советского государства. Вера тем временем проваливается на новый уровень беспутства и попадает на одной из ночных незаконных дискотек под действие чар неисправимого ловеласа-старшекурсника, типичного юного интеллигента и антисоциального элемента Сергея Соколова (…Андрей, что характерно, тоже Соколов…). В ходе гуляний по поводу грядущие свадьбы и начала фактического совместно-полового проживания молодых Николай Семёнович наносит умышленное колото-резаное ранение будущему зятю безотказным кухонным ножом в брюшную полость. Над газовой плитой торжественно сушится связка вяленой воблы, по радио в унисон женским рыданиям красиво и мощно звучит гимн Советского Союза…

    …режиссёр Василий Пичул в 1988-ом снял в припортовых декорациях тогда ещё бывшего города Жданова, а ныне украинского Мариуполя, острых граней бытовую драму «Маленькая Вера» о жизни среднего советского класса. Лента вышла столь плотно переплетённой с общественными и социальными плоскостями, что на выходе и по просмотру представляется уже практически полной и мрачной «чернухой». Но, одновременно с этим, картина внезапно приобретает наполнение практически атеистической притчи, с впечатляющим накалом любовный страстей и разве только не с шекспировской драматикой и трагичностью…

    …«Маленькая Вера» снята очень, предельно прямо, со значительной долей протокольной реалистичности. Здесь повседневный быт усреднённой рабочей семьи воспроизводится с исчерпывающей и тяжёлой наглядностью. Жизнь обыкновенных людей показана без прикрас и спецэффектов — обыкновенно, повседневно, буднично с тоскливым чувством физического и физиологического даже плена в рамках набившей оскомину реальности. Режиссёр и сценарист будто отстраняются от суждений и оценок, от всего на экране происходящего. Неспешный нарратив создаёт впечатление не экранизации или интерпретации событий, а только лишь их засвидетельствования. Всё подпространственное полотно повествования полностью возвращено персонажам и воплощающим их актёрам. И не удивительно, ведь время действия — конец восьмидесятых годов прошлого столетия, тогда уже физическая советская реальность в сущности была фатально мертва. А поскольку для героев «Маленькой Веры» новая реальность устрашающих и трагических девяностых ещё не наступила, все возможные разглагольствования, цели и смыслы — лишь напыщенное пустословие. Социальная утопия СССР закончилась, и картина Василия Пичула лишь подчёркивает состоявшееся, не тратя ни капли ненужного пафоса…

    …тем не менее, «Маленькая Вера», не смотря ни на что, любит и жалеет своих героев. Веселье и тоска идут рука об руку в этом перевёрнутом мире. У киношной маленькой Веры всё есть, но всё это слишком маленькое — и надежды, и мечты, и недолгий период просто человеческого счастья. Героиня актрисы Натальи Негоды и любит как-то антиплатонически. Здесь на эту тему присутствует даже скабрезный диалог с этим не слишком знакомым Веронике словом…

    …но в целом и в глубоком смысле, «Маленька Вера», конечно же, не о безнадёжности существования и никак не о безверии. Вера здесь — та самая часть морального, духовного и нравственного триптиха «Веры, Надежды и Любви», без осознания важности и неподменности которых нет ни смысла, ни жизни вообще. Не ради, не назло, не для и не вопреки. Ведь у каждого из нас всегда есть место той самой «вере». Пусть даже и маленькой. А «Маленькая Вера» получилась рассказом о том, как среди рутины жизни, давящей любые и всякие пробуждения, эту «веру» не потерять, найти и обрести…