Отзывы о фильме «Мандарины»

Мандарины

Мандарины

Военный, Драма (Эстония, Грузия, 2013)

Рейтинг IMDB: 8.0 (44 410 голоса)

Отзывы

  • Фильм на твердую пятерку. Уродами, естественно, показаны русские, а эстонцы, грузины, чеченские наемники решают вопросы философские на старую добрую тему - кто кому чистил сапоги во времена Адама и Евы. Тема о бессмысленности кровопролитий показана очень тонко, посредством смертей, взрывов и ругани матом. Для матерщины, разумеется, выбран русский язык. Тишина села очень контрастно разбавлена короткими очередями автоматов импортного производства. Третейский судья эстонец в этом качестве выглядит убедительно, но мифически.

    Фильму есть за что вручить "Оскар", но, как водится, этот вопрос будет решаться на том уровне, который далек от вклада в искусство кино. Выбирая между "Левиафаном", "Дикой историей" и "Мандаринами" выбрал бы "Дикую историю", но на месте киноакадемии - "Мандарины".

  • Вот так да! Вот это "классный" фильм. Вроде как призванный соединить и примирить всех воюющих и ненавидящих, дерущихся и далее по списку. Напирающий на человечность, дружбу и любовь между нациями, религиями и конфессиями. Тихий, добрый, миротворческий...Вот именно так фильм воспринимается до финала. И готовишься уже ставить 8 из 10, ибо "О, да, всё так, все правильно , так и должно быть в этом мире!"

    Но тут за последние 5 минут русский да и любой другой национальности умный, грамотный зритель, который действительно вот это все понимает и поддерживает, получает плевок в лицо, ибо создатели вот эту всю идиллию создали для эстонцев, грузин, чеченцев и абхазов. Только они в той войне и в этом маленьком мире такие хорошие, белые, пушистые и миролюбивые! А то ж! Вся эта благодать и человечность не относится к русским, ибо здесь они мрази, сволочи, бестолочи, неучи, которые всех без разбора убивают. Только эта нация исключена из списка людей. Именно о них слова доброго никто не сказал, именно их трупы оставили гнить на дороге, когда всех остальных хоронили с почестями и с высокими словами и мыслями. Какое же лицемерное кино!!! Такого я еще ни разу не видела. Это просто го..но. Кстати, может, не зря ни чеченских, ни русских актеров в нём не снялось. Вот это радует.


  • …антинационалистическая психопритча…

    …первоначальный манифест предельно художественной кинокартины «Мандарины» грузина-режиссёра Зазы Урушадзе, выпущенной в 2013-ом, смахивает на завязку глуповатого и пошлого расистско-этнического анекдота. В крошечное селение эстонских географических мигрантов, затерянное в горах Кавказа, приходит война. Подавляющее большинство прибалтов к моменту начала повествования уже репатриированы в родную Эстонию. Оставшихся только трое: глубокомысленный престарелый столяр Иво, наивный мандариновый плантатор Маргус и эпизодический эскулап Юхан. На окраине опустевшей деревушки через некоторое время случается перестрелка между грузинским разведотрядом и чеченскими наёмниками, воюющими на абхазской стороне. Похоронив убитых, эстонцы в доме у Иво принимаются выхаживать двоих раненых: чечена Ахмеда и грузина по имени Ника…

    …как можно увидеть, корни сюжета уходят, скорее всего, в классический толстовский рассказ «Кавказский пленник». Этническая и националистическая распря, вражда, злоба и отвращение в питательном бульоне вооружённого конфликта. То есть, в принципе-то, «Мандарины» фильм почти совсем не о войне. Он — о людях. Поставленных волею обстоятельств необоримой силы в рамки ситуации принудительного взаимного сосуществования. В этой замкнутости и есть основной внутренний конфликт ленты. И под действием такого напряжения, военная, казалось бы, драма уже с первых минут неминуемо преображается в сосредоточенный морально-психологический триллер…

    …седобородый старец Иво, владелец маленькой столярной распиловочной по производству тары для мандаринов своего соседа Маргуса, безусловный и самый главный, центральный персонаж ленты. Он умудрён, рассудителен, здравомыслящ, решителен и великодушен. Не теряет способность к здоровой иронии. Даже в моменты смертоносного катаклизма, обрушившегося на его родной дом. Он одинаково заботливо выхаживает обоих комбатантов — и закоренелого Ахмеда, и молодого Нику. Не делая меж ними никакого различия по любым особенностям. Шаг за шагом, монотонно и без излишних нравоучений, исключительно органично донося до обоих раненых солдат простую истину — война и вражда, за какими бы идейными целями и благостными лозунгами они не прятались, в какие бы националистические стяги ни оборачивались, всегда означают только одно — боль, утраты и смерть.

    …и эти здоровые, вечные человеческие ценности срабатывают. Незамысловатый чеченский боевик Ахмет, сражающийся исключительно ради заработка, угощает молодого грузинского актёра Нику, волею судьбы вынужденного взять в руки оружие, горячим шашлыком. Оба они, не переглядываясь и не сговариваясь, наперебой предлагают эстонцам искреннюю и бескорыстную помощь в уборке мандаринового урожая. Рассудительный и опытный зритель может, конечно же, засомневаться — не слишком ли много в картине положительного? Наверное. В жизни, зачастую всё далеко не так ладно, хорошо и обнадеживающе. Но, «…кино — сплошной обман…» говорит Иво в одной из сцен. А кинематограф — это искусство, которое призвано не столько показывать реально существующее положение дел, сколько преображать его в задуманные автором впечатления. И после просмотра отличного фильма со сладким поименованием «Мандарины», несмотря на мрачный в целом посыл, впечатления остаются почти только жизнеутверждающие. Потому как, по глубокой убеждённости режиссёра Зазы Урушадзе, человек всегда способен, должен и счастлив оставаться прежде всего человеком…

    P.S. …на сладкое — отличнейшая авторская сентенция, раскрывающая практически полностью всю суть данного произведения: «…в своём фильме я бегу от политики, я хочу показать, прежде всего, значение той ценности, о которой в конфликтных ситуациях забывают. Ценности человечности… именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даём собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди…»…