Отзывы о фильме «Ностальгия»

Ностальгия

Ностальгия

Драма (Италия, СССР, 1983)

Рейтинг IMDB: 8.1 (17 997 голосов)

Отзывы

  • Фильм понравился, как нравится альбом со старинными натюрмортами или фотовыставка талантливого мастера. Картина невероятно красива - от худобы и легкой сутулости Янковского до "мадонны" итальянки с чудесными рыжими волосами, от итальянской речи до щебетания птиц на протяжении всего фильма, прекрасные пейзажи со старинными зданиями, монастырями и верой в чудо.
    Главный герой захвачен миссией, в которую никто не верит и которую получил от человека, которого все считали сумасшедшим. Отказ от прекрасной женщины - наиболее удивившая сцена - это же надо иметь какую духовную жизнь, чтобы так, как он..

    Итог просмотренного - встреча с прекрасным.

  • Последний раз рецензию на фильм Тарковского писал в начале года в феврале месяце когда смотрел фильм «Зеркало», ставший основой нашего маленького представления в институте. В этот раз просмотр состоялся по рекомендации хорошего друга, осведомлённого в высокой философии бытия и материях близких к нашим реалиям. Прикоснувшись к творческом гению Тарковского ещё больше раскрыл его для себя как философа от кинематографа, который приёмами наградного кино завлекает в свой закадровый мир, где нет абсолютного Зла и абсолютного Добра, просто жизнь так как она есть. Посмотрел фильм «Ностальгия» и решил поделиться с вами, дорогие читатели, впечатлениями от фильма и мыслями по этому поводу.

    Как прогонял этот постулат через три рецензии подряд, так и сейчас лишний раз подтвердил для себя правдивость его, постулат гласит что «Тарковский — режиссёр своеобразный, немассовый, а потому всякий раз просматривая его работы, ловишь себя на мысли что к этому нужно быть готовым, знать чего ждать и куда смотреть…» иначе просто рискуешь не понять фильм и посыл, который хочет донести до нас режиссёр. Если давать сюжет в двух словах, то русский писатель путешествует по Италии и собирает сведения для своего автобиографического труда по жизни и судьбе крепостного музыканта Павла Сосновского. Поиск примет эмиграционной жизни музыканта связывает его дорогие с Юдженией что переводит для него с итальянского. Со временем он понимает что в судьбе музыканта и в его есть много общего: оба не могут вернуться на родину и чувствуют себя в Италии чужими, отсюда и корень всех проблем…

    Мне кажется что неслучайно местом действия картины выбрана Италия, поскольку стилистическим учителем Тарковского является Федерико Феллини — режиссёр итальянского происхождения, то думаю это сыграло не последнюю роль в выборе места съёмок и страны куда герои мигрировали, или же это исторически обосновано, поскольку личность композитора могла существовать в действительности. Фразой которая стала лейтмотивом фильма стал афоризм одного из героев фильма «Если сначала выпустить одну каплю, а потом вторую, то все равно они образуют одну». Фильм именован «Ностальгия» но в чём она, каково её предназначение в фильме. Известно, что этим понятием означают тоску по Родине, но у Горчакова эта тоска имеет некую особенность. Он жалеет не столько о том что не может вернуться в Россию, сколько о том «пути» который им был выбран. В один из самых напряжённых моментов фильма, когда между главными героями проскользнуло недопонимание и резкость в обращении и суждении чувствуешь нутром, что с таким человеком тяжело найти взаимоотношения, особенно когда ностальгия превращается в диагноз, в болезнь что убивает главного героя своей неизбежностью.

    Также фильм сопровождают замечательные стихи авторства Арсения Тарковского, вообще образ Отца в фильмах Тарковского-сына играют невероятно важную роль, они сопровождают повествование великолепными и подходящими по смыслу стихотворениями плюс замечательная работа оператора и ракурсы с которых он снимает пещеры с водой, стук дождя придавая каждому звуку как будто бы материальное звучание, также томик стихотворений Тарковского-отца находится в руках Юджении в первых сценах фильма в церкви, с помощью которого она пытается познать душу русского человека, заглянуть в глубинную суть его характера. Всё в фильме встало на свои места, когда в конце было посвящение «Памяти моей матери», поэтому ты начинаешь понимать почему в фильме так много посвящено роли женщины и к чему здесь это чувство неправильно выбранного пути, когда есть желание перетасовать карты, пройти путь заново и сделать другой выбор, оказавшийся бы правильным. Также символично смотрится сцена где пророк в обличье бомжа вещает о вечной справедливости, свободе. Равенстве и братстве, а потом сжигает себя что является на мой взгляд символом того как быстро мы сгораем, не задумываясь о том важном что есть вокруг нас и в каждом из нас.

    Поразило также что фильм при наличии трёх пальмовых ветвей каннского кинофестиваля и рекомендации ВГИКа, фильм входит в список ста самых недооцененных картин по версии издания «Beyond the Canon» к числу которых относятся по их мнению и «Звёздный Десант» Пола Верховена, «Вечное сияние чистого Разума» Мишеля Гондри, «Безумный Макс: Воин Дороги» Джорджа Миллера и ещё ряд других примечательных картин.

    Актёрская игра потрясла до основания. Олег Янковский в роли Андрея Горчакова смотрится великолепно, слегка аутентично, но в данном кино это даже не мешает, особенно проникаешься когда слушаешь его родную речь наряду с закадровым переводом итальянских диалогов. Эрланд Юзефсон в роли Доменико тоже запомнился, похвалю Домициану Джордано в роли Юджении, эмоциональные моменты сделала просто великолепно, браво! Остальные актёры были на вторых ролях, но им тоже стоит сказать спасибо за создание атмосферы, а также оператору, не раз упомянутому, композитору, вставлявшему в фильме классические мотивы вроде Верди и эта музыка подчёркивало смену настроения повествования там где это нужно, плюс окружение подавалось в двух разных манерах часть показывалась в реальном времени без эффектов, а вторая представляла собой нечто вроде ретроспекции с соответствующими шумами и звуками, спасибо звукорежиссёру за удачно подобранные музыкальные эффекты.

    В качестве итога: Кино которое должен посмотреть каждый любитель творчества Тарквоского, до вершин его гения — таких фильмов как «Солярис» по Лему и «Андрей Рублёв» осталось совсем немного, а потому чуток передохну и дальше примусь за освоение этого сложного, противоречивого, но правого режиссёра, умеющего не только затронуть правильные темы в своих фильмах но и хорошо воплотить их на экране. Оценю по максимуму. Всем Добра и приятного Просмотра!

    10 из 10

  • Идея понятна, реализовано прекрасно, тема мне надоела. Вообще, Тарковский мне обычно дается проще, чем меня окружающим, я лучше его понимаю, поскольку чувствую некую нудячую с ним общность. Во всяком случае, почти всегда наверняка знаю, что он хотел тем или иным сказать. В данном случае это скорее помешало.

    Нормально воспринимаю все эти его повисшие в воздухе звуки, видения прошлого, будущего, настоящего, того, что не сбылось и того, чего никогда не будет. Жуткая тишина, когда пять минут снимают один только дождь за открытым окном, все это понятно, хотя я искренне сочувствую людям не в меру активным, для которых Тарковский превращается в пытку.

    Патриотизм, как его там, хотите называйте его применительно к "Ностальгии" русским духом, тоской по родине, меланхолией. Не знаю я ничего такого, не было у меня никакой ностальгии в течении года, пусть я был и на другом берегу Средиземного моря, некогда мне было заниматься чем-то подобным.

    Просмотр фильма требует титанических усилий и хотя послевкусие остается прекрасное и горькое, разум мешает его воспринимать. Опять этот заигрывающий с людьми пресловутый код нации. Он подсознательный, потому ждите, когда вас обманут.

    Преподносится в "Ностальгии" все это в стиле "я так ждала тебя, Вова" с помощью распутной девки капитализма, это во всех иностранных фильмах Тарковского успешно продается. Грязная заграница, погрязшая в цивилизации.

    А нам видится утро туманное, утро седое. Русская женщина с распущенными волосами и выпученными глазами, тетки в платках, сельмаг не показали. В Италии тоже ничего людского нет. Мусорные улицы, водичка, да колонны мраморные. Это кто что видит сам.

    А у нас коровка в поле. Овчарка почему-то, хотя Тузик здесь смотрелся бы более органично, сбежала. наверное, собака перед съемками. А вокруг наши с косами стоятъ. И тишина.

    Андрей, о наш Андрей на итальянском, Андрюша шестиствольный. Это же так высокодуховно - бродить по пояс в воде, глядишь и отморозишь себе что-нибудь. Поручик, хотите быть лебедем? Да зачем нашему человеку это, мы и пользуемся зарубежными студиями с единственной целью, чтобы показать голую женщину в 1983 году и показать так, что она нам не нужна. Где цензура, а где родное. Наше родное - это и есть цензура.

    Я в детстве заболел, водка московская и томик поэта. не Вергилий и не Дант. И так знаю, что нечто из Серебрянного века. И с итальянского переводить не нужно, испанского достаточно.

    Строки, о мои строки, к вам я, как нормальный русский обращаюсь. Пишу я вам, мои строки, на чистом итальянском языке. Папа римский, армани и валентино.
    Все вышеизложенное в должной мере отображает дух "Ностальгии", разговор с самим собой, что часто происходит в фильме, с незнакомой девочкой, которая все равно ничего не поймет.

    Великий фильм, наверное, но величие очень местечковое. До темы "Сталкера" не дотянуться ни душой, ни зубами. Ставлю 4, что небывалый случай во взаимоотношениях с фильмами Тарковского.

  • Наверное, пока это самый не мой фильм у Тарковского. Очень тяжело было удерживать внимание. Какой-то он... расфокусированный, что ли. Ощущение, что вот-вот поймаешь в фокус ту центральную идею, собирающую кусочки воедино, но в конце-концов так и остаешься у разбитого корыта со своими кусочками, не зная (или не умея) их соединить. Операторская же работа восхитительна.