Отзывы о фильме «Портрет в сумерках»

Портрет в сумерках

Портрет в сумерках

Драма (Россия, 2011)

Рейтинг IMDB: 6.5 (606 голосов)

Отзывы

  • Этот фильм попал ко мне по рекомендации. Я еще долго буду относиться с опаской ко всему, где в названии встречается слово «сумерки». Но трейлер меня сразу заинтриговал, поэтому я решил все-таки посмотреть, что это такое. И вот еще одно наглядное подтверждение тому, что российский кинематограф не так уж плох, как кажется изначально. Это еще одна хорошая авторская драма. Вот только почему-то такие фильмы не рекламируют так активно, как всякий ширпотреб с одними и теми же лицами. А зря…

    На этот раз мне хочется начать свой отзыв с конца. Именно с послевкусия, которое осталось. Обычно я пишу отзывы сразу после просмотра по горячим эмоциям. Но в данном случае мне не хотелось спешить. Нужно было медленно упорядочить все мысли, а их осталось много после просмотра. Этот фильм действительно меня удивил, хотя вроде ничего особенного в нем нет. Уже столько драм снимали об одиночестве женском, что это давно перестало быть оригинальным. Но не спешите с выводами. Ангелина Никонова вместе с Ольгой Дыховичной тут такое накрутили, что даже Европейская киноакадемия отметила эту работу номинацией «Открытие года». А для меня эта драма стала открытием месяца, как и «Елена» Звягинцева. Кстати, ее не зря вспомнил, поскольку оба фильма часто сравнивают, чего я категорически не советую делать. Общее у них одно — оба фильма хорошие авторские драмы.

    Сюжет мне понравился. Начало кажется вполне обычным, хоть и жестким. Главная героиня Марина — обычная среднестатистическая женщина, которой можно позавидовать. У нее есть все: привлекательная внешность, влиятельный отец, обеспеченный муж, хорошая квартира, интересная работа, свой круг друзей и даже любовник. Ну, что еще нужно женщине для счастья? А много чего нужно: мужа, который будет вести себя, как мужчина; работы, которая будет приносить пользу людям, хорошую заработную плату и моральное удовлетворение; настоящих друзей и подруг, перед которыми можно быть собой. Все это недовольство копилось в главной героине постепенно годами. И только попав в ужасную ситуацию, она стала понимать, что ее прежняя жизнь не была такой уж идеальной.

    Вроде все сводилось к истории о мести. И да, Марина выследила своего обидчика. Но потом сюжет так лихо развернулся, что я просто не понимал, что вообще происходит, зачем она это делает и чем все закончится. То ли это такой витиеватый способ отмщения, то ли действительно стокгольмский синдром (когда жертва попадает в эмоциональную зависимость от своего обидчика, то бишь проникается к нему симпатией), то ли ее прежняя жизнь казалась настолько унылой, что это яркое событие (хоть и с негативным оттенком) перевернуло все с ног на голову. Честно говоря, я так и не понял мотивацию Марины, но именно этим она меня зацепила. Обычно можно поставить себя на место какого-то героя и попытаться его понять. В данном случае я не могу понять этот поступок. Открытый финал дает возможность фантазировать дальше в любом направлении, что довольно интересно, поскольку между главными героями огромная пропасть.

    Просто необычное кино, которое вводит в состояние ступора. Ольга Дыховичная заслуживает самых лестных слов. Ее игра меня поразила до глубины души. Никакой фальши. Все очень реалистично. Ну, ее образ в этом фильме, конечно, очень сильный и яркий, который надолго мне запомнится. Да и внешне в ней есть изюминка. Приятная женщина. Сергей Борисов тоже идеально вписался в свою роль. Режиссура отличная. Я был настолько погружен в атмосферу, что даже забыл про то, что фильм снимали на фотоаппарат Canon. И это хороший пример, когда потратили небольшой бюджет, но получили хороший результат. Советую всем любителям авторских драм с диковинкой. Наши тоже иногда умеют радовать.

  • Ветер мысли
    Учитель показал ученикам колеблющийся на ветру флажок и спросил:
    -Что это?
    - Это ветер колеблет флаг, - сказал один.
    - Нет это флаг колеблется на ветру, - сказал другой.
    - Вы оба неправы, - сказал учитель, - это движется ваша мысль.

    Портрет в сумерках, или Циклическая патология.

    После таких зрелищ как «Портрет…» возникает мысль, что ситуацию можно исправить только напалмом. Последний раз такое же чувство праведного гнева я пережил на фильме «Географ глобус пропил» Велединского (с которым я в детстве соперничал за место вратаря в команде по водному поло). Отсутствие малейшей тени намёка хоть на какое-то подобие положительного персонажа в этих кинокартинах отнимает даже иллюзию надежды на наше светлое будущее. Остается напалм, только напалм. Потому что потоп уже был. Не помогло. Вернее помогло, но не надолго, требуется нечто более радикальное.
    Тотальный диагноз – поголовная атрофия души. Последние времена – это когда люди окончательно утратят способность любить. А других-то в фильме и нет.
    Милосердия нет и, наверно, не будет,
    Сожаление скрылось за лжи пеленой.
    Стали клонами Зла безразличные люди
    И, наверное, Время тому лишь виной.

    Люди стали безмолвны, тверды и бездушны,
    Атрофия души и душевная смерть.
    Ничего в этом мире им больше не нужно.
    Не дано человечеству больше прозреть.*

    Некому сострадать или сочувствовать. Никто не вызывает обычной человеческой симпатии. Главная героиня настолько утратила ощущение жизни, что обычный адюльтер её не вдохновляет. Но ей повезло. Её серые будни и хроническую анемию несколько оживило групповое изнасилование, после которого она открыла для себя таинственный мiр сексуальных перверсий и вступила в ряды преданных адептов учения Леопольда фон Захер-Мазоха. А заодно приобрела некое подобие стокгольмского синдрома, ощутив глубокую и нежную привязанность к своему мужественному насильнику.
    Всё, однако, сложилось удачно, совместимость у них оказалась стопроцентная – у парня обнаружились изрядные садистские наклонности. А с милым, как говорится, и рай в шалаше. Поэтому Марина (так зовут героиню Дыховичной), не раздумывая, свалила из своего элитного жилища и от маргинально интеллигентного, желеобразного супруга к брутальному жлобу в его засранные трущобы с престарелым дедом-маразматиком и укуренным до вегетативного состояния братаном.
    Финал этой идиллии вы можете узнать сами, если, конечно, вас заинтересовала коллизия сюжета. Меня, честно говоря, изрядно гнобит подобная чернуха. Но я досмотрел, в тщетной надежде на экстравагантную развязку.
    Самый светлый момент фильма – «чудо» на крыше, когда новообретённый хахаль, угощая Марину пивом, протягивает ей полбутылки, а она, отхлебнув, возвращает ему !!! целую. Такова творящая чудеса сила проснувшейся в ней страсти. Шутка. Это просто технический ляп создателей.
    Фильм завершает символичный кадр: две тёмные одинокие фигуры, бредущие в сумерках по обочине дороги в никуда. В никуда – потому что авторы и сами не видят никакой перспективы, и нам, соответственно, предложить ничего оптимистического не могут. Ergo, напалм, как и было сказано с самого начала.
    P.S. Если кто не понял, какая связь у этой эротической драмы с «Географом…», повторяю: чернуха.
    А прилагательное «циклическая» в заголовке появилось из-за обратимости причинно-следственной связи социальных и личностных извращений.

    *) Взял строки с форума OTTO DIX (так и не понял, кто Автор).

  • …умная, конгениальная и, очевидно, не выдуманная история об иррациональности страстей человеческих…

    …интеллигентная и эффектная девушка в привлекательной неопределённости между лишь немногим больше тридцати, но уж точно и наверняка явно меньше сорока по имени Марина трудится в расплывчатом учреждении муниципально-государственной ювенальной специализации. Проще говоря, является инспектором по делам детей, семьи и тому подобного. В один из ничем не примечательных дней, Марина встречается для совместного, гхм, адюльтера с супругом одной из своих подруг, и по совместительству — действующим коллегой уже собственного благоверного. Встреча происходит на явочной квартире и по истечении всех положенных по случаю прелюдий, соитий и ласк, партнёр предлагает героине добираться домой самостоятельно, дабы не компрометировать друг друга ещё плотнее. Городская окраина, словно обширное и мистическое живое существо из творений не то Диккенса, не то Лавкрафта, поглощает Марину целиком и окунает её в сумрачную вереницу жутковатых передряг. Начинаясь с неприятной, но довольно банальной затяжки на колготках и сломанного каблучка, продолжаясь украденной сумочкой, деньгами, телефоном и документами, этот растянутый в полновесную чёртову дюжину часов кошмарный момент завершится всамделишным сектантским ритуальным шабашем под чернильным покровом ночи. Марину изнасилует орава настоящих, вышедших не изнутри бульварных газетёнок, но явившихся из адского горнила местной преисподней «оборотней в погонах». Наряд патрульной полиции устроит себе «женский день», а разбитая вдребезги и вывороченная наизнанку девушка, приняв сочащийся слезами безысходности душ и мрачно глядя после этого на своё отражение в зеркале, хладнокровно и рассудительно составит план неотвратимой и жестокой мести…

    …то, что произойдёт в художественной картине «Портрет в сумерках», снятой на два фотоаппарата за рекордно ничтожные двадцать тысяч американских долларов двумя девушками — режиссёром Ангелиной Никоновой и сценаристом, продюсером и актрисой главной роли Ольгой Дыховичной — за привычной кружкой обессахаренной пепси-колы и ведром прокарамеленного поп-корна смотреть не получится в принципе. Лента притягательно-отталкивающая, в принципе и решительно не настроенная на своё просмотровое прерывание. В лучших традициях кэрроловского нарратива про Алису, благополучная в сущности и беспроблемная по совокупности красивая девочка Марина проваливается из скучной и оттого немножко тягостной комфортной бытности среднего звена в инфернальное запределье. В мрачную, тяжёлую и хмуро безнадёжную урбанистическую эко-систему. На улицы беснующихся красноглазых гопников-упырей, вурдалаков в милицейских трупно-синих робах, разбитых фонарей и непрерывающейся с первыми петухами и всходом солнца демонической вакханалией. Эта среда для персонажа Дыховичной — максимально враждебна, и потому завлекающе, фатально привлекательна…

    …как закономерный результат, Марина, зависнув в междумирье, где с одной стороны всё глянцевое, лощёное, счастливое и лицемерное, а с противоположной — свирепое, занозистое и предельно бескомпромиссно-опасное, не находит другого пути, иначе как примирение и сожительство с собственными страхами. Вот уже она покупает у спившегося до омерзения бывшего интеллигента зеркальную мыльницу фотоаппарата «…с функцией портрета в сумерках…». А где-то рядом — задыхаясь от страсти, жарко и самозабвенно целует собственного насильника, упрямо повторяя раз за разом признание к нему же в любви. Грубый надзиратель за правопорядком не знает, как на это реагировать и что полагается обычно отвечать. Он по-простецки и без особой злобы отвешивает Марине полновесную молодецкую оплеуху в нежную девичью скулу, чтобы с удивлением услышать не грохот падения партнёрши с кухонной табуретки на твёрдый паркет, но упрямое повторение трёх простых и мощных, словно ружейные выстрелы, слов: «Я. Тебя. Люблю!»…

    …дискомфорт и боль служат «Портрету в сумерках» операционным инвентарём, провоцируя зрителя в рамках собственной головы из предоставленного Никоновой и Дыховчиной конструктора собрать (…или же провалить сборку, тут уж как повезёт…) лично для себя либо тёмную и печальную вариацию на тему Красавицы и Чудовища с ярко выраженным «стокгольмским синдромом», или галлюциногенный кислотно-героиновый приход Алисы в Зазеркалье, сочащийся фрейдистскими акварельными пятнами с расплывчатыми интерпретациями христианских заповедей внутри. А настоящая, неподдельная женская страсть, переменчивая и временами не понятная даже самой женщине, заставляющая порой свою обладательницу ставить всю собственную бытность в одночасье с ног на голову, добавляет так необходимой жанровости этой стремительной и обнажённой, подобной во всём живому и оголённому нерву, остросюжетной эротической драме о приступах жаркой страсти и превратностях внезапной любви…