Отзывы о сериале «Психопаспорт»

Психопаспорт (сериал)

Психопаспорт (сериал)

Аниме, Боевик (Япония, 2012)

Рейтинг IMDB: 8.2 (11 577 голосов)

Отзывы

  • Psycho-Pass — ещё одна сногсшибательная анимационная антиутопия с понятным, но важным морально-этическим посылом. Перед вами предстанет футуристическая Япония, в которой, известная нам судебно-исполнительная система безнадёжно устарела. Кому жить, а кому — умереть решает некая загадочная программа под названием "Сивилла", природа которой остаётся неизвестна вплоть до финальных серий проекта. Здесь возникают очевидные аллюзии на фильм "Особое мнение", неисчерпаемый источник вдохновения для многих антиутопистов. Система "Сивилла" ежедневно и ежечасно считывает психологический фон каждого человека и в зависимости от цвета фона определяет статус: от благонадёжного гражданина до потенциального преступника. Примечательно, что работа полицейских по сути сводится к карательным мерам. Их "умное" оружие напрямую связано с "Сивиллой": наводишь его на человека, и программа мгновенно высчитывает процент опасности, выстраивая режимы "парализовать" или "уничтожить". Какого рода проблемы могут возникнуть в подобном обществе, догадаться несложно, хотя при всей предсказуемости нужно отдать должное создателям "Психопаспорта": проект, безусловно, умный и глубокий, затрагивающий множество сложных тем. К примеру, снижение процента преступности приводит к проблеме другого плана, в каком-то смысле напоминающей ситуацию, описанную Брэдбери в "451 градус по Фаренгейту": стремясь поддерживать удовлетворяющий "Сивиллу" цвет психофона, люди постепенно теряют свою индивидуальность, превращаясь в толпу всем довольных, уравновешенных и безмятежных существ. А в "исправительных учреждениях" заперты как раз те, кто во многих антиутопиях входит в так называемую "группу риска" — художники, музыканты, писатели, то есть, творческая элита с яркими, оригинальными, неоднозначными характерами. Под бдительным оком "Сивиллы" сохранять индивидуальность означает в прямом смысле рисковать собственной жизнью . Но любая "справедливая" система не застрахована от появления людей, желающих и способных ей противостоять. Другое дело, какие формы может принять этот бунт и какой ценой бунтари стремятся к победе...

  • Начало XXII века. Японией правит компьютерная система «Сивилла». С помощью специального анализа психофизиологического состояния человека она выявляет среди людей потенциальных преступников — людей, которые склонны к совершению преступлений. «Цветовой фон психопаспорта» и «индекс преступности» каждого человека постоянно контролируется с помощью датчиков на улице, в местах скопления людей, в офисах и на производстве. Если эмоциональный фон человека ухудшается, его отправляют к психологу, если индекс преступности достаточно высок — принудительно направляют в психлечебницу. Если же индекс преступности не снижается, участь потенциального преступника незавидна — пожизненное заключение или даже смертная казнь. Таким образом, в этом мире преступления чаще всего не расследуются, а предотвращаются. Служба общественной безопасности отлавливает потенциальных преступников с помощью высокотехнологичных пистолетов «Доминатор» — в случае наведения на законопослушного гражданина они становятся на предохранитель, в случае высокого индекса преступности — парализуют цель, в случае очень высокого — распыляют на атомы.

    Этот мир похож на идеальный? Только на первый взгляд. Дело в том, что «потенциальным преступником» человека делает сочетание обычных черт: склонность к отрицательным эмоциям, вспыльчивость, критичность мышления, умение нестандартно мыслить, нигилистическое отношения к формальным законам и правилам. «Протестное» или мрачное искусство, провокационные философские идеи — все это быстро оказалось в упадке и под частичным запретом, а деятели культуры, которые эти искусство и философию создавали — в застенках. Туда же отправились и талантливые детективы — мыслить, как преступник, в этом новом мире оказалось опасно. Поэтому в службе общественно безопасности всю оперативную работу выполняют «исполнители» — потенциальные преступники, завербованные государством в обмен на относительную свободу. К ним приставлены инспекторы — «пастухи», цель которых — корректировать работу исполнителей, не сильно вникая в расследование. И все равно — чаще всего, увлекшись борьбой со злом, инспекторы пополняют ряды исполнителей.

    Акане Цунемори, еще недавно студентка, а теперь — сотрудница службы общественной безопасности, в первый же рабочий день сталкивается с жестоким психопатом. Дальше — больше; ее отряд вынужден противостоять маньякам, действия которых направляются таинственным террористом-манипулятором. Идеальной студентке и отличнице приходится столкнуться с реальностью и усомниться в справедливости мира, которым правит «Сивилла».

    Аниме оставляет довольно тягостное впечатление: несмотря на то, что главные герои на 100% положительны, по сути, на экране происходит борьба зла со злом. Жестокость и антигуманность «Сивиллы», уничтожившей в подчиненных ей людях все ростки инициативности, свободомыслия и здоровой агрессии, не подлежит сомнения. Но и террорист-«революционер» Макишима — такой же монстр, социопат, спасающийся от скуки, организовывая преступление за преступлением. Он всего лишь пробует систему на прочность, для него это спорт, вопрос самоутверждения — благо людей, свобода и демократия ему безразличны. Конфликт «Сивиллы» и Макишимы — это конфликт, пользуясь терминологией «Подземелий и драконов», lawful evil и chaotic evil персонажей.

    Вот и приходится героям защищать несправедливый закон от беззаконной несправедливости. Справляются с этим кто как — Акане пытается оставаться человеком и, стараясь не нарушать формальных правил, в то же время не быть жестокой. Ее старший напарник, Гиноза, давно принял решение оставаться бездушной машиной и слепо следовать букве закона. «Исполнители» не имеют большого выбора и мало чем рискуют. Большинство их — просто выполняют приказ. Когами Шинья один не может успокоиться, одержимый чувством справедливости.

    Акане и ее коллеги практически постоянно находятся в ситуации сложного морального выбора. Сочувствие жертвам и ненависть к маньяку, такие естественные чувства, им противопоказаны — они ведут к повышению «индекса преступности». Но, оставаясь равнодушным, разве можно вложить в расследование душу, представить, какую угрозу представляет преступник, осознать степень своей ответственности, и (самое опасное) вжиться в шкуру злодея, понять его? Разве нарушение инструкций и риск не меньшая цена за спасение невиновных? Авторам аниме удалось создать не только сложный и противоречивый мир, но и персонажей, вызывающих сочувствие, живых людей со своими историями, которые мы узнаем по мере развития сюжета.

    А вот многим понравившийся Макишима Шого мне не показался даже «неоднозначным». Да, по ходу диалогов он говорит много дельных, умных вещей (большинство которых почерпнуто из классики философской прозы — от Шекспира и Джонатана Свифта до Филипа Дика), да, мир «Сивиллы» заслуживает только разрушения (почему — углубляться не буду, ибо спойлер, но намекну: все хуже, чем кажется). Но, будучи часто прав на словах, вещи он творит чудовищные, переходящие все границы разумной жестокости, требуемой для свержения «Сивиллы». Как я уже сказал, он просто самоутверждается, прикрываясь красивыми словами о свободе сильной личности.

    Визуальная составляющая сериала намеренно контрастирует с нуарным сюжетом — неоновые вывески, гигантские небоскребы, красочная виртуальная реальность. Пряничные голографические домики и прочие «потемкинские деревни» маскируют город, где царят несправедливость и жестокость. Зло не удалось искоренить — его просто накрасили, припудрили и убрали на задний план, чтобы не портить позитивной, гламурной картины мира.

    Музыка, как чаще всего в аниме — бодрый, жесткий J-rock, подчеркивающий остросюжетность сериала. Заставка поначалу была отличной, правда, напоминала заставку «Тетради смерти» образами (герой и антагонист на крыше небоскреба и т. д.), во второй половине сериала стала немного аляповатой из-за закоса под граффити. Общий же стиль рисовки — в меру реалистичный (чтобы придать серьезности происходящему), в меру «анимешный» (молодые персонажи обладают характерной большеглазо-утонченной внешностью, чтобы подчеркнуть драматизм и эмоциональность).

    Итог: мрачная философская антиутопия как она есть, и при этом — жесткий полицейский детектив с очень хорошо проработанными персонажами. «Психо-паспорт» однозначно стоит просмотра.

  • Обидно, досадно, ведь мне посоветовали этот сериал, пообещав, что он мне обязательно понравится, и я надеялась на то, что будет действительно интересно, доверившись рекомендациям, хвалебным отзывам и высокому рейтингу, но, в конечном итоге, "Психопаспорт" нисколечко не зацепил. Кто бы там что ни говорил про оригинальность сериала, это была какая-то сборная солянка из десятка давно знакомых идей и образов, правда, смесь оказалась пресной на вкус. Хотя, чего можно ожидать от антиутопии? Все они под копирку повторяют друг друга, так же как сюжеты английских детективов. Нет, они могут быть интересны, но для этого требуется наличие харизматичных героев и притягивающих внимание деталей. В "Психопаспорте" нет ни того, ни другого.

    В аниме показано относительно недалекое будущее, в котором человечество доверило обеспечение безопасности общества системе под названием «Сивилла». Эта же система ответственна и за принятие важных решений. Ну, например, именно она решает, какая работа больше подойдет тому или иному человеку. Какое счастье для недалёкого среднестатистического обывателя - теперь не надо терзаться муками выбора! Мудрая машина сама скажет, куда идти и что делать. К тому же, времени для подобных вещей у людей особо-то и нет. В первую очередь, надо думать о том, чтобы психопаспорт - этакий пропуск в мир "нормальных" людей, не потемнел, иначе прощай светлое будущее или даже сама жизнь. А потемнеть он может очень легко. По закону жанра «Сивилла» оказалась не такой идеальной, как хотелось бы. Система частенько ошибается - записывает в "преступники" тех, кого не следовало бы, безжалостно разрешая ликвидировать ни в чем неповинных людей; но при этом некоторые настоящие садисты и маньяки могут спокойно жить, т.к. по каким-то причинам их психопаспорт всегда светел и чист, как у младенца.

    Оригинальностью тут и не пахнет. Все это я уже видела раньше в том или ином виде в других фильмах и книгах. Ни разу за все 22 серии у меня не возникла мысль: "а вот это что-то новенькое", скорее, это была разминка для ума "вспомни, откуда это слямзили". В сериале много недоработок и шероховатостей. "Философские" речи, которыми так восхищаются зрители, не впечатлили, т.к. мы вели подобные беседы на занятиях по философии еще на 3 курсе колледжа. Ну, в принципе, для подростков уровень как раз неплохой, может, лет в 16 я бы тоже была в восторге.

    Возможно, я могла бы простить недостатки сюжета (все-таки он не безнадежен), если бы мне понравились персонажи. Только вот с ними дело обстоит еще хуже. Все они так и остались для меня безымянной серой биомассой, снующей туда-сюда. Герои все как на подбор блеклые и неинтересные, не вызывающие ни капли жалости, сочувствия или любопытства, я даже не запомнила ни одного имени. Главная героиня так навсегда и останется в моей памяти "барышней" с неизменным туповатым выражением лица. Главный герой же почему-то воспринимался как нелепая пародия на Спайка Шпигеля и еще дюжину других более интересных персонажей.

    Ставлю нейтральные 6 баллов. Стандартная антиутопия, вокруг которой, как обычно, раздувается много пустых разговоров и философствований.