Молчание

Молчание

Оригинальное название Silence
Год 2016
Страна Мексика, Тайвань, США
Киностудия Cecchi Gori Pictures
Жанр Драма, Исторический
Оригинальный слоган Sometime silence is the deadliest sound
Режиссер Мартин Скорсезе
Сценарий Cocks, Jay, Endô, Shûsaku
Продюсер Andersen, Brandt, Blavatnik, Len, Breukink, Roelof, еще 10
Оператор Родриго Прието
Композитор Говард Шор
Премьера 29 ноября 2016 г.
Премьера в России 26 января 2017 г.
Время 161 мин. / 2:41
Рейтинг MPAA R

7.609 (24 голоса)

Рейтинг IMDB: 0.0 (0 голосов)

Главные актеры

Содержание

В XVII веке два священника-иезуита подвергаются насилию и преследованиям во время их странствия в Японию, имеющего целью найти своего наставника и распространять христианское Евангелие.

Трейлер

Новинки кино

Отзывы

  • Когда мне было 15 лет, я пережила клиническую смерть. Самая мучительная боль к концу притупляется; меня уже не шокировали ни потоки крови, ни мрачные перешептывания медперсонала. Я понимала, что умираю, но мне не было страшно, настолько я уже была измучена. Вдруг спокойный мужской голос задал мне странный вопрос. Тут надо заметить, что услышала я этот голос не ушами, не мозгами, не просто "внутри головы", а как бы всем телом сразу: "Есть ли в твоей жизни что-нибудь или кто-нибудь, что стоит таких мучений?" Перед моим мысленным взором прошли все мои тогдашние желания и мечты. Было неудобно, что кто-то копается у меня в голове. Мысленно на вопрос я ответила "нет". Ни одно из моих тогдашних желаний, будь то вещи или люди, не стоили такой боли.
    Прошло много лет, прежде чем до меня дошел истинный смысл вопроса. К тому времени я уже несколько лет жила в стране, где обращение в христианство грозит смертной казнью. Разумеется, до приезда в эту страну я была, как и все нормальные люди, атеисткой.
    Все это длинное предисловие призвано пояснить, почему "Молчание" для меня весьма актуальный фильм:). Для того, чтобы оценить всю его шедевральность, надо... нет, даже не оказаться в ситуации, где за религиозные убеждения можно поплатиться жизнью. Надо понимать, что самое жуткое - это... молчание. Когда вас одолевают демоны и сомнения. Когда нет однозначного ответа, как следует поступить. Когда нельзя просто отдать свою жизнь - и оказаться в раю. Когда инквизитор прекрасно понимает, что есть вещи пострашнее боли и смерти: это уничтожение вашего духа, личности, достоинства - образа Божьего.
    Родригес, в силу неопытности и заносчивости, даже не подозревает, насколько умен Иное и что именно инквизитор ему приготовил. Три самые сильные сцены в фильме - когда Родригес недоумевает, как Иисус может любить такое ничтожество, как Кичджиро, который даже не воплощение зла - а так, недоразумение какое-то; вторая - сцена с бывшим наставником, Ферейрой, который, как Иуда, помогает сломать Родригеса, как бы ради общей пользы, и третья - встреча разбитого Родригеса с презренным Кичджиро: теперь бывший иезуит понимает, что и сам превратился как раз в то, что презирал, помесь Ферейры с Кичджиро.
    PS. С японской стороны есть информация, что Ферейра, чье отречение в свое время поразило всю Европу, перед смертью раскаялся, подвергся пыткам и таки умер мучеником :).

  • Вне зоны доступа

    Оценка 6 из 10

    Шедевры о прочности веры появляются на экране крайне редко, в лучшем случае один раз в десятилетие, и это не самая легкая тема для фильмов. «Остров» Лунгина вышел на экраны примерно 10 лет назад, прошло уже полвека после «Андрея Рублева» Тарковского, страшно сказать, но почти 30 лет назад Мартин Скорсезе провоцировал зрителей «Последним искушением Христа». На премьерных показах новейшего «Молчания» Скорсезе присутствовал сам Папа и церковные сановники высшего эшелона, только подтверждая эту странную, почти конспирологическую, закономерность. И что есть «Молчание»: посыпание головы пеплом и отмаливание грехов великим режиссером или все-таки консервативность истого католика? Эта лента — редкий случай клерикальной драмы о внешнем и внутреннем поражении экспансии католицизма в Японии 17 века, история веры и мучений.

    Основывая «Молчание» на одноименном романе Сюсаку Эндо 1966 года, тепло встреченном такими видными литераторами как Грэм Грин и Джон Апдайк, Скорсезе выводит этот фильм, подобно первоисточнику, в разряд беллетристики. Режиссер заполняет пространство фильма религиозными диалогами и рассматривает его как способ исследовать природу веры, не учитывая при этом контекст культурных различий. Есть ли шансы у западного христианства пустить корни в японском «болоте», которое очень неохотно принимает чужаков-миссионеров и стремится сохранить свою религиозную буддистскую целостность и культурную идентичность? Скорсезе стремится экранизировать ни больше, ни меньше историю Бога, страны и мифа о попытках духовной конкисты. Визуально — да — это ожившие на японском фоне полотна европейского Возрождения о мучениках веры, внутренне — нет — это скрытая гармония с гангстерскими фильмами Марти, надо сознаться под пытками, предать босса и получить взамен жизнь.

    «Молчание» снято как продолжительное мучительное погружение, как опыт демонстрации тонкого вкуса в показе истории, далекой от голливудского приключенческого боевика о похождениях нескольких иезуитских святош в далекой стране. Прагматичная комиссия «Оскара» выделила только работу Родриго Прието, чья камера фиксировала ранее сюжет «Пассажиров» и с которым Скорсезе работал над «Волк с Уолл-стрит». Случайно ли это? И это ли не победа развлекательности над тем настоящим кино, для которого так много сделал Марти? Уверен, что нет, режиссер слишком озабочен, слишком увлечен нанесением физических увечий и организацией мученических смертей, которые не сокрушают, а, напротив, стимулируют интерес к Христу, поднимая вопрос о том, почему любой готов пожертвовать жизнью для церкви. И зачем только этим островитянам из глухой деревни нужно было выживать без христианского священника? Как они жили без служения мессы или крещения детей? Эта мотивация абсолютно не ясна и снижает эмоциональный накал «Молчания», потому что Скорсезе основные силы сосредотачивает на внешнем — на противостоянии японской (!) Инквизиции.

    Актерские работы в «Молчании» заслуживают особого внимания и обсуждения. Чрезвычайно оптимистичный кастинг привел на площадку Эндрю Гарфилда ("По соображениям совести», «Новый Человек-паук») в роли Родригеса и Адама Драйвера ("Патерсон», «Звёздные войны: Пробуждение силы»). Первый — мягко, даже излишне сентиментально, мучается, но не может своей ролью объяснить всю боль религиозного сомнения, второй — с максималистским эффектом гиперчувствительного подростка резко сливается из ленты через несколько сцен сомнения и мученичества. Возникает ощущение, что эти парни вошли не в ту дверь и ошиблись веком в кадре. Прекрасен в роли Инквизитора Иссэй Огата, который ранее играл эксцентричного Хирохито в «Солнце» Сокурова, Скорсезе представляет его как улыбчивого дьявола, настоящего государственника, точно понимающего, что Родригес и его братья-иезуиты должны делать для Японии. Лиам Нисон ("Голос монстра», «Операция „Хромит“) в роли источника всех беспокойств падре Феррейры не добавляет значительного вклада в ленту, он живописен как у Караваджо в начале ленты и прагматичен как отступник при встрече с Родригесом, только харизма и темперамент делают его своеобразным якорем для „Молчания“».

    Интерес Скорсезе к роману Сюсаку Эндо и к характеру Родригеса вполне понятен, это интерес к созданию человека в кадре, а не голливудского героя. Герой Гарфилда лишен высокомерия и тщеславия, он сжимается в страхе, отступает от своего совершенства, он, которому нравится мнить себя островным Иисусом, готов к самому главному шагу в жизни. Для Родригеса вопрос глухого Бога — это вопрос гипсовой святости Гарфилда, который прогибается под тяжестью роли и вера которого театрально бьется, оставляя зрителю, тем не менее, вполне жанрово уместный финал. Родригес слаб как любой человек, но его слабость на поверхности, а его вера не горит факелом и разрушает главного героя изнутри. Сомнения и страдания в этом большом и монотонном фильме делают его просмотр местами утомительным, а местами превращают в добровольную пытку, но у Скорсезе даже большая слабость содержит в себе фундаментальную силу высказывания.

Книга, по которой был снят фильм

В подборках

Теги

Лучшие по жанру

1 ...А зори здесь тихие

Военный, Драма (СССР, 1972)

9.10
2 Список Шиндлера

Биография, Военный (США, 1993)

9.07
3 Балто

Анимация, Драма (США, 1995)

8.92
4 Семнадцать мгновений весны (сериал)

Военный, Драма (СССР, 1973)

8.80
5 Пианист

Биография, Военный (Германия, Франция, Великобритания, 2002)

8.80
6 Могила светлячков

Аниме, Военный (Япония, 1988)

8.72
7 Король говорит!

Биография, Драма (Австралия, Великобритания, США, 2010)

8.63
8 Ветер крепчает

Аниме, Биография (Япония, 2013)

8.50
9 Мальчик в полосатой пижаме

Военный, Драма (Великобритания, США, 2008)

8.48
10 Храброе сердце

Биография, Боевик (США, 1995)

8.35