Отзывы о фильме «Мафия: Игра на выживание»

Мафия: Игра на выживание

Мафия: Игра на выживание

Боевик, Научная фантастика (Россия, 2016)

Рейтинг IMDB: 4.5 (2 595 голоса)

Отзывы

  • Шутка про фильм, поставленный по «Морскому бою» уже давно стала правдой. Теперь, похоже, очередь за «Тетрисом», потому что вот по «Мафии» уже сняли. Если честно, я слышал про этот фильм и относился к нему с надеждой. Ведь интересная же тематика – психологические игры, рассуждение, кто здесь мафия, кто нет. Да и плюс еще – как вообще это можно экранизировать? Какой из способов выберут? Что придумают? Когда узнал кто режиссер, сразу понял.

    И да, я был прав. Ленивые российские режиссеры выбирают самый банальный – игра на выживание в команде. Кто остается в живых – получает приз, кто проиграет – умирает мучительной смертью. И все это транслируется по всей Москве будущего. Да, это оказывается самое популярное шоу в мире. За счет чего оно заслужило такое признание? Никто не скажет. Просто примите этот факт как данность.

    Вообще, принимать, как данность тут придется много. Почему вся Москва выглядит как порабощенная пришельцами? В ней куча странных зданий и жгуты, протянутые от дома к дому? В ней мусор лежит на тротуарах в каких-то трущобах, горят костры на улицах, словно после апокалипсиса. Что там произошло? Почему большинство семей живут в кирпичных интерьерах, в независимости от достатка семьи? Почему… нет, хватит, не нужно тратить силы и задавать столько вопросов – все равно ответов на них вы не услышите. Этот фильм не про ответы на вопросы. Он о…

    И вот тут тупик. Ведь о чем этот фильм – вообще не понятно. И даже после просмотра, вы не получите ответа на этот вопрос. Он об игре в Мафию? Но, простите, все эти герои они не играют в Мафию. Они играют в «давайте зачморим того, кто нам не нравится». В их выборе нет никакой логики, никто не делает предположений, не исследует психологию игроков. Ничего из самой игры, кроме общей завязки. Может это фильм про характеры? Да ладно, вы серьезно готовы считать вот эти вот стереотипные шаблоны характерами? Они банальны донельзя. Умирающий человек, который хочет получить денег для своей семьи, богатый буратино, который хочет риска, один не от мира сего и другие же столь же оригинальные и блестяще выписанные характеры.

    Может здесь глубокие мысли о сущности человека и его страхах? И опять не угадали. Все связанное со страхом и смертью в этом фильме вызывает лишь недоуменные смешки. Битва на гладиаторской арене, перестрелка в городе (я даже не буду спрашивать про вооружение этих людей), акулы и прочее. Оно здесь совершенно не к месту. Больше похоже на то, что это было снято заранее студентами в качестве практики. А в фильм его вставили… ну, чтобы хронометраж натянуть, например. По сути это бы могло сыграть и неплохо сыграть, если бы мы переживали за тех, кто погибает.

    Но как можно за них переживать, если у нас все персонажи картонные, а нас с ними даже не знакомят, как следует. Просто развешали ярлычки и все. Им негде больше раскрыться, ничем поразить зрителя. Своими репликами они напоминают героев какой-нибудь передачи о «жизни реальных людей» с регионального канала. Все их обсуждения, реплики и мнения словно сошли с телеэкрана из какой-нибудь «Давай Поженимся» или «Званного Ужина». Тот же уровень игры и тот же уровень вовлеченности. Я даже боюсь упоминать фильм «12 разгневанных мужчин», который без всяких спецэффектов, всего в одном помещении и без особого сюжета, построенный только на одних диалогах, смотреть было в тысячу раз интереснее, чем эту поделку. Если бы хватило таланта, вместо тех самых «зрелищных» смертей вставить сюда настоящие раскрытие персонажей, а не банальные истории из жизни типа «Рауфик неуиновен» - может быть что-то интересно и получилось.

    Что же еще? Может быть, на наших глазах разыгрывается отличный сюжет про борьбу со злом и победой добра? И опять - не надо смешить. С чего это вдруг это шоу зло? Оно убивает людей? Так люди сами туда идут. Люди сами смотрят и гарантируют рейтинги. В чем зло? В том, что нам так сказал Сарик Андреасян? В том, что… вы знаете, даже комментировать сюжет не хочется. Потому, что в конце нас ожидает настолько «качественный прогон» из списка «сотня самых идиотских концовок», что всерьез беспокоишься. Как вообще Сарик умудрился набрать в авторы сценария детсадовскую группу для детей с замедленным умственным развитием. Это законно в нашей стране?

    Здесь есть единственная симпатичная черта – органичность визуального ряда. Да, кривовато нарисовано и спецэффекты уже лет десять как устарели, но в целом – это единственное, за что можно похвалить фильм. Все остальное, что есть в этом фильме – это тихий ужас и уныние.

  • Кто же будет тем, кто ничего не боится?
    Кто из нас не играл в мафию? Любой второй без труда объяснит несложные правила. Одиннадцать участников: двое из них - мафия, девять - мирные жители. Рассекретить мафию - задача мирных, пока их всех не попереубивали. В буквальном смысле. Игра на выживание. Игра на смерть. И только тот, кто ничего не боится - останется в живых.
    картинка ChopSuey
    Меня распирало от любопытства узнать, кто же мафия. Мы с друзьями даже ставки делали. Было очень интересно наблюдать, угадывать, тем более, что сами актеры не были в курсе, кто из них кто. Ни мимикой, ни жестами, ни игрой они не могли дать понять, кто же из них безжалостная мафия. Наш вполне достойный ответ американским экшнам. Лично мне идея показалась интересной, но не до конца раскрученной, не хватило совсем чуть-чуть. Весь фильм ждешь бомбы, ждешь и ждешь, а её всё нет и нет.
    Уверенна, сняли б они фильм на полчасика дольше - удалось бы подробней раскрыть историю каждого персонажа так, чтобы она зацепила, задела за живое. А пока их истории просто прошли мимо. Но всё равно не может не радовать, что наше отечественное кино делает попытки выйти на достойный уровень. Да и актёрский состав не может не радовать. Не какие-то там никому не известные, ни разу не появлявшиеся на экране лица, а наши, старые добрые, проверенные.

  • Мафия - ролевая психологическая игра, которая не раз развлекала меня в различных компаниях. В ней есть интрига, напряжение, дебаты, своеобразная погоня. Особенно интересно становится в неё играть, если добавлены доп. статусы (комиссар, доктор и т.п.), наличие которых может быть на руку как мирным жителям, так и мафии. Так что в этой, с виду простой, игре заложен огромный потенциал для построения интересного психологического фильма, в котором могли бы столкнуться совершенно разные люди, у каждого из которых свой скелет в шкафу. Увы, напряженного противостояния характеров не вышло: не хватило ни сюжета, ни накала, ни умелой игры актеров.

    Всего 11 героев - 9 мирных жителей и 2 мафии. Кто-то из них связан друг с другом, кто-то нет. Каждый шёл на игру со своими целями. Кому-то не хватает адреналина, кому-то надоело жить, кому-то действительно нужны деньги, а кто-то борется за свободу. Казнь предполагаемой мафии или убийство мирного жителя оборачивается для игрока реальной смертью от самого большого его страха. Кто победит? Мирные или мафия?

    В течение фильма нам в нескольких словах рассказывают, что же привело участника на игру. Создатели фильма долго наводили интригу, чтобы случайно не раскрыть, кто мафия, а кто победитель. Как минимум, определить одного из них оказалось невероятно легко, ведь у такого кино должен быть правильный конец.

    Противостояния в фильме как такового нет. Кто-то предлагает кандидатуру и все дружно её поддерживают. Иногда не очень дружно, но интриг нет. В фильме очень точно было подмечено, что кто в этой игре молчит, тот и выигрывает. По крайней мере в незнакомых компаниях такое часто бывает. Из-за этого в фильме отсутствует напряженность и психологичность - мне не хватило атмосферы и накала. А ведь у людей тут на кону жизнь! И тут же вспоминается, с каким интересом я когда-то смотрела одноименное шоу и насколько оно меня захватывало. Даже возникла мысль, почему режиссёр не распорядился провести перед началом съемок несколько игр, чтобы подхватить оттуда какие-то моменты? Оказалось, что такие игры проводились, но на пробы актеров, и, судя по всему, выводы оттуда никакие не сделали.

    Игра актеров неправдоподобна от слова совсем. На фоне остальных положительно выделялись Ольга Тумайкина, которая, всё-таки, не дотянула до конца, и Андрей Чадов, у которого было совсем мало текста в фильме. Я даже не знаю, промах ли это режиссёра при работе с актёрами, или сами актёры не того уровня, но наигранность всего происходящего бросалась а глаза.

    Вторая половина сюжетного времени уделена казни игроков. Они оказываются в ситуации, где их преследует самый большой страх, который и губит участников. Конечно же, появляются те, кто силой любви преодолевают страхи, но всё это оказывается подтасовкой, ведь как можно победить единицы и нули? Выяснилось, что в фильме всё-таки была интрига: если есть система, значит, её надо сломать. А то, что на игру шли умирать по собственному желанию, конечно же, никого не волновало. Собственно, подоплёка того, чтобы сломать то, на что идут добровольно (а каждый игрок по сути становится убийцей), мне не очень понятна. Да и выбранный способ тоже.

    При всём при этом, фильм сильно не докучает, не вызывает раздражения и отторжения, а смотрится с интересом. Огромным плюсом являются спецэффекты. Мне так очень понравилась преобразованная 900-летняя Москва. Более того, авторы очень заморочились, чтобы создать качественные локации под каждого игрока, историю его жизни и смерти. Я думаю, что фильм стоит посмотреть один раз, хотя бы для того, чтобы поддержать отечественный кинопром.

  • Творчество братьев Андреасянов (Сарик снимает, Гевонд продюсирует, на пару они основали печально известную компанию Enjoy Movies) уже давно стало притчей во языцех, все их фильмы (практически без исключения) являются примером того, как нельзя, вредно и чревато снимать кино, критики их ненавидят и каждый новый проект разрывают в клочья, что, впрочем, не мешает стабильно собирать кассу (только первый американский опыт «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди в главной роли провалился в прокате) и получать деньги на новые творческие поиски. Причем бюджеты проектов стабильно растут — от 1,5 млн. на, прости господи, «ЛОпуХИ: Эпизод первый» и до 5 млн. долл. на запускаемый в прокат в 2017 году первый отечественный супергеройский фильм «Защитники». Кроме того, Сарик до сих пор не может определиться со своей жанровой ориентацией — среди его фильмов и патриотические, и детские, и новогодние, и комедийные, и фантастические. Этакий массовик-затейник с четким пониманием своей непритязательной целевой аудитории.

    Его новый проект — «Мафия: игра на выживание» по своей сути экранизация популярной нынче настольной игры. Создатели даже выкупили права на экранизацию у ее создателя Дмитрия Давыдова (он придумал игру еще в 1986 году, будучи студентом психологического факультета МГУ). Из известных подобных заграничных экспериментов — «Морской бой» Питера Берга и «Dungeons & Dragons» Кортни Соломона провалились в прокате и стали печально известным примером неразумных продюсерских решений. Из удачных опытов можно только вспомнить «Джуманджи» с Робином Уильямсом, но это был скорее фильм про настольную игру, а не фильм на основе настолки.

    Однако, голой настольной игровой механики Сарику для того, чтобы развернуться недостаточно и он наполняется игру про сложную словесную и психологическую борьбу ненужными допущениями и деталями — время действия переносится в Москву будущего (2072 год) со сложными биотронными механизмами, футуристическими пейзажами и сплошным внедрением сенсорных безэкранных дисплеев и безвкусной и однообразной компьютерной графикой. «Мафия» становится всеобщим общегосударственным развлечением и, разменивая свой 56 сезон, является самым популярным в истории телевидения шоу, организованным (куда смотрит правительство!) картонным помешанным олигархом (Виктор Вержбицкий, чем-то неуловимо напоминающий Тобина Белла в роли маньяка из бесконечных «Пил»), а люди, принимающие участие в игре, в борьбе за огромный приз напрямую рискуют своей жизнью в случае проигрыша.

    Из всех десяти игроков, не запоминается практически никто, пусть нас и старательно подчивают флешбэками с пояснениями мотивации героев, актерам (задействованы среди прочих Вениамин Смехов и Андрей Чадов) просто нечего играть, их образы — картонные стериотипы вроде богатого старика, невиновного преступника, преступного авторитета с соответствующим слэнгом, гламурной насиликоненной девочки из детдома (!) и пр. Более того, по злобной иронии кого-то из создателей всех участников для демонстрации сложной словесной психологической борьбы помещают в адские вырвиглазные кресла, в которых они практически не могут двигаться, а могут лишь что-то лепетать строго по очереди, никогда не перебивая, как китайские болванчики.

    Проигравшие участники безальтернативно сталкиваются со своими главными страхами, о которых у них старательно выпытывают на кастинге (психолог — Карэн Бадалов, единиственная достойная актерская работа в фильме). Брошенный на старте фильма вопрос: «А что будет с тем, кто ничего не боится?» так и остается грубым и глупым нагнетанием атмосферы. Можно с увренностью ответить — бесстрашного убьют рандомным по-садистски изощренным способом. Другого варианта просто нет.

    Сюжетная же концовка вносит в сценарий фильма еще большие сумбур, нелогичность, хаос и предназначена лишь для того, чтобы беспомощно и робко обозначить варианты дальнейшего продолжения и развития глупого сюжета. Впору запускать интернет-петицию с просьбой больше никогда не давать денег на съемки на все руки мастерам братьям Андреасянам, «никогда!.. Никогда!»

  • Москва 2072 года. Футуристические пейзажы, тёмные высокие небоскребы, мрачные высокие технологии и Игра. Мафия. Игроки пытаются определить кто из них мафия, голосуют, ошибаются, снова голосуют... Мафия делает ответные ходы, методично уничтожая мирных жителей одного за другим. Тот против кого проголосовали умирает по настоящему, и смерть его, страшная и зрелищная транслируется в прямом эфире.
    Экшн, стрелялка, любовь счастливая и не очень. Всего тут понамешено. Жизненные истории каждого участника их предыстории, их поводы придти на игру, их самые большие страхи, и их общая история, игра...
    Один из эпизодов, смерть героя от старости напомнил соответствующий момент из "Старика Хоттабыча":

    "...- Ой! - воскликнул Женя звонким мальчишеским голосом. - Ой! - простонал он через несколько секунд басом. - Ой! - прохрипел он еще через несколько секунд дребезжащим стариковским голосом. - Ой, умираю!
    Волька с тоской смотрел, как Женя с непостижимой быстротой превратился сначала в юношу, потом в зрелого мужчину с большой черной бородой; как затем его борода быстро поседела, а сам он стал пожилым человеком, а потом дряхлым, лысым стариком."(с)


    И отдельно конечно порадовало, что персонаж за которого я болел таки уцелел в этой игре.