Русские евреи. Фильм первый. До революции (2016)

Русские евреи. Фильм первый. До революции
Русские евреи. Фильм первый. До революции

Рейтинг IMDB: 7.8 (112 голосов)

Жанр Документальный
Хронометраж 1 ч. 26 мин.
Режиссер Сергей Нурмамед
Премьера в России 14 апреля 2016 г.
Страна Россия
Сценарий Леонид Парфёнов
Продюсер Леонид Парфёнов
Оператор Сергей Нурмамед
Композитор Анна Друбич
Кассовые сборы 53 147 $

Рейтинг IMDB: 7.8 (112 голосов)

Содержание

В первом фильме трилогии ведущий сопровождает зрителя от Киева, «матери городов русских», где уже в XI веке имелся еврейский квартал, до столичного Петрограда 1917 года. При Екатерине II Россия стала страной с самым большим еврейским населением, а с XIX века «чужие всем и считающие всех чужими» инородцы преодолевают самоизоляцию. Фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни и о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, ученые, деятели искусства, революционеры. О том, как в иностранные языки вошло русское слово pogrom, о «деле Бейлиса», о первой волне эмиграции. Об эсерах и большевиках, расшатавших царский строй, о ближайших соратниках Ленина, вершивших историю страны в октябре 1917 года. О дальнейшей судьбе и самоидентификации «русских евреев» в России и за ее пределами расскажут два следующих фильма трилогии.

Смотреть онлайн

Отзывы

  • Кругом одни евреи

    Оценка 6 из 10

    «Евреи, евреи, кругом одни евреи…» так пелось в популярных в застойном СССР куплетах. Хотите убедиться в этом обоснованно и напрямую? Добро пожаловать в историческое трехчастие от мастера поп-историй Леонида Парфенова «Русские евреи». В первой, достигшей не очень широких экранов, части «До революции» рассказывается об истории и укладе жизни еврейского народа на территории империи.

    Россия пришла к евреям. Пожалуй, одна из ключевых фраз фильма. Жившие закрыто еврейские общины понемногу выпускали своих сынов и дочерей из местечек. Туда к русским и дальше — в мир. Парфенову безумно нравится жонглировать фактами ассимиляции еврейского народа. Художник Исаак Левитан, дважды депортированный из Москвы по тогдашним российским законам по нацпринадлежности. Не сдавался же ведь и усиленно хотел стать русским евреем. И рисовал «Вечерний звон» и «Над вечным покоем». Еврей написал одни из самых русских картин. Должно ли иметь искусство национальность? И почему некрещеный еврей Левитан смог написать такие одухотворенные полотна, дышащие Россией? Об этом в…

    Читать дальше
  • Как всегда у Парфёнова - интереснейший фильм, плотно насыщенный информацией, в том числе визуальной. Меня всегда поражало, как он готов ехать за полмира, чтобы отснять небольшую сценку.

    Юмора тут, пожалуй, меньше, чем в других его работах, хотя и ему нашлось место.

    За небольшое время раскрывается сложная и до сих пор для многих болезненная тема.

    Больше всего понравилась часть про Одессу - "еврейскую столицу Империи".

    Конечно, при таком крошечном объеме всё вместиться не могло, и к выбору тем у меня есть вопросы. Как можно было не рассказать о "Протоколах сионских мудрецов", которые сыграли свою роль, в том числе, и в событияих в гитлеровской Германии? Или об эмиграции в Палестину - интереснейшая тема. Зато слишком много внимания уделено революционным событиям, которые касаются основной тематики фильма лишь косвенно.

    Еще не понравились анимационные вставки. Я люблю традиционые для работ Парфёнова эпизоды в технике перекладки, а ожившие и говорящие фотографии немного пугают.)

    Но в целом - это очень интересная, достойная работа.

  • Давно интересуюсь этой темой, но никогда не знала о существовании работы Леонида Парфёнова о евреях, да ещё и в России. Уважая его ранние труды и освещение этой темы отдельной документальной картиной, не могла пройти мимо и не посмотреть первый фильм.
    Однозначно стоит отметить, что проделан колоссальный труд, чтобы фильм был создан. Много подробнейшей информации о неизвестных или малоизвестных фактах из истории еврейского вопроса. О некоторых событиях я узнала впервые и была удивлена. Казалось бы, что темы огрома и революции настолько избиты, но у Парфенова они звучат словно по-новому.
    Достаточно хорошим источником информации о истории евреев получился фильм. Кто-то узнает новое, кто-то повторит старое, оттолкнется и будет искать дальше по этой специфической, но интересной теме.

Другие фильмы из цикла

Подборки