Отзыв aola о фильме «Холодное сердце»

Холодное сердце

Холодное сердце

Анимация, Комедия (США, 2013)

Рейтинг IMDB: 7.5 (499 804 голосов)

Внимание! Очень много текста и незначительные спойлеры (если это слово применимо для диснеевских мультфильмов).

С каждым новым полнометражным мультфильмом студия Дисней ступает по все более и более тонкому льду. С каждым новым мультфильмом о принцессе лед под ногами художников, режиссеров и сценаристов трещит и проседает. Причина проста: слишком много уже снято по-настоящему хороших вещей. Снять на нужном уровне – крайне сложная задача, снять лучше – практически невозможно, а вот хуже – очень даже просто.

Давайте разбираться, что же получилось из свеженького ‘Frozen’ (в русском прокате переведенного вполне адекватно – ‘Холодное сердце’).

Надо понимать, что большинство полнометражных диснеевских мультфильмов не возникают из воздуха и даже из головы нынешних сценаристов. Многие сюжеты, выходящие в свет только сейчас, планировались много лет назад, некоторые - еще при жизни самого Уолта Диснея. 'Frozen' раньше был никаким не Frozen, а самой обыкновенной ‘Снежной королевой’, всем известной по чудесной сказке Андерсена.
Вероятнее всего, сюжет изначально мало отличался от оригинального, потому как Снежная Королева выглядела примерно так:
картинка aola

Однако к 2013 году на рынке анимации изменилось очень и очень многое, диснеевские кудесники вынуждены учитывать не только эстетическую ценность своих детищ, но и (в куда большей степени) его ценность как продукта для продажи, объекта, из которого можно выжить максимальную прибыль. В этом плане выпуск зимнего мультфильма непосредственно зимой – очень и очень сильный ход. Помимо билета в кинотеатр многим родителям придется раскошелиться на подарки к новогодним праздникам: не обойтись без кукол (внимание, в мультфильме ДВЕ принцессы и ДВА кавалера, и это не считая sidekick-ов), канцелярии, украшений для елки, костюмов для рождественских вечеринок и пр., и пр. По этой же причине выбран был популярный сейчас формат компьютерной анимации, а не заявленный вначале рисованный мультфильм.


Изменения коснулись и сюжета. От сказки Андерсена не осталось ничего – ни Кая, ни Герды, ни Маленькой Разбойницы, ни, собственно, Снежной Королевы. Вместо борьбы истинной любви против злобной Снежной Королевы мы получаем модную нынче историю внутрисемейных отношений, в данном случае – сестринских (проблемы мам и дочерей уже были решены в пиксаровском ‘Brave’).

Итак, жили-были король и королева. И было у них целых две красавицы-дочки: уныло-правильная Эльза и взбаломошно-наивная Анна. Эльза обладает даром повелевать снегом и льдом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Любопытно, что долгое время Эльза живет обычной жизнью. Однако стоит ей только капельку заиграться и случайно ранить свою нерадивую сестрицу, родители тут же поступают как узколобые и ограниченные ретрограды: изолируют девочку от людей (и горячо любимой сестры), круглый год держат за закрытыми дверьми и без устали велят смириться и терпеть (conceal, don’t feel и что-то там еще). По сути, во всем далее произошедшем виноваты именно дубоголовые папаша и мамаша. Подавляя истинную натуру дочери, они добились только развития у нее нервозов, глубокой депрессии и неприятия себя как личности. Неудивительно, что при первой же эмоциональной встряске Эльза совершает своеобразный ‘выход из шкафа’, обнажая перед всем частным народом себя и свой дар. Другое дело, что это стоит ей достаточно дорого – короны и доброго имени.

Сделать ведущими героинями мультфильма сразу ДВУХ принцесс – достаточно рискованный шаг, и, на мой вкус, не особенно оправданный. Если Эльза запоминается просто в силу своих злоключений (в конце концов, это именно она превращается в эдакую снежную принцессу) и нестандартной внешности, то Анне остро не хватает индивидуальности, каких-то отличительных черт.
картинка aola

Лично мне кажется, что ‘Frozen’ и в плане сюжета, и в плане проработки персонажей это скорее топтание на месте, но никак не шаг вперед.

Судите сами: Анна, при всей своей кажущейся суетливости и имитации активной деятельности, является героиней скорее пассивной. Много лет она как должное принимает затворническую жизнь, не бунтуя и фактически не требуя объяснений. В своей главной песне ‘For the First Time in Forever’ Анна ликующе воспевает не надежду на новую жизнь, а… возможность встретить подходящего принца! Как тут не вспомнить пассивно-покладистых Белоснежку (Some Day My Prince Will Come), Золушку (A Dream Is a Wish Your Heart Makes) и Аврору (Once Upon a Dream), в своих музыкальных номерах мечтавших о том же.
Все ее дальнейшие действия только подтверждают эту тенденцию – Анне делают предложение руки и сердца, Анне помогают добраться до пункта назначения, Анну выгоняют, Анну замораживают, Анну спасают, Анне указывают на истинного возлюбленного. Каждая из предыдущих женских героинь (Ариэль, Белль, Жасмин, Мулан, Джейн, Тиана, Рапунцель) представляла собой все более и более развитую и самостоятельную личность, женщину, нацеленную на личностное развитие, а не поиск подходящего самца для продолжения рода. Да, каждая из них в конце концов получала принца, но все же запоминалась и как индивидуальность, героиня ищущая и имеющая некие цели помимо матримониальных.

Удивительно, что при всем этом во ‘Frozen’ очень и очень слабая романтическая составляющая. Уже стало традицией, что диснеевские принцессы непременно получают поцелуй (и не один) и жениха. В данном случае мы имеем нечто вроде любовного треугольника, но романтикой даже не пахнет. Если с коварным принцем и так все ясно, то между Кристоффом и Анной каких-либо нежностей не наблюдается вовсе. Даже в классической сцене с поцелуем истинной любви он стоит и хлопает глазами на заднем плане, пока сестры пытаются перещеголять друг дружку в верности и преданности.

Разрешение конфликта не самое удачное. Эльза, до этого взмахом пальчиков возводящая дворцы и замораживающая королевства, неожиданно сводит свой дар (и проклятие) к развлечению народа на ярмарке. Народ легко принимает королеву назад, забывая о своей недавней к ней ненависти. Анна легко смиряется с потерей и изменой первого возлюбленного, немедленно находя ему замену. Зима побеждена, а Эльза загнана в новую клетку – чуть попросторней предыдущей. Все счастливы?

Сложно удержаться от сравнений с предыдущим мультфильмом про принцесс – ‘Tangled’ (Рапунцель: Запутанная история). Вся беда в том, что ‘Frozen’ является всего лишь бледной копией этого мультфильма.

Начнем с главных героинь. Обратите внимание на схожесть Анны и Рапунцель. Немного изменена прическа, у Анны глаза стали еще более неправдоподобно-большими.
картинка aola

Но Рапунцель, являясь главной и единственной героиней одноименного мультфильма, обладает куда большей индивидуальностью и харизмой. Рапунцель уже сама по себе задает ритм и стиль мультфильма, ее волосы и цвет платья перекликаются с изображениями на королевских флагах, главная мечта Рапунцель – фестиваль огней, выступает символом поиска своей судьбы и связывает весь фильм в единое целое. В ‘Tangled’ присутствует куда более крепко проработанный сюжет, более яркие персонажи, более смешные шутки, там больше чудесных деталей, ярче краски…

Во ‘Frozen’ есть однако кое-что, чего не найти, пожалуй, ни в одном из предыдущих полнометражных мультфильмов Диснея. И этот козырь – снег. Именно на него поставили создатели и, судя по восторженным отзывам критиков, не прогадали. Такой потрясающей и реалистичной анимации снега еще не было. Искрящийся на солнце, переливающийся звездной ночью, приносящий радость или разрушение – снег является единственным связующим звеном этой истории.

Удивительно, но мультфильм уже окрестили лучшим (!!!) диснеевским мюзиклом со времен ‘Короля-Льва’. И это при том, что после 1994 года выходят такие шедевры, как ‘Покахонтас’, ‘Горбун из Нотр-Дама’, ‘Тарзан’, ‘Братец медвежонок’, потрясающая ‘Принцесса и лягушка’ и, наконец, ‘Рапунцель’.

Что хочу сказать в заключение. Мультфильм хорош. Хорош простенький сюжет (для детей уж точно), в меру хороши песни (Наталья Быстрова, озвучившая Анну в русском прокате, справилась нормально), очень-очень хороша анимация снежных красот и невзгод. Однако каким-либо прорывом это диснеевское творение (53-тье по счету) - имхо! – не стало. Компьютерная анимация позволила создать прекрасные пейзажи, но не сделала всех персонажей достаточно запоминающимися (за исключением Эльзы). ‘Рапунцель’ задала высокую планку, которую ‘Frozen’ (увы!) перепрыгнуть не удалось.

Комментарии

Написать комментарий