Отзыв ivan2543 о сериале «Евангелион»

Евангелион (сериал)

Евангелион (сериал)

Аниме, Боевик (Новая Зеландия, США, Япония, 1995)

Рейтинг IMDB: 8.5 (64 455 голоса)

Статус «Евангелиона» широко известен. Если к чему и подходит затасканное определение «культовый» — так это к нему. Мало какое аниме так хвалят, впрочем, и ругают тоже много, что логично. Однако, одно бесспорно — произведение сие является значимое. Потому я его и посмотрел. Ну и еще потому, что это меха — но тут я насчет его принадлежности к жанру иллюзий не питал. Известно же — деконструкция.

По итогам просмотра могу сказать, что те, кто говорит, что смотреть «Евангелион» надо всем и обязательно, несколько опрометчивы. Чтобы адекватно отнестись к этому зрелищу, нужно по крайней мере знать, а желательно — всей душой любить японскую анимацию. Ибо это ОЧЕНЬ японское произведение. И чтобы его понять на 100%, боюсь, надо быть японцем. Или, по крайней мере очень сильно любить японскую культуру. Создается полное ощущение, что снималось оно строго для своих, даже без малейшего намерения сделать его понятным для европейского зрителя.

Но все это не недостатки — так, особенности. То есть, искушенный зритель может холодным разумом вникнуть в суть этого смыслового конструкта, если уж не почувствует его душой. Но тут-то его и может поджидать разочарование.

Сюжет поначалу прост. Человечество ведет борьбу с некими непостижимыми «ангелами» или «апостолами» (в оригинале используются оба термина, предпочитается второй, в английском и русском варианте — первый, во избежание и политкорректности для). Это очень странные огромные монстры, наподобие классических кайдзю, которые появляются то из космоса, то из глубин океана или земли, и крушат города. Справится с ними могут только гигантские биороботы системы «Евангелион», управляют которыми избранные — как водится, конечно же, японские школьники. Главного героя, Икари Синдзи, классического ОЯШа, вызывает из японской глуши для этой почетной миссии сам командир Икари Гендо, являющийся по совместительству его родным отцом. Впрочем, совмещать эти общественные обязанности у Гендо не получается, а мать Синдзи давно умерла, поэтому на папашу у будущего великого пилота большой зуб. Поскольку и по прибытии Синдзи на место прохождения службы отец видит в нем только подчиненного, хоть и ценного.

Дальше зрителя ждут еще несколько героев, много фрейдизма, конспирологии и эзотерики. Что, в общем-то, было бы неплохо. Если бы не концовка.

Последние две серии. Это нечто. Да что там — это просто издевательство над зрителем. Может быть, радикальный любитель артхауса и психоделии и может смириться с ЭТИМ. Но даже для меня это было слишком. А я, к примеру, Тарковского уважаю, а Линч — вообще мой любимый режиссер. И аниме много видел мозгоразрывающего.

А секрет прост — у создателей кончились деньги. И они, лишившись возможности нормально доснять концовку, решили урезать фрейдистской психоделии. По полной.

(На самом деле, потом был доснят обещанный «гранд финал» — полнометражный «Конец Евангелиона». Но о нем — разговор отдельный, сейчас на повестке дня — исходный сериал).

Что меня радует и удивляет — что «Конец Евангелиона» и последующие римейки вообще сняли. Потому, что будь это не Япония, а, скажем, США, после такой «концовочки» франшиза бы сдохла. Там и не таких «курочек ряб» с золотыми яйцами в перспективе резали. Я еще понимаю, как публика проглотила такого же недоделанного «Берсерка» — там фанаты были настолько, видимо, под гипнозом первоисточника, что не замечали выпадения ключевых для сюжета сцен и сумбурной концовки. Но у «Евы» первоисточника — нет!

Может, когда я посмотрю под тыщу тайтлов, я настолько объяпонюсь, чтобы постичь смысл этого сериала. Пока я уверен, что он, конечно, в проекте был, но так там и остался.

Ну, и по мелочи — главные герои сего действа, а именно Синдзи и Аска, никакого сочувствия лично у меня не вызвали. Впрочем, кому вообще нравится Синдзи — это для меня загадка, я еще таких зрителей не встречал. А вот культ Аски среди анимешников, кроме как ее сногсшибательными формами, объяснить невозможно. Ибо у нее две ипостаси — потерявшая берега стерва и аморфное депрессивное нечто. А ведь некоторые даже видят в ней цундере (!).

И, как назло, Синдзи и Аски в сериале больше всего. А вот лично мне более интересные Гендо и Рей совсем не раскрыты.

Итог: сериал, безусловно, интересный, но сырой и банально недоснятый. Можно маяться самообманом и искать в этом огрызке смысл, но король, имхо, голый. «Евангелион», по крайней мере, в отрыве от продолжений, являет собой сумбурную и невнятную попытку воплощения некоей грандиозной идеи. Какой именно — осталось загадкой.