Отзыв zzzloba о фильме «За пригоршню долларов»

За пригоршню долларов

За пригоршню долларов

Боевик, Вестерн (Испания, Италия, Германия, 1964)

Рейтинг IMDB: 8.0 (173 202 голоса)

Удивительно, как удачно сошлись звезды при создании этого фильма. Серджио Леоне не имея особого опыта вдруг решил снимать вестерны, малоизвестный на тот момент Клинт Иствуд получил роль, которую предлагали Бронсону и Генри Фонда, а музыку к фильму написал талантливый одноклассник Серджио Леоне, которого за пределами Италии вообще никто не знал. Спустя всего несколько лет вся троица приобрела культовый статус благодаря бессмертной "долларовой трилогии", ставшей открытием жанра спагетти-вестернов и одновременно с этим его непревзойденным эталоном. И есть только одно объяснение этому феномену: "долларовая трилогия" является плодом творчества по-настоящему талантливых людей.

Несмотря на то, что "За пригоршню долларов" является дебютным вестерном Леоне, он практически ни в чем не уступает более поздним его работам. Тщательно воссозданный мир Дикого Запада, атмосфера романтики беззакония, изобретательные и сочные съемки, шикарная музыка, тонкий юмор, и, конечно, колоритные персонажи. Среди которых особенно выделяется неразговорчивый странник без имени и прошлого, стреляющий глазами так же метко, как и револьвером. Он умен и хладнокровен, но в городе, где гробовщику достаточно одного взгляда, чтобы снять с тебя мерку, можно стать либо очень богатым, либо умереть. Умирать он, разумеется, не собирается.

картинка zzzloba

"Мне не нравится, что ты разложил трупы у этой могилы. Человек, который в ней лежит, единственный, кто умер естественной смертью в этом проклятом городе".

При том, что все внимание зрителя приковано к харизматичному главному герою, Леоне умудряется незаметно раскрыть истории ещё десятка персонажей, причем зачастую взгляд героя рассказывает о нем куда больше, чем диалоги. Эта словесная скупость придает фильму дополнительный заряд брутальности, которая ближе к финалу вообще льется через край. Разбавляют все драматические эпизоды, связанные как правило с женщинами, к которым в фильмах Леоне герои и зрители испытывают какое-то особое уважение, что бы они не делали. Вызывают уважение и бандиты, которые никогда не промахиваются, а если поймают, то отлупят по-настоящему, так, что потом не встанешь, если вообще уйдешь живым. Даже славный персонаж Иствуда только чудом избегает смерти, ползая в пыли под домом и прячась в гробу. Совсем не похоже на героев современных боевиков. Честность по отношению к заведомо сказочным героям-спасителям - ещё одна отличительная черта вестернов Леоне.

Нужно отметить так же зашкаливающий уровень жестокости в фильме. Количество трупов в нем исчисляется десятками, причем ни в одной сцене не гибнет только один человек. Даже классическая финальная дуэль происходит по схеме "пятеро на одного". В этом плане мне больше нравятся следующие фильмы Леоне, где точку в истории ставит противостояние двух-трех центральных героев-колоссов. Хотя добро и великодушие у него всегда побеждает зло и тщеславие, даже если добру придется перебить для этого полгорода.

С бандитами тоже не все гладко. При всей своей меткости и хитроумности, они готовы довериться первому встречному и не видят дальше своего носа, когда он устраивает в доме пожар. С другой стороны, им тяжело понять человека, который способен не принадлежать ни к одной банде и иметь смелость работать на себя, а не на того дядьку. При этом, несмотря на всю его циничность и жестокость, кажется, что без него этот прогнивший мир окончательно превратится в хаос. Неудивительно, что этот посыл пришелся американцам особенно по душе, а герой Иствуда моментально стал национальной иконой чести и справедливости.

Несмотря на подобные мелочи, фильм чертовски крут. Тем более, что именно мелочи придают ему особый, уникальный шарм. В конце концов, где ещё пресловутое "ружье со стены" (в данном случае рыцарские латы) не просто "стреляет", но ещё и мстит?