Отзыв ray_mondo о фильме «Гойя в Бордо»

Гойя в Бордо

Гойя в Бордо

Биография, Военный (Испания, Италия, 1999)

Рейтинг IMDB: 6.7 (1 491 голос)

Отзыв для игры ТТТ первый тур 2018 года, спасибо за совет Teufelchen_nr_13

Советы всегда такие, как те, кто дает их.


... глухота... отрезала меня от музыки, которая меня утешала.


Моими учителями были Веласкес, Рембрандт и природа. И воображение.


Начало очень интересное, постмодерновое и даже сюрреалистичное - Гойя проспыпается, не помня себя и видя образ прошлого. Похоже на путешествие в собственной памяти. Даже есть тоннель с полом в шахматную клеточку, туман, мигающий цветной свет, прозрачность стен и "призраки". Люди то исчезают, то появляются. Много бордового в Бордо.

Далее, мы понимаем, что ворчливый маразматичный старик неспешно и неутомимо ведет свою исповедь окружающим, оставшимся присматривать за ним на старости - второй заботливой жене Леокадии, любящей дочери Росарио, - повторяясь, теряясь во времени и эпизодах, размышляя, барахтаясь в собственном нелегком прошлом.

Когда же недалеко от начала фильма говорят "беригись её, опасная женщина" по отношению к какой-нибудь герцогине, исход картины можно предугадать... и ошибиться.

В 45 лет преследующий образ роковой красотки-итриганки-герцогини Альбы в черной вуали сливается для Франциско Гойи с образом смерти. А доживает он до 82. Что ж, мечта стать придворным художником сбылась, а мечта дожить до 99 не дотянулась.

Молодой человек в кадре, одетый по-французской моде, играет на кастаньетах и танцует что-то вроде фламенко  изнеженного манерного павлина. Культурная апроприация или симбиоз? Во Франции либеральная часть испанцев видела Просвещение, образованность, выход из коррупции и мрака, когда каждый житель умел читать и писать. Аристократы видели изящные манеры и потокание барским капризам. Что же на самом деле принесло обращение Испании за политической опекой ко Франции рассказывает сцена фильма с морем тел.

Интерьеры ленты не всегда историчны, мелькают приукрашенные современные здания, а некоторым сценам (и бутафорным стенам из ткани и картонов с подствекой) намеренно придается театральность (например, купание в ванной, прогулка на поле с Каэтаной). Уровень театральности окружающей среды  колеблется от мифов, которые рассказывает старик-Гойя, его собственных кошмарных ночных видений и до пересказа событий бурной жизни.

Ночь - время для сна. И для живописи.


Думаю, этот прием нужен был режиссеру не только чтобы показать ту самую хрупкость памяти и дебри человеческого сознания, когда пережитое кажется постановкой, но и, чтобы внести свежего воздуха в жанр байопика в конце 90-ых и соотнести свой фильм с творчестом Гойи, ведь...

... после Гойи началась современная живопись.