Отзыв ray_mondo о фильме «Осенняя соната»

Осенняя соната

Осенняя соната

Драма, Музыка (Франция, Швеция, Германия, 1978)

Рейтинг IMDB: 8.1 (32 913 голоса)

Сценарист - Ингмар Бергман, режиссёр - Ингмар Бергман, результат: «Боже, текст этого фильма шикарен, потрясающий, на все времена! Пройдет двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят и ещё десятки лет, но проблемы останутся те же и мысли, произнесённые актёрами достаточно талантливо, диалоги-монологи, созданные Ингмаром, останутся актуальными!». А это и есть показатель шедевра, ибо шедевры не устаревают. Книга Достоевского в виде фильма.

Я смотрел и узнавал свои отношения с матерью, и не свои отношения с матерью. Я смотрел и узнавал личный опыт и свои же чувства то в матери, то в дочери, полное понимание каждого слова персонажей… Фильм, чтобы увидеть со стороны картину собственной жизни, осознать, что такая жизнь у многих семей и отпустить это, отпустить наконец-то!

Не смотря на короткий хронометраж, он тянется во времени, тянется… как тянутся их обиды за ними, хвост неприятных моментов из прошлого, которые отложили в долгий ящик, но почему-то вовремя не выкинули. То есть, кино неспешное и многим, кому не до психологизма сейчас, не до самокопания с рефлексией, оно не понравится.

Я в фильме больше на стороне матери. Мне не чуждо восприятие мира дочери, я понимаю её обиды, боль, навязчивые идеи, наши отношения с моей мамой очень похожи в том плане, что, возможно, мы никогда друг друга не поймём и не проникнемся мирами друг друга, но я и никогда не ненавидел свою маму, никогда… Ненависть – слишком сильное чувство, слишком громкое и я не понимаю, как можно ненавидеть маму всерьёз, испытывать к ней ненависть, и, так просто, в глаза высказать это. Высказать ей на старости лет, не пощадив, не пожалев… Разве то, что столько времени спустя и потеряв двух детей она не научилась прощать и не смогла простить свою маму – это не её вина и не её собственный недостаток?.. «Во всём виноваты родители». Да, они часто во многом виноваты (особенно в раннем детстве и в подростковом возрасте, когда ребёнок имеет трудные периоды, а далеко не все родители имеют квалификацию и знания, как ему помочь, а потом не могут признать свои ошибки), это правда. Но не во всём, что случилось в вашей жизни, не надо сбрасывать ответственность с себя! Ни одна мама не думает, что «её триумф в поражении её ребёнка». И выйти замуж за нелюбимого мужчину – тоже не решение мамы, как и посвятить себя святости, благотворительности, имея жажду к творческому признанию…

«Многие люди не живут в реальности и в этом их счастье». Так и есть, я тоже не живу в реальности, в этом моё хрупкое счастье. Иногда реальность прорывается в жизнь и становится трудно, но это не значит, что я изменю себе ради детей, матерей, профессии, государства или ещё кого-то/чего-то. В конце концов, мы рождены, чтобы быть отпущенными на свободу. Этой пожилой пианистке свободу давала только музыка, музыка, ради которой она терпела боли в спине и насмешки коллег, отчуждение, потерю тепла с близкими, она продолжала играть всю жизнь, если человек не бросает дело всю жизнь – оно действительно важно для него. Фильм ещё и о жертве творчеству, когда ты однажды делаешь выбор для себя и потом до смерти несёшь его. Не знаю, пусть бы моя мама посвятила всю себя какому-то делу, я бы обижался на неё в детстве, да, но подрос бы и простил, как сейчас простил. Обиды – это то, что живёт в нас самих, они могут совершенно отсутствовать в людях, на которых обижаемся мы, так что весьма бессмысленно перекладывать свои падения, разочарования, боль на чужие плечи и винить во всём одного конкретного человека, сходить с ума на почве этой ненависти.

Концовка – несколько гигантских одиночеств, разных и неспособных помочь, заполнить друг друга. Письмо с утверждением, что ещё не поздно и испуганное лицо матери, для которой уже поздно.

Сильное кино, кто бы что не сказал и не написал. Если вас не зацепит – значит, вы уже прошли этот этап полностью или он вам не встречался вообще (могу поздравить, вы, в любом случае, счастливчик))))).

Просмотрен в рамках Свободного киноклуба.