Гений дзюдо (1965)

Sugata Sanshiro
Гений дзюдо

Рейтинг IMDB: 7.7 (290 голосов)

Жанр Боевик, Драма, Спорт
Хронометраж 2 ч. 39 мин.
Режиссер Сэйитиро Утикава
Премьера 29 мая 1965 г. (В России — 30 октября 1965 г.)
Киностудия Toho Company
Страна Япония
Сценарий Куросава Акира
Продюсер Куросава Акира
Оператор Koizumi, Fukuzo
Композитор Satô, Masaru

Рейтинг IMDB: 7.7 (290 голосов)

Содержание

Черно-белый фильм, после которого очень многие наши мальчишки пошли в секции борьбы, поставлен по роману Цунео Томито "Сугата Сансуро". События начинаются в Токио в 1883 году. Молодой деревенский парень приходит в школу джиу-джитсу и просит учителя взять его в ученики. В первый же день его берут с собой, чтобы под покровом ночи расправиться с руководителем школы дзюдо Сюгоро Яно (Мифунэ). Расправы не получилось, так как внушительный и благородный Мифунэ один побросал всех полупьяных противников в воду. Естественно, юноша принимает решение изучать дзюдо. О противостоянии этих двух видов борьбы и драматической судьбе людей, посвятивших жизнь тому, что спортом назвать как-то язык не поворачивается, рассказывает эта замечательная картина. Необходимо добавить, что боевые поединки и схватки поставлены так, что им позавидуют сотни и сотни боевиков кунфу

Отзывы

  •       «А я любил дзюдо и до»
         Из одностиший Владимира Вишневского. Написано в 2000 году в период резкого охлаждения интереса СМИ и российских чиновников к теннисным ракеткам :)


          Любовь советского народа к дзюдо (а также к таинственному, неведомому ранее каратэ) родилась в конце шестидесятых с выходом на экраны фильма Акиры Куросавы «Гений дзюдо» (1965). На самом деле фильм «Сугата Сансиро» (таково его оригинальное название) был ремейком режиссерского дебюта (1943) Акиры Куросавы, переснятым в 1965 году режиссером Сэйитиро Утикава по сценарию Куросавы.
          Мне кажется, что это один из лучших фильмов о спорте вообще и о дзюдо в частности. И - о философии дзюдо – «мягком пути», нацеленном на защиту в отличие от атакующих стилей джиу-джитсу и каратэ.
          Сюжетная линия проста: провинциальный паренек, мечтающий научиться боевому искусству, приезжает в столицу (Токио, 1883 год) как раз в тот момент, когда там разворачивается борьба за место инспектора школ боевых искусств при городской полиции (инспектор сможет продвигать свою школу). Казалось бы, фильм должен быть типичным боевиком, но нет – мастер снял драму, в которой есть всё: любовь и ненависть, преодоление гордыни и мстительности, воспитание силы духа и самоотверженности, послушания, милосердия и чувства справедливости, а также любви к жизни во всех ее проявлениях.в которой есть всё: любовь и ненависть, преодоление гордыни и мстительности, воспитание силы духа и самоотверженности, послушания, милосердия и чувства справедливости, а также любви к жизни во всех ее проявлениях.
          Художественность фильма никак не уменьшает его реалистичность и правдивость, в нем напрочь отсутствуют фантастика, мистика и прочая наносная чушь. Каждый, посмотревший фильм, верит, что ему показывают не «спецэффекты», что путем самосовершенствования и упорных тренировок можно научиться после броска изворачиваться как кошка и приземляться на ноги, можно взбежать по вертикальной стене и пробить ногой дощатый потолок спортзала, во время боя можно походя переломить ребром ладони сук дерева толщиной с руку. (Сейчас снято множество документальных лент, в которых спортсмены высокого уровня демонстрируют и более эффектные результаты). Напомню - тогда же до видеокассетного бума с Брюсом Ли было еще ой, как далеко - должно было смениться целое поколение зрителей, а в нашей стране - еще и строй.
          Неудивительно, что «Гений дзюдо» привлек в секции единоборств значительно больше спортсменов, чем все ранее снятые фильмы о боксерах и борцах. К концу семидесятых каратэ не занимался только ленивый (говорят, членов официальных и подпольных секций было около пяти миллионов), что закономерно насторожило власть имущих и привело к запрету секций в начале восьмидесятых, вплоть до уголовного преследования инструкторов, "незаконно обучающих каратэ" (статья 219.1 УК РСФСР).

          Пятьдесят лет назад фильм для многих стал первым ключиком к восточному полушарию, к восточному менталитету. Да и сейчас, когда масс-медиа позволяют увидеть Японию со всех сторон, без этого фильма понимание Японии будет не полным.

Подборки