Обсуждение фильма "Весна и хаос"

Обсуждение фильма "Весна и хаос"

картинка uproar

Весна и хаос

Фильм повествует о важнейшем периоде короткой, но очень яркой жизни знаменитого японского писателя начала прошлого века Миядзавы Кэндзи, когда он начал преподавать в сельской школе родной префектуры Иватэ, которую в своих книгах великий выдумщик и мечтатель Кэндзи вывел под названием Ихатов (чтобы лучше понять богатейший творческий мир писателя, все герои фильма представлены в виде животных, в основном котов). Ученики обожали своего эксцентричного сэнсэя, учившего их видеть красоту природы и слышать голоса звёзд, растений и камней. Молодому идеалисту (и истовому буддисту) было нелегко сохранить веру, когда на его глазах угасала от туберкулёза любимая сестра. Но непонимание даже близких людей и горечь многих разочарований не могли пошатнуть желание Кэндзи постичь этот столь несовершенный и столь прекрасный мир...

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Немного о писателе.

    Кэндзи Миядзава (27 августа 1896 года — 21 сентября 1933 года) — японский поэт и автор детской литературы.

    С молодых лет и до самых последних дней жизни был ревностным приверженцем учения буддийской Сутры Лотоса (в традиции Нитирэн), смысл которой он пытался донести в своих произведениях.

    Немного о фильме.

    В 1996 году в ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения Миядзавы Кэндзи была выпущена биографическая анимационная картина Сёдзи Кавамори «Ихатовская фантазия. Весна Кэндзи» (в амер. прокате «Весна и Хаос»). Как и в «Ночи на галактической железной дороге», герои изображены в виде кошек.

  • Давненько я такого трэшака не смотрел. По ощущениям очень странное, по внешнему виду - еще страннее.

    Сейчас вот почитал про писателя и подумалось, что надо было сначала про него заранее узнать или прочитать его произведения, а потом уже смотреть фильм. Потому что все то, что мне казалось кусками непонятно как склеенного фильма, оказалось реальными вехами жизни писателя.

    Но все равно фильм мне не понравился. Очень уж любят японцы все плохое возводить в культ и абсолют. Если умирает любимая сестра, то мир разверзается и все падает в бездну. И смысла жить особенного нет. Если увлечение агрономией, то до истощения и бессилия. Ну нельзя же так. Один светлый луч - преподавание в школе, прогулки с детьми, занятия на природе. И даже этим моменты омрачены каким-то упадническим настроением. Хотя, естественно, это только мое впечатление и восприятие.

    Меня погубит мое не любопытство. Я не читаю описаний и не смотрю трейлеров, поэтому и попадаю уже который раз впросак. Без клуба бы этот фильм не посмотрел. С другой стороны, для расширения горизонтов - интересно.

    Кстати, мы с вами уже смотрели фильм, основанный на рассказе Кэндзи Миядзава - Виолончелист Госю. Также писатель является одним из героев аниме-сариала Великий из бродячих псов (сериал) Надо было нам его смотреть. Динамичное и живенькое. Все герои - писатели. Мне понравилось.

  • Про культ плохого у японцев. Что-то мне подсказывает (хотя, могу ошибаться, я не эксперт), что в годы, когда жил писатель одинаковые мысли и настроения бродили среди людей, особенно среди людей творческих. И мысли были не совсем веселые, т.к. времена были тяжелые. Потому что, пока смотрела фильм, сразу вспомнила романы Кадзии Мотодзиро и Сосэки Нацумэ, которые жили примерно в то же время. Там тоже, пока читала их работы, хотелось повеситься от тоски и чернухи.

  • когда смотришь даже современные японские драматические драма - тоже часто хочется повеситься от тоски)

  • Вот современные драмы с такой степенью тоски меня пока обходили стороной)

  • Аха, а вот и первые недовольные =)
    Я все больше склоняюсь к мысли, что рамки - это для зрителя привычно и ожидаемо. А как только что-то за рамками - так сразу появляются два полярных мнения. Резкое "за" и резкое "против"
    Азиатский кинематограф (я сейчас беру и мультфильмы и игровое кино, т.к. там зачастую стерты грани между видами) - яркий пример. Есть эфирное время сериала, есть целевая аудитория. И все в сюжете, в героях подбирается к этой целевой аудитории: клише, предсказуемость сюжета, все оттуда.
    А есть отдельностоящие полнометражники. И они гораздо менее подвержены внешним факторам. И вот мы получаем куда более интересные в плане разбора произведения. Нет, это не артхаус. Это просто возможность передать что-то зрителю без избитых клише.

    Про "Весну и хаос" (Подозреваю, это скорее "Весна и асура", по сборнику стихов)
    Действительно смотреть без биографического бэкграунда невозможно. Но если немного прочитать - станет понятно, что фильм не про жизнь, а про внутренний мир весьма неординарного человека.
    Причем человека для японцев стоящего где-то на той же ступеньке, что у нас Лев Толстой (религиозный фанатик, просветитель, любитель покопаться в земле, писатель детский в какой-то мере, и несомненно для современников - самый настоящий чудик)
    Мне кажется передача именно внутреннего мира выполнена в аниме на пять баллов. Ня?
    Все это буйство красок и образов, иллюстрации к произведениям автора, моменты творения, смешанная техника картинки - модернизм чистой воды. Не забываем, что автор и был модернистом для Японии своего времени. А еще немного фанатиком - как в религиозном плане, так в просветительском. Отсюда все эти

    Если умирает любимая сестра, то мир разверзается и все падает в бездну. И смысла жить особенного нет. Если увлечение агрономией, то до истощения и бессилия.


    Дело не в японцах. Дело в отдельно взятом конкретном человеке. Который, возможно, своими идеями несколько опередил время.

  • Еще и обозвала всякими словами))) Я никогда и не скрывал, что я дитя массфильма. И этот фильм смотрел как раз без

    биографического бэкграунда

    . И жалко мне его было весь фильм. Трэшак в жизни и трэшак в голове. Не умер бы от туберкулеза, так покончил с собой :)

    Не раскрыли они для меня человека и его жизнь. Потому и оценка такая.

  • Кстати, а тебе не понравилась авторская (режиссерская) задумка нарисовать галлюцинации этого неко-поэта? "Всё тлен", как точно передано было. Смерть - логическое завершение жизни.
    Галлюцинациями он и правда страдал (или не страдал, а наслаждался?) - так в вики было написано.

  • Меня поражали эти моменты. Человек сразу хватался за ручку и блокнот... и понеслось!)))

  • А! Забыл! На Льва Николаевича совсем не похож! Его произведения понятны и там нет такого взрыва мозга. И его я люблю нежною любовью. Скорее, на Достоевского. Вот где копания и взрыв.

  • это тебе как жителю 20-21 века может и понятно =)
    а все великие в свое время для современников были чудиками априори
    вспомни кстати все эти новомодные течения начала 20 века в искусстве. их многие до сих пор понять и принять не могут.

    я, кстати, смотрела фильм не как экранизацию прозы (истории жизни), а как экранизацию стихов

  • ну дык я и на кэндзи смотрю сейчас и на толстого. толстой мне понятен, я и его книги читал, и про него и фильмы смотрел. а тут он просто чудик. глубина вроде где-то есть, но жиденько.

  • так, не по теме аниме, но все же
    http://mindlabyrinth.ru/stigma/soul/detail.php?pid=1213

  • Я не знаю, похожи ли его произведения на Льва Толстого, но параллель в процессе просмотра провела) Разве что Толстой был абсолютно земной)

  • фильм не про жизнь, а про внутренний мир весьма неординарного человека.


    Показать внутренний мир можно разными способами. Например, мне понравилось то, как он общался с детьми, рассказывая про камни или тепло и т.д. Это тоже неплохо характеризует человека, но при этом не выносит мозг зрителю.

    Но если, как вы говорите, это

    "иллюстрации к произведениям автора, моменты творения,"

    теперь у меня появилось желание прочитать все его произведения и пересмотреть фильм (хотя бы частично). Интересно, насколько сильно изменится впечатление.

  • мне кажется, что нам это не дано понять ;)
    в аниме даже есть такая фраза устами поэта (за дословность не ручаюсь) - не понимаете моих стихов? я сам иногда не понимаю, что я пишу.
    т.е. для него форма и чувства были на первом месте, а не смысл

    и вообще восточная религия и философия настолько тесно у них переплетена с литературой, что требуется сильная подготовка, чтобы прочувствовать все это.
    если посмотреть - эти постоянные эпизоды с уроков литературы, на которых изучается древнее стихотворное литературное произведение, и нужно передать его смысл современным языком (а там постоянные аллюзии и метафоры) - этому детей в школах учат не один год, и они все равно плавают в предмете ;)

    все таки у нас больше упор идет на прозаические произведения, где характер героя выписывается главами. другая у нас литературная традиция. Вот именно что

    Показать внутренний мир можно разными способами. Например, мне понравилось то, как он общался с детьми, рассказывая про камни или тепло и т.д.


    А у них, вот пример из смежной тематики, в одной дораме корейской было: девушка-попаданец из нашего мира в старину получила в подарок стихотворение. про природу. и очень сильно оконфузилась, потому что это было такое завуалированное признание в любви - и все образованные люди того времени это знали, кроме нее

  • Ну в наше время тоже вряд ли кто-то разбирается, например, в значении разных цветов, как разбирались в 19 веке, чтобы понять в зависимости от цвета гвоздики любят тебя или отказывают))И тоже все образованные люди знали раньше))

  • В общем и целом мои ожидания оправдались, именно такой атмосферы я и ждала от истории Кэндзи. Я уже смотрела "Ночь на галактической железной дороге" и "Жизнь Будори Гуско", так что меня не удивило ни то, что герои аниме - коты, ни своеобразная рисовка.

    Самыми интересными моментами показались те, что описывали "реальность". А вот с количеством фантазий писателя, на мой взгляд, несколько переборщили. Да, они были необходимы, чтобы раскрыть его внутренний мир, и все бы ничего, но при довольно маленьком хронометраже эти сцены забрали довольно много времени. При этом, опять же на мой взгляд, недостаточно внимания было уделено другим важным вещам. Например, главной трагедии - болезни сестры или судьбе друга писателя (их встреча была показана как-то куце).

    Соглашусь, что лучше сперва почитать биографию писателя (правда, сама я этого не сделала - полезла на вики уже после просмотра).

  • Например, главной трагедии - болезни сестры или судьбе друга писателя (их встреча была показана как-то куце).


    Вот! Согласен. Если с сестрой еще более или менее, то с другом вообще ничего непонятно.

  • Когда показали друга в форме - я подумала, что это ближе к 40-м годам время показывают. Нет, оказалось 20-е....
    Друга весьма жалко. Романтик, желающий людям вечного праздника - и в армию. Тем более в армию между 1-й и 2-й мировыми войнами.... Это смерти личности подобно. Что случилось в жизни его друга, что он вынужден был пойти в армию? Этот честный ответ, что им теперь не по пути... Грустно

  • Там у них своих войн хватало. Скорей всего, японско-китайская была. Когда японцы были жестокими агрессорами. Так что, наверняка, очень сильно человека перекроило.

  • мне кажется куцо показано потому, что японцы "в теме" - в школе проходили и им уже не надо дотошно объяснять что там к чему

  • Вполне возможно. Но мне все же нравится, когда всему дают объяснение, не надеясь, что люди читали биографию/ помнят в деталях все работы писателя/ проходили в школе и т.д.

  • Ага. И показывают таким образом, что заинтересовывают, чтобы мы почитали и биографию и произведения.

  • Чтобы японские школьники почитали) Потому и котики))

  • Мне определенно не понравилось. С одной стороны - мне понравились многие художественные приемы, ведения, как внутренний мир отображается в фантазиях. И хотя характер писателя определенно раскрыт, смотреть было невероятно скучно и к сожалению, не очень познавательно, поскольку сюжет представляет собой полный сумбур.

  • Мне нравится!) Полный сумбур - это прям краткий пересказ.

  • :D