Обсуждение фильма "Форма голоса"

Обсуждение фильма "Форма голоса"

картинка uproar

Форма голоса

Подобно миру взрослых, мир детей не терпит различий, выделяющих кого-то на фоне других, коих принято считать «нормальными». Этот мир жесток, поскольку его обитатели, в отличие от обитателей мира взрослых, еще не успели научиться скрывать мерзкие мысли за напускной улыбкой. Многие вещи им непонятны, более того — неведомы. Дети прямолинейны. И поэтому очень жестоки.

Однако все дети когда-нибудь вырастают. И оглядываясь назад, во времена школьной рутины, некоторым из них становится стыдно за свою юность.

Сложно представить, сколько лет должно пройти, пока до примерного задиры и разгильдяя дойдет, каким глупцом он был, когда веселья ради издевался над инвалидом. Кто-то об этом даже не вспомнит. А кто-то вроде Шои возненавидит себя крепкой ненавистью. В младшей школе он умудрился превратить жизнь одноклассницы по имени Шоко в ад. Только потому, что та была глухая, не как все. И теперь, несколько лет спустя, хоть и запоздало, но мальчишка понял: чтобы сказать нечто важное тому, кто не может тебя услышать, вовсе не обязательно использовать голос.

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Добрый трогательный фильм, но из памяти всё-таки быстро стёрся. Посмотрела в прошлом месяце, но сейчас уже помню только в общих чертах. Значит не нашлось какого-то эпизода или персонажа, который бы прям зацепил. но это вкусовщина.

  • «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»
    Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    Считается, что дети невинны, что «устами младенца глаголит истина». Чистотой и невинностью умиляются, забывая, что мир ребенка так же сложен, как и мир взрослого, иногда быть может, еще запутаннее, потому что у ребенка нет опыта, опираясь на который он может решить свою проблему. И если мы всмотримся поглубже - так ли уж невинны детские проблемы и трагедии, как может показаться на первый взгляд?
    Думаю, это аниме об ответственности за свои поступки, о законе кармы, воздаяния, о том, что зло рождает круги на воде, которые расходятся все дальше и дальше, чтобы в конце-концов настигнуть тебя. Это аниме о жестокости и милосердии, об искуплении, об умении видеть и слышать свое сердце, ведь «самого главного глазами не увидишь, зряче только сердце». Это аниме о том, что только приняв на себя ответственность, ты можешь двигаться дальше.
    Мы судим о человеке не по словам, а по делам. Так гласит пословица. Но я бы хотела кое-что в нее добавить- «Человека судят не по словам или по делам его, а по тем мотивам, что движут его сердцем».
    Общение – это не только слова, общение - это наша доброта, участие, эмпатия. Иногда человеку в трудную минуту не нужно слов, его нужно просто обнять, и это простое движение скажет больше, чем все самые искусно собранные слова. Конуций сказал: «Мудрый не красноречив, красноречивый не мудр. И это так.
    Сострадание и доброта - вот язык, на котором на самом деле говорят, говорили и будут говорить люди. Злые слова иногда можно забыть, но нельзя забыть предательство и боль….Тело помнит всегда…
    Мы все совершаем ошибки – дети, старые, молодые, умудренные опытом и глупые. Говорят, что умные учатся на чужих ошибках. Не на всех и не всегда. Наши собственные ошибки учат нас, дают нам бесценный опыт, а иногда только ошибки могут вернуть нас на истинный путь, иногда лишь боль и страдание являются значимыми, потому что они – НАШИ.
    У Шои Исиды свой круг друзей, в котором он царит, как бог, злой бог. И его друзья ему под стать. Но друзья ли они на самом деле? Когда Исида начинает третировать новенькую глухую девочку, они не только не одергивают, но и поощряют его. Можно было бы списать все на детский возраст, но нет. С пяти лет ребенок уже начинает понимать, что он совершает дурной поступок. Если он не понимает, то чувствует. Но у этой компании инстинкты приглушены.
    «Друзья» не смогли взять на себя ответственность за свои поступки. Но если нет раскаяния, то нет и очищения. А если этого нет, то ты не сможешь идти вперед. Жизнь снова и снова будет посылать тебе такие же ситуации, пока ты не поймешь. Те, кто смотрят, как вокруг творится зло и ничего не делают, те еще хуже тех, кто это зло творит.
    В самом Исиде Шое чувствуется некий надлом, травмированность, которые заставляют его ждать от мира если не плохое, то какой-то подвох. Корни его жестокости нужно искать в детстве, я не читала мангу, но в википедии прочитала, что ему доставалось от ухажера сестры. Тот, кто когда-то был жертвой, часто сам становится мучителем.
    Стоит отметить такую черту у Исиды, как честность. Исида не скрывает своего плохого отношения к Секо Нисимии и требует честности от нее. Его мировосприятие, мироощущение не позволяет понять, как можно на оскорбление и боль не обидеться, не затаить зло. А продолжать улыбаться.
    Да, эта честность не может не удивлять. Когда учитель спросит, кто издевался над Нисимией, Исида попытается поднять руку.
    Эта честность к ситуации, не справедливость, а именно честность, заложит основу для дальнейшего осмысления свой жизни и принятия ответственности, после того как он станет изгоем. Неприкрытость, умение видеть ситуацию как она есть, приведут Исиду к жесточайшему моральному кризису, заставят переосмыслить свое отношение, поведение и всю свою жизнь. Скажем честно, этот момент схож с размышлениями Шекспира о том, «что добро есть зло, зло есть добро…». Никогда не знаешь, что есть что, пока не пройдет время. Круги расходятся - мать отдает тяжким трудом заработанные деньги, Исида теряет «друзей», становится изгоем. Так начинается его тяжкий, длинный путь очищения.
    А что же его «друзья»? Почему они ополчились на Исиду, ведь их не волновали страдания Нисимии? Нет, отнюдь не благородные мотивы и помыслы двигали ими. Быть может, сработал закон стаи: «Он виновен, бейте его, пока не побили нас! Мы не ним, мы не виноваты, виноват он, так пусть понесет наказание, давайте покажем всем, что мы не с ним. МЫ НЕ ТАКИЕ, КАК ОН! А раз мы не такие, мы имеем право его наказать!»
    И что же дальше? Исида перешел в старшую школу, но он не живет полной жизнью, он не видит и не слышит мир во всем великолепии. Нисимия лишена этого с рождения, Исида отказался от этого сам. Но встреча с Секо расставит все по своим местам.
    Медленно, шаг за шагом, новый повзрослевший Исида пытается общаться с Секо. И знаете, я не могу им не восхищаться. Проделать такой путь, зайти так далеко, осознать и принять, не каждый взрослый это сможет. Исида не сломлен, но надломлен, потому что вина из мощного средства духовного очищения превращается в яд. Помните, как у Авиценны? «В капле – лекарство, в ложке-яд».
    Но и Секо несчастна….надломлена и травмирована…они оба не живут…Исида понятно почему. А что же до Секо.. ее неуверенность в себе и окружающем мире порождена ее глухотой и виной за те неудобства, которые она доставляет. Вот откуда ее постоянные извинения и улыбка. Она понимает, что с ней трудно, и своими извинениями и улыбкой она пытается смягчить неловкость.
    Но между ее виной и виной Исидо есть разница. Если Исида осознает, что его вина реальна, то вина Секо зачастую надумана ею самой. Ей присуще стремление брать на себя чужую вину, считая ее своей, и тащить этот груз до тех пор, пока не выбьется из сил.
    Тенденции за все чувствовать себя виноватой, даже за то, что живешь, неумение Секо принять себя и привели к появлению чувства вины, и позже эта вина приведет к попытке самоубийства.
    Исидо вина тоже приводит к попытке самоубийства – но его вина реальна, осязаема, его вина имеет реальные причины и следствие. Вина Секо зачастую надумана и нереальна. Но их обоих она делает несчастными.
    Меня поразил фейерверк при попытке Секо спрыгнуть с балкона. В японской культуре фейрверк пишется через дефис . «HANA» — «цветы», символ жизни и любви, и «BI» — «огонь», символ жестокости и насильственной смерти. И Исида тоже видит мини-фейрверк, когда подростки жгут бенгальские огни.
    Оба героя прошли долгий и тяжелый путь к понимаю себя, к понимаю жизни и людей, которые их окружают. Самого главного не увидеть, самого главного не сказать, сокровенное и истинное видит только сердце, а зрячим сердце делают доброта и искренне желание помочь. И голос зрячего сердца слышен всем, кто хочет слышать.
    Повзрослевшие бывшие «друзья» с большим трудом признают свою вину. Никакое исцеление невозможно, пока не будет принята правда. И когда путь расчищен, можно идти.
    Станут ли они друзьями в истинном смысле этого слова? Кто знает. Но в конце фильма было положено хорошее, доброе начало для плодотворной дружбы и настоящего общения – общения сердцем.