Отзывы о фильме «Дерсу Узала»

Дерсу Узала

Дерсу Узала

Биография, Драма (Япония, СССР, 1975)

Рейтинг IMDB: 8.0 (28 127 голосов)

Отзывы

  • Куросава снял советское кино с примесью восточной статичности. События развиваются неторопливо, планы долгие и заставляющие погружаться в их созерцание.
    Экранизация романа вышла замечательная, по-настоящему берущая за душу, и заставляющая ощутить тайгу, ощутить суровую и жесткую (порой жестокую) силу природы.
    Всем, кто любит фильмы с дикой природой, рекомендую. Да и любителям азиатского кино тоже.

  • Такой смешной, кривоногий, круглолицый, но очень хороший, надежный.
    Чувствует и понимает природу, для него всё живое: огонь, ветер и вода. Друга никогда в беде не бросит. Свято чтит традиции тайги и тундры. Пришел в любую избу на своём пути – будь как дома, но уходя, оставь дрова и немного продуктов для следующих путников. Молодец Дерсу.
    Фильм совсем не спешный, кому-то будет нудный , cкучный не очень много действия. Я тундру люблю, пургу, метель, и людей , которые их понимают, но даже мне было скучновато и не хватило того Акиры Куросавы, который гениально сделал такие фильмы как «Расёмон» и «Ран». Советское кино того времени умудрилось победить даже такого гения. Фильм был сделан по политическим соображениям , в пику расстроившейся тогда дружбы СССР с Китаем. У фильма несколько наград, даже Оскар за Лучший иностранный фильм. Но фильм не производит сильного впечатления.

  • Этот фильм на зарубежных сайтах фигурирует во многих списках «обязательных к просмотру». Да и имя режиссера – внушает. Акира Куросава – это вам не просто так. Самое для меня интригующее было то, что во времена моего детства, когда я смотрел исключительно советские фильмы, этот фильм я пропустил. Хотя смотрел я много чего, любил я втыкать в телевизор, не без этого.

    И вот под воздействием такой совокупности факторов, мне стало ясно, что пройти мимо этого фильма и не посмотреть его мне будет сложно. Поэтому выделил пару часов времени на просмотр. И после просмотра остался очень доволен. Этот фильм, из разряда того, что сейчас принято употреблять вместе со словосочетанием «теплый, ламповый». История разворачивается в нескольких временах. Арсеньев – главный герой и автор документальных романов, по которым и был поставлен этот фильм, приезжает в знакомые места. Когда-то он встретил здесь Дерсу Узалу – местного жителем, став ему лучшим другом. А две другие истории – это о том, как произошло это знакомство и как оно развивалось.

    Это действительно отличные истории, хотя, казалось бы, ничего сверхъестественного в них не происходит. Вот экспедиция, которой руководит Арсеньев, исследует тайгу. Встречает там аборигена, как он сам себя называет – «гольда». Дерсу живет в этой тайге один, среди всех этих тигров, медведей, китайцев, других племен. И теперь Дерсу берет на себя роль проводника. Показывает им тропинки, помогает с переправами. А вместе с этим, делится своей простой и незамысловатой мудростью. Что все вокруг – это «люди». Огонь, вода, ветер – «люди». Когда она сердятся, происходят различные плохие вещи. И главное в тайге – не сердить этих самых «людей». Незамысловатые мысли, но в этой своей простоте, да еще и посреди тайги – они мудры. А потом будет и еще одна встреча. На этот раз спустя несколько лет. И да, времена уже поменялись, никто не молодеет, да.

    У Куросавы получилось снять удивительно органичный фильм. Все в нем выглядит подогнанным, как говорится «до щелчка». Диалоги, игра актеров, декорации, музыка, монтаж – все это дополняют друг друга, и оставляют атмосферу чего-то такого, из детства. Вспомните, когда вы, будучи ребенком, читали книги о приключениях, об исследовании далеких стран, о путешествиях. Вот здесь все это есть. Все это вызывает то самое давно забытое ощущение. Но, если бы это просто была история о путешествии по тайге, что-то вроде путевого дневника, это было не настолько круто. Здесь есть еще и путешествие по мировоззрению человека, который живет в этой тайге. Где-то в первой трети фильмы становится понятно, что Арсеньев – он отходит на задний план, теперь это история Дерсу. То, как он смотрит на мир, как ощущает деревья, как относится к жизни. Как мировоззрение этого человека и мировоззрение людей «из городов» отличается, в чем состоят эти отличия.

    Фильм, который длится два с лишним часа, просто пролетает незаметно. И даже не понятно – чем он так увлекает. Ну да, люди, идут по тайге, разговаривают. Самые заметные события – переправа через реку, буран, столкновение с китайцами. Но оторваться от фильма невозможно. То, как показана эта тайга, как играют актеры, что они говорят – запоминается надолго. Форма и содержание здесь сочетаются идеально.

    В нем нет спецэффектов и особой динамики, и, возможно, именно поэтому его можно смотреть практически всегда. Ну да, сейчас операторская работа кажется немного архаичной, но это скорее признак «классической школы». Короче говоря – этот фильм из цикла «нестареющая классика» и если вы относите себя к любителям кино – не пропустите этот фильм.