Отзывы о фильме «Седьмая печать»

Седьмая печать

Седьмая печать

Драма, Фэнтези (Швеция, 1957)

Рейтинг IMDB: 8.1 (181 517 голос)

Отзывы

  • Занятная история о том, как человек ищет ответы на вопросы бытия, играет со смертью (буквально. В шахматы) и пытается от нее убежать.
    Фильм действительно хорош. Отличные актеры, продуманные диалоги, атмосферные декорации. И самое главное, что картина совершенно не выглядит устаревшей.
    И даже если вы далеки от того, чтобы размышлять над тем, какой глубинный смысл несли "синие занавески", то ничто не помешает вам получить удовольствие от фантастической истории про рыцаря, который встретил смерть и стал играть с ней в шахматы.
    К слову, в отличие от большинства авторских фильмов, данная картина смотрится очень легко и непренужденно.

  • "Седьмая печать" (реж. И. Бергман, 1957 г.)
    Фильм, который когда-то произвел на меня сильное впечатление (хотя не отнесла бы его к разряду любимых). Впервые увидела его еще в детстве, тогда он меня страшно напугал и в то же время приворожил. С тех пор редко его пересматривала, наверное, всего раза три (из них два раза совершенно случайно, увидев по телевизору - зацепилась взглядом и не смогла оторваться, досмотрела до конца). Действие происходит в 14 веке, в средневековой Европе, охваченной эпидемией чумы. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются на родину из десятилетнего крестового похода. А следом за рыцарем следует Смерть. Блок предлагает ей сыграть партию в шахматы, ставя на кон свою жизнь. Он берет таким образом отсрочку, чтобы попытаться за это время совершить что-то, оправдывающее его существование и придающее смысл его жизни.
    Это философская притча о жизни и смерти, о любви, о Боге. Блока (как и остальных героев фильма) преследует страх смерти и мучают вопросы веры: существует ли Бог, есть ли что-то после смерти, или там одна лишь пустота и ничего нет? Но никто не может ему дать этих ответов, даже сама Смерть.


    — И все-таки умирать не хочешь?
    — Хочу.
    — Что же ты ждешь?
    — Я должен знать.
    — То есть тебе нужны гарантии?
    — Называйте, как хотите. Неужели так уж немыслимо познать Бога, почувствовать Его. Почему Он скрывается от нас в тумане невнятных обещаний, незримых чудес? Как верить верующим, когда не веришь даже самому себе? Что станет с теми, кто жаждет веровать, но не умеет? И что будет с теми, кто не желает и не умеет? Почему я не могу убить Бога в себе? Почему Он так мучительно до унизительности продолжает жить во мне, хотя я проклинаю Его, жажду вырвать из своего сердца? Почему несмотря ни на что, Он как издевательство остается реальностью, и от нее невозможно освободиться? Вы слушаете меня?
    — Слушаю.
    — Я хочу знать. Не верить, не предполагать, а знать. Хочу, чтобы Бог протянул мне Свою длань, явил Свой лик, заговорил со мной.
    — Но Он безмолвствует.
    — Я кричу Ему в туманный мрак, но там словно никого нет.
    — Может, и правда, нет.
    — Тогда жизнь — это невыносимый ужас. Невозможно осознавать, что все тщетно, а впереди только смерть.
    — Многие не задумываются ни о смерти, ни о тщете жизни.
    — Но наступит последний день, когда придется заглянуть в бездну.
    — Да, наступит.
    — Я понимаю Вас, мы олицетворяем свой страх, создаем его образ и называем этот образ Богом.
    — Тебя что-то беспокоит.


    Семья бродячих актеров (молодые супруги Йоф и Мия и их маленький ребенок) олицетворяют в фильме жизнь и любовь, придают всему этому мрачному действию оптимистичную нотку надежды и веры. Блок спасает их от всепожирающей Смерти, выполняя тем самым свое рыцарское предназначение.
    Очень сильный фильм, затрагивающий вечные темы (жизнь, смерть, вера в Бога), которые волнуют людей во все времена.

  • Посмотрела недавно в кино этот нестандартный, необычный и очень символичный фильм.
    Лично меня этот фильм заставил о многом задуматься и проанализировать многие моменты, как связанные с построением и структурой фильма, так и религиозно-духовными, насквозь пропитанными вопросами мироздания и бытия жизни.
    Актеры очень хорошо подобранны для данных ролей. Они видятся очень правдоподобными и им веришь, когда смотришь этот фильм, окунаешься в эпоху Средневековья - эпоху рыцарей, эпоху подвигов и чести. Однако ж, я впервые смотрю фильм, который раскрывает в эпоху Средневековья не тему мужества и героизма, так как здесь без раскрытия всё это видно, а тему смысла жизни - о смертности человека, его скоротечности, о нахождении своего признания в жизни, о правильном выборе, чтобы жизнь не была напрасной!
    Сюжет фильма очень интересный и заставляет смотреть с трепетом продолжения разворачивающихся действий.
    Название фильма "Седьмая печать" взято из последней главы Нового Завета, где говориться, что наступит непродолжительное затишье и затем Страшный суд: сначала придет четкое понимание скорого приближения смерти людей, а затем убийство людей, что собственно и происходит дальше.
    Собственно говоря, весь фильм крутиться возле одной смерти, которая подгоняет время и хочет забрать всех спутников рыцаря (главного героя) к себе в темную страну...Рыцарь просит Смерть об отcрочки для обретения смысла, который он для себя начал открывать (на осмысленный и важный поступок - на помощь другим...) и который он осуществил в конце фильма, одурачив и выполнив свой долг, обретя смысл своей жизни! Хоть и концовка пугающая, но в каком-то смысле потрясающая, которая заставляет очнуться, раскрыть глаза и попытаться жизнь свою сделать осознанной и не напрасной. Не попасться в обман и выбрать для себя как жить: или примитивно (не думать, гедонизм, деструкция) или для себя выбрать другой путь: помощь другим, любовь, вера....
    Сейчас хотелось бы углубиться в сам фильм.
    Спойлеры:
    В продолжении всего фильма мы видим много фресок с изображением смерти из церкви де Бью - еще один символ предстоящего будущего спутников и главного героя.
    Антоний Блок - главный герой фильма - благородный рыцарь, который до встречи со смертью никогда не задумывался о смысле жизни. И как он доблестно в начале фильма встречает Смерть, так как он рыцарь - и привык все опасности встречать мужественно. На всем протяжении фильма режиссер нам показывает различные пугающие образы - роли смерти в фильме: смерть играет партию в шахматы с Антонио, смерть пилит дерево с сидящем в ветвях бедолагой, смерть с косой уводит несчастных в темноту.
    После заключения пари со смертью о своей отсрочки главный герой- рыцарь находится в пограничной ситуации - состояние, из которого никак нельзя выйти и осознание этого положения с приходом удивления и беспомощности.
    На протяжении всего фильма режиссер нам показывает различных людей со своими жизненными путями, которыми может следовать человек в своей жизни
    Фильм можно разделить на 3 части:
    1. Дебют -первая партия игры в шахматы рыцаря со смертью.
    Мы видим, как главный герой испытывает пустоту и бессмысленность жизни - безразличие к людям. И слышим его призыв: я хочу знания - не веру, не допущения, а знания! Чтобы бог заговорил со мной. Как жить, если Бога нет?!
    Мы видим, что Антонио дошел до края и заглянул в темноту. Он осознал, что жил в плену иллюзий и ему хочется обрести смысл, но времени осталось мало...
    После встречи с семью Мией и Юфом и их сыном Микаэлем - он понял чего лишился, отправившись в Крестовый поход ради призрачных поисков смысла в далеких землях.
    Также меня заинтриговал Юф - которому было дано видеть события духовного мира: (дева Мария, затем играющую партию в шахматы смерть с рыцарем и сцену смерти со спутниками рыцаря в пляске).
    2. Миттельшпиль - основные события. Свидетели казни Тиан. Рассуждения Йонсе - антирелигиозные. Тут происходит поиск истины, сомнение, устранение неопределенности, манифестация несогласия с существующей ситуацией.
    3. Эндшпиль - заключительная часть шахматной партии, где Смерть путем обмана выигрывает партию у рыцаря. Но тут происходит справедливость: рыцарь ненароком сбивает фигуры на доске, чтобы Мия с Юфом и Микаэлем успели ускользнуть от Смерти. И он их спасает, выполняя свой долг и обретя смысл жизни.
    Но в конце мы все-равно видим, что несмотря на хороший поступок Смерть все-равно забирает с собой его.
    Поведение в смертный час различны у разных героев - эти способы поведения в смертный час являются продолжением по отношению к жизни (одно связано с другим): Антонии - хочет воспользоваться отсрочкой, чтобы сделать доброе дело; Тиан - надеется на помощь дьявола; Равал - кричит, что не хочет умирать; Скат пытается уговорить, умилостивить смерть; Йонс - стойко и невозмутимо встречает смерть...

    И хотела бы я обратить внимание на еще один факт, что смерть не всех спутников рыцаря забрала с собой. Она забрала с собой тех, кто живет напрасно, бессмысленно, примитивно и нерелигиозно: не думая (кузнец Плуг, которого легко обмануть и манипулировать); ради удовольствия, отгораживаясь от всяких проблем (Скат и Лиза); разрушаясь (Равал - бывший семенарист, который обирал труп, мародерствовал), а также атеистов - рыцарь Антонио Блок и его оруженосец Йонс (хоть и они совершают храбрые и порядочные поступки, помогают другим, но не верят в сверхъестественное, а доверяют только знаниям и науке).
    Карин, крестьянка и Мию с Юфом и Микаэлем смерть не уводит с собой из-за силы веры и любви, которые спасают им жизнь! картинка Ss987654321

  • На данный момент, для меня это лучший фильм в плане передачи атмосферы средневековья. Поэтому сразу же рекомендую его любителям медиевистики.

    "Седьмая печать" - сильное и лаконичное высказывание шведского режиссера Ингмара Бергмана о том, что вечно волнует человека - о жизни и смерти. Именно вопрос веры намного проще и удобнее раскрывать в средневековых сюжетах, чем в современных.

    Действие фильма происходит в разгар эпидемии чумы. Разочарованный в жизни и в своей вере рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются из крестового похода на родину. Их сопровождает ангел смерти, с которым Антониус заключил соглашение, решив сыграть с ним последний шахматный поединок, чтобы отсрочить момент смерти и познать в последние дни жизнь вечную истину, найти ответ на волнующие вопросы.

    В дальнейшем эта история, отмечается реалистичными сценами, где изображается человеческая дикость, слепая ярость и ненависть толпы. Мы видим юную ведьму под пытками, безглазые труппы. Над всеми поступками героев постоянно нависает тень чумы. Но эта "черная смерть", которую вобрал в себя средневековый фильм Бергмана, будет пронизан лучами света - благородством героя и его оруженосца, невинностью молодых путешествующих артистов.

    "Седьмая печать" во многом построена на контрастах и ​​противопоставлении. Так, рыцарю Антониусу ярко противопоставлен его оруженосц Йонс, который не борется со своими сомнениями, поскольку в отличие от своего хозяина у него их нет. Йонс - скептик, он критически оценивает как веру в Бога, так и веру в жизнь после смерти.
    "В подлунном мире только пустота", пытается убедить Йонс своего хозяина, но рыцарь отчаянно хочет верить в иной смысл.

    В сюжетном плане, очень важное место занимает появление Юфа и Мии. В разгар эпидемии чумы бродячим артистам нелегко заработать себе на хлеб. Однако, они верят, что их сыну повезет в жизни больше. Они не унывают, так как все проблемы переживают сплоченно, принимая себя и друг друга такими, какие они есть.
    Когда рыцаря угощают клубникой и молоком, перед ним открывается картина истинного счастья. Встреча с Юфом и Мией для рыцаря, конечно, не способна решить его сомнений, но она напоминает ему о потерянном рае, когда он был счастлив в своем родовом замке с любимой женой.

    В завершении примечательна ремарка, с которой Бергман, обращается ко всем через уста крестоносца: "Мы олицетворяем свой страх, создаем его образ и называем его богом".
    А Смерть здесь - это сильная, острая метафора, которой Бергман проводит впечатляющие опыты в финале. Когда Смерть говорит, что у нее нет знания (ответов на вопросы крестоносца) - это показывает, что Бергман убедительно и прямо утверждает, что искать в смерти ответы бесполезно. Смерть - всего лишь явление, при том неизбежное явление. картинка Turnel

  • Наверное, так и все мы бредем по жизни , играя со смертью азартные игры. Мы также знаем , что дьявол вокруг нас. И все мы всю жизнь думаем о Боге, задавая себе и другим все те же вопросы. И все мы , вероятно, узнаем ответы..... Когда ангелы вострубят...
    Фильм и вправду весь наполнен символами и аллегориями. И не удалось мне с первого раза сломать все печати...Ну да лиха беда- начало....

  • как-то особенно выделяю для себя именно этот фильм Бергмана - за насыщенность, аллегоричность, за бергмановское Средневековье и воспринимаю его, возможно, даже больше как текст, а не как картинку. вкусный текст.