1912 год. Англия. Наследник титула графа Грэнтэма, живущего с семьей в своем родовом имении Даунтон, погибает на «Титанике». Семья ожидает, что теперь, когда наследников мужского пола не осталось, владения и капитал семьи после смерти графа перейдут к его старшей дочери. Но граф, отдавший всю свою жизнь своему поместью, отказывается отстаивать права юной Мэри, считая, что все, включая немалый капитал его жены, должно отойти к наследнику его графского титула, безвестному дальнему родственнику…
Начальные кадры первого сезона влюбляют в себя сразу и наповал. Будто тебя просто за уши затаскивают туда, и случается магия - ты переносишься в другую жизнь и, хоть ненадолго, как будто сама живешь вот так - проводя время на диване, за чаем, разговорами, от обеда до ужина. Разошедшийся шов, неловкое движение, неверное слово - все становится событием. Эти мелкие происшествия, из которых состоит ткань сюжета, так хорошо прописаны и сыграны, что действительно увлекают. Очень быстро сознание подстраивается под реальность сериала. Если в самом начале ты иронично фыркаешь - вот мол, нашли проблему, раздули из мухи слона, то уже через пару серий ты обнаруживаешь, что вместе с героями негодуешь из-за оброненной кем-то пары слов (ооо, мерзкий Томас, как он мог!) или шокирована чьим-то незначительным, в общем-то поступком (заказать шаровары вместо вечернего платья? Какой скандал! Неслыханно!).
Но в какой-то момент мое сознание, усыпленное поначалу этой медитативной неспешностью, все-таки проснулось, и появилось раздражение от отсутствия больших событий. Стало неприятно от того, что герои только и делают, что копаются в грязном белье друг друга, тыкают друг друга постоянно иголками и ставят подножки. Возникает ощущение, что их жизнь настолько пустая и тупая, что они сами устраивают себе драмы, чтобы было чем развлечься. И вот эта хваленая английская чопорность (ах, мы такие англичане, мы такие сдержанные и холодные, мы такие воспитанные, что лучше будем несчастными, чем как-то проявим свои чувства, что бы ни случилось, главное - молчать и делать вид что все хорошо) меня начала бесить. Никто не говорит то, что думает или чувствует, а если и решает высказаться, то это делается в максимально расплывчатой и завуалированной форме. В общем, видимо, для моего темперамента слишком чужда эта сдержанность.
Второе большое разочарование настигло меня во втором сезоне, когда я поняла, что назревавшую драму решили чинно и по-английски слить. Все возможности интересного развития персонажей, заявленные в первом сезоне, сценаристы не то что проморгали, а сознательно и вежливо проигнорировали во втором.
Мэри была интересным персонажем: дерзкой, своевольной, расчетливой. Она ставила подножки сестре, отдалась страсти с первым встречным красавцем, собиралась выйти замуж по расчету и вообще получить свое, чье бы оно ни было. И что, где это все? Осталась приличная девушка из приличной семьи, которая стыдится своего прошлого и соблюдает приличия.
Эдит таила массу возможностей: дурнушка, о которой забывают даже родители, тут и зависть к сестрам, и желание самоутвердиться и боязнь остаться старой девой, и любовь к жениху сестры. Куда это все делось? Осталась тихая скромная сестра милосердия без всяких подводных камней.
Из Сибил могли сделать революционерку, идущую войной на свою семью ради взглядов. Тут столько возможностей - и выборы, и движение феминисток, и отрицание богатства и сословий, и следование за переменами. Но это все обозначили очень боязливо и осторожно. Революционерки нет, осталась только тихая скромная девушка. Линия с женихом вообще не выдерживает критики. Можно понять брак по расчету со знатным или богатым человеком, можно понять мезальянс по любви. Но понять мезальянс и без любви и без расчета я не могу.
Мэтью из человека с принципами, из человека, не желающего получать наследство и жить по этим правилам, стал таким же как все, практически приживалкой.
Бабуля вместо старой мегеры, манипулирующей семейством и делающей все по-своему стала доброй бабушкой, помогающей всем и отстаивающей всех. Ну и язвительной скорее по привычке.
А самый главный персонажный провал - это, конечно Бейтс. Ооооо, это невыносимо стало смотреть в какой-то момент! Это не слуга, а просто Король драмы! Вся эта многозначительность, таинственность, недомолвки театральные паузы выглядят отвратительно. Жаль Анну, которую сценаристы отдали этому чудовищу и заставили страдать. Вся линия с Бейтсом - одни сплошные затасканные штампы: я вас не достоин, я пойду с вами до конца, о эта ужасная женщина, она способна на все, о я невинно осужден... Тьфу, гадость и пошлятина.
В общем жаль, что не решились на драму и ограничились мелодрамой. Поэтому вместо живых людей мы получили набор картонных мимимишшных персонажей, из-за своей ненастоящести не вызывающих ни сочувствия, ни сопереживания.
Подводя итог. В первом сезоне притягивает атмосфера, все эти костюмы, детали, быт - за этим следишь завороженно, к тому же он знакомит нас с героями и их реалиями, подкупает и наполняет ожиданиями. Во втором сезоне сериал показывает истинное лицо, но по-прежнему остается надежда на развитие и очарование новыми деталями и приметами новых времен. К третьему сезону ко всему этому привыкаешь, а кроме этого, оказывается, ничего и нет. Становится понятно, что под этими викторианскими розочками - слабый сюжет и все эти раздутые мелодраматичные страсти уже не цепляют, а вызывают лишь досаду.
Пятерка за костюмы, декорации, антураж, детали. Двойка за сценарий. По-настоящему хорош только первый сезон.
что можно сказать о столько красивом фильме? ведь назвать его просто сериалом, сравнивая при этом с далеко не лучшими и совсем не лучшими представителями этого жанра, просто язык не поворачивается.
это фильм. длинный и при этом совершенно не затянутый. еще бы — на данный момент ни одной отрицательной или нейтральной рецензии!..
не буду распространяться об актерах, о их героях… могу только сказать, что моей любимой героиней стала старая леди Грэнтем в исполнении Мэгги Смит. а ее шуточки и замечания, произносимые в неизменным английским тактом и без тени улыбки на лице, — это просто шедевр!
а чего стоит природа, на фоне которой и происходит все действие, и сам замок, который, по-моему, тоже является немаловажным героем всей драмы, разворачивающейся перед нашими глазами!..
а еще особенно порадовала «рождественская» серия из второго сезона, расставившая немало точек над «і» с тем, чтобы в дальнейшем третий сезон был еще полнее!
Когда апатия накрывает меня с головой, я нахожу самый рейтинговый сериал и ухожу в него дня на 4. Ну, или насколько это вообще возможно по учебным/рабочим/семейным обстоятельствам. Много раз ранее, эта апатия привела меня к двум моим безудержным предметам любви - сериалам Доктор Хауз и Игра престолов. Хауз кончился, что неописуемо печально. По Играм можно книги прочитать - это неистово плюсуется. Но вот я встретила свою третью любовь - Аббатство Даунтон.
Англия редко манила меня как страна, я всегда уважала лишь их культуру, в лице литературы и интерьеров, но не более. Но этот сериал заставил меня влюбится в Англию, всю без остатка. Нам изображают события с 1912 года и далее. Нам изображают события до, во время и после войны. По сути нам изображают ВСЮ настоящую Англию 20 века, и она восхищает меня.
Стоит ли говорить, что каждый персонаж там на вес золото, особенно впечатляет разграничение на высший слой и слой прислуги. На то, как точно существует эта грань и как удивительно она умеет стираться, а главное, как эта грань пропадает, но держится с течением времени. Отдельных аплодисментов стоит Вдовствующая графиня Вайлет - большая часть реплик этой бабули заслуживает стать бессмертной цитатой! Именно благодаря ей, я порой безудержна смеялась половину сериала. Очень нежно люблю Сибил, с замиранием сердца слежу за Эдит, обожаю местного гея Томаса, но ему сценарист не дает легкой жизни совсем...
Мне очень понравились стиль общения обоих слоев общества, их начитанность и любовь к цитатам из книг. Огромная библиотека, прекрасный вид на особняк, интерьер внутри особняка, одежда и порядки. Все настолько прекрасно, что заслуживает замереть на миг и навечно остаться прекраснейшей картиной, радующей любой по прихотливости глаз. До сих пор, уже шестой год я смотрю и восхищаюсь - столько декораций и костюмов! Невероятное пиршество.
Не раз поднималась эта тема в различных обсуждениях, что нечетные сезоны хороши, а вот в четных вечно происходит какая-то ерунда. Как долго они тянули с Анной и Бейтсом - с ума можно сойти!
Но 6 мне нравится. Жалко думать, что он последний.