Отзывы о фильме «Осенняя соната»

Осенняя соната

Осенняя соната

Драма, Музыка (Германия, Франция, Швеция, 1978)

Рейтинг IMDB: 8.1 (32 913 голоса)

Отзывы

  • Сценарист - Ингмар Бергман, режиссёр - Ингмар Бергман, результат: «Боже, текст этого фильма шикарен, потрясающий, на все времена! Пройдет двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят и ещё десятки лет, но проблемы останутся те же и мысли, произнесённые актёрами достаточно талантливо, диалоги-монологи, созданные Ингмаром, останутся актуальными!». А это и есть показатель шедевра, ибо шедевры не устаревают. Книга Достоевского в виде фильма.

    Я смотрел и узнавал свои отношения с матерью, и не свои отношения с матерью. Я смотрел и узнавал личный опыт и свои же чувства то в матери, то в дочери, полное понимание каждого слова персонажей… Фильм, чтобы увидеть со стороны картину собственной жизни, осознать, что такая жизнь у многих семей и отпустить это, отпустить наконец-то!

    Не смотря на короткий хронометраж, он тянется во времени, тянется… как тянутся их обиды за ними, хвост неприятных моментов из прошлого, которые отложили в долгий ящик, но почему-то вовремя не выкинули. То есть, кино неспешное и многим, кому не до психологизма сейчас, не до самокопания с рефлексией, оно не понравится.

    Я в фильме больше на стороне матери. Мне не чуждо восприятие мира дочери, я понимаю её обиды, боль, навязчивые идеи, наши отношения с моей мамой очень похожи в том плане, что, возможно, мы никогда друг друга не поймём и не проникнемся мирами друг друга, но я и никогда не ненавидел свою маму, никогда… Ненависть – слишком сильное чувство, слишком громкое и я не понимаю, как можно ненавидеть маму всерьёз, испытывать к ней ненависть, и, так просто, в глаза высказать это. Высказать ей на старости лет, не пощадив, не пожалев… Разве то, что столько времени спустя и потеряв двух детей она не научилась прощать и не смогла простить свою маму – это не её вина и не её собственный недостаток?.. «Во всём виноваты родители». Да, они часто во многом виноваты (особенно в раннем детстве и в подростковом возрасте, когда ребёнок имеет трудные периоды, а далеко не все родители имеют квалификацию и знания, как ему помочь, а потом не могут признать свои ошибки), это правда. Но не во всём, что случилось в вашей жизни, не надо сбрасывать ответственность с себя! Ни одна мама не думает, что «её триумф в поражении её ребёнка». И выйти замуж за нелюбимого мужчину – тоже не решение мамы, как и посвятить себя святости, благотворительности, имея жажду к творческому признанию…

    «Многие люди не живут в реальности и в этом их счастье». Так и есть, я тоже не живу в реальности, в этом моё хрупкое счастье. Иногда реальность прорывается в жизнь и становится трудно, но это не значит, что я изменю себе ради детей, матерей, профессии, государства или ещё кого-то/чего-то. В конце концов, мы рождены, чтобы быть отпущенными на свободу. Этой пожилой пианистке свободу давала только музыка, музыка, ради которой она терпела боли в спине и насмешки коллег, отчуждение, потерю тепла с близкими, она продолжала играть всю жизнь, если человек не бросает дело всю жизнь – оно действительно важно для него. Фильм ещё и о жертве творчеству, когда ты однажды делаешь выбор для себя и потом до смерти несёшь его. Не знаю, пусть бы моя мама посвятила всю себя какому-то делу, я бы обижался на неё в детстве, да, но подрос бы и простил, как сейчас простил. Обиды – это то, что живёт в нас самих, они могут совершенно отсутствовать в людях, на которых обижаемся мы, так что весьма бессмысленно перекладывать свои падения, разочарования, боль на чужие плечи и винить во всём одного конкретного человека, сходить с ума на почве этой ненависти.

    Концовка – несколько гигантских одиночеств, разных и неспособных помочь, заполнить друг друга. Письмо с утверждением, что ещё не поздно и испуганное лицо матери, для которой уже поздно.

    Сильное кино, кто бы что не сказал и не написал. Если вас не зацепит – значит, вы уже прошли этот этап полностью или он вам не встречался вообще (могу поздравить, вы, в любом случае, счастливчик))))).

    Просмотрен в рамках Свободного киноклуба.

  • История матери, голой поверхности, по которой всё в жизни прокатывается, не оставляя следов.
    И дочерей, искалеченных ею.
    А точнее - одной из дочерей, Евы. Как губка, впитывала она в себя малейшие проявления невнимания матери. Искала ее близости, не находила и погружалась в пучину отчаянья, самоотречения.
    Мы встретим их уже взрослыми женщинами и ужаснемся.
    Одно из мощнейших впечатлений кино за последнее время. Так меня вообще мало что пронимало из сферы искусства, а не личных переживаний.
    Шок на уровне ступора, судорожного желания кричать нет в экран телевизора. Боль и отчаянное стремление вырваться.

    Совершенно невероятная работа. Я и не думала, что можно ТАК снять фильм.

  • Фильм - семейная драма. В центре фильма с одной стороны - мать , которая, по сути, бросала своих детей и мужа ради карьеры и гастролировала по миру с концертами. А с другой - две ее дочери, которые любили и боготворили свою мать с детства.
    Фильм построен , как музыкальная соната, то есть завязка, нарастающее напряжение и развязка-кульминация.
    Нам показывают детство сестер, их ожидание кратковременных приездов красавицы-матери . И даже спустя много лет, постаревшая, но упорно не желающая этого замечать мать кратковременно заезжает к дочерям. Для меня она - отвратительный персонаж фильма. Практичная эгоистка до самой глубины души с холодным, каменным сердцем. В ее минутное раскаяние я не поверила, что и подтвердили её поступки. А говорить можно ,что угодно, тем более такой артистке ,как она.
    Казалось бы, надо подвести итог, сделать вывод и постараться оставшийся кусочек жизни прожить нормально . Но нет. Её по-прежнему несёт вдаль на гастроли и мы понимаем, что она не изменится уже никогда. Она опять бросает свою дочь, которая безгранично и неосознанно любит и ненавидит её страшной ненавистью одновременно.
    Очень страшный и сильный фильм, берущий за душу. Ингмар Бергман – очень вдумчивый и серьёзный режиссер, препарирующий человеческие взаимоотношения и чувства. Сильная , потрясающая кинолента, которая отпечатывается в вашей душе.
    Актрисам , сыгравшим роли матери и дочери (Лив Ульман и Ингрид Бергман) – браво!
    Рекомендую всем любителям психологического кино.
    картинка hottary

  • "Гениально! Гениально! Гениально!" - мои мысли на протяжении полутора часов просмотра, с первых же минут до самого конца.

    Фильм, после которого хочется вскрыться.

    Есть, короче, одна заезженная цитата, которую часто постят книголюбы: "Чтобы стать умным, достаточно прочитать всего 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи". Вот если бы в том же ключе речь зашла о кинематографе, то, однозначно, десятку можно было бы сократить до одного-единственного фильма, и это, мать твою, была бы "Осенняя соната".

    P.S. Лив Ульман, я твой ярый фанат!

  • Культовый фильм Ингмара Бергмана, возможно, самый "бергмановский".
    Ева приглашает погостить свою мать Шарлотту, с которой не виделась несколько лет. Шарлотта - известная гастролирующая пианистка, даже на домашний обед одевающая вечернее платье. Ева - жена пастора, неловкая и некрасивая, в огромных очках-велосипедах. Она занимается хозяйством, заботится о муже и полупарализованной сестре Хелене. Среди ночи, когда обеим не спится, Ева и Шарлотта вдруг начинают вспоминать прошлое и предъявлять друг другу безжалостные обвинения. Они обе не счастливы и обе винят друг друга. Легкомысленная эгоистка и закомплексованная девочка. Ни одна из них не может дать другой обычных человеческих радостей - доброты, милосердия, поддержки и заботы.
    Потрясающая игра актрис Ингрид Бергман и Лив Ульман, весь фильм - череда крупных планов. Сквозь привычную скандинавскую сдержанность вдруг прорывается такая боль и ненависть! Как говорит одна из них

    Одна правда на свете и одна ложь. И никакого прощения...