Отзывы о фильме «Хороший сын»

Хороший сын

Хороший сын

Драма (Финляндия, 2011)

Рейтинг IMDB: 5.9 (277 голосов)

Отзывы

  • Классический конфликт: Илмари (Samuli Niittymäki/Самули Нииттимяки) привязан к матери и на все ради нее готов, мать, Лейла (Elina Knihtilä/Элина Книхтиля), принимает это как должное. Когда очередной мужчина, писатель Аймо (Eero Aho/Ээро Ахо), задерживается в доме, все его попытки найти общий язык с Илмари оборачиваются ничем. Лейла не особо озабочена напряжением, воцарившимся в доме, потому как хочет побыть с Аймо, а агрессию Илмари не принимает всерьез, ведь когда нужно, эта агрессия всегда ей на руку. Заканчивается все трагически.

    Извечный вопрос – кто виноват? Аймо честно пытался установить с Илмари дружелюбные отношения, и его раздражение своенравным подростком можно понять. Когда тебя посылают – еще куда ни шло, но когда бросаются с кулаками – это уже другой вопрос. Однако Илмари тоже сложно упрекнуть. Он странноват, замкнут, не контролирует вспышки ярости, но ведь он еще подросток, а у подростков все сложно. Тем более в такой ситуации. Илмари опекает мать, помогает, чем может, и вдруг на голову сваливается какой-то Аймо, который считает себя вправе заводить с ним «мужские» разговоры, тогда как его вообще быть здесь не должно – что он забыл в их семейном благополучии? Лейлу, казалось бы, тоже сложновато обвинить. Одинокая женщина, с явными эмоциональными проблемами, да еще после тяжелых неудач в работе и личной жизни – неудивительно, что когда рядом с Аймо замаячила иллюзия счастья, она вцепилась в нее обеими руками.

    Однако я все же считаю, что вина лежит на Лейле.

    Илмари нуждался в разговоре, тогда как она выбрала политику «Все ок? Ну ок». О многом говорит ее фраза в самом начале, что они с Илмари давно не беседовали. Пытаясь восполнить этот пробел, вопросы она задает простые и глупые, на которые Илмари может ответить «норм» – и отвечает. Что Лейла вообще знает о своем сыне? Ничего. А между тем, с первого взгляда заметно, что парень странноват. Лейла же принимает это как данность. Илмари – ее помощник и ее защитник. Что ей его агрессия, если в удобную минуту можно возопить о помощи, и он вышвырнет обидчика прочь. Уж она-то умеет его успокоить, она – мать. Да и удобно – Илмари, сделай то, принеси это... Нет, Лейла не тиран, и оттеняет все это эхом доверия и дружбы. Но вот именно что эхом, а Илмари принимает это серьезно. И появление Аймо для него – сильный удар. В его глазах он фактически заменяет его место. Илмари пытается забыться с девушкой, Каритой (Anna Paavilainen/Анна Паавилайнен), но она в конечном итоге лишь подливает масла в огонь. (Кстати, замечу, что у Кариты очень удачный образ простушки не от мира сего, крайне любопытный персонаж получился.)

    Лейла могла прекратить все это даже на самой поздней стадии, и до беды бы не дошло. Достаточно было внимания, мягкости и откровенного разговора – не одного. Постепенное знакомство. Попытка отвлечь сына. Но Лейла не видит и не слышит, для нее есть Аймо, а связь с Илмари постепенно разрушается. Когда Аймо сталкивает его в воду, из-за чего Илмари едва не тонет, Лейла не хочет его слушать. Нормальная мать если бы не вдарила ухажеру за такие выходки, то постаралась хотя бы получше разобраться в ситуации.

    После этого Илмари осознает всю реальность угрозы. Перед ним не просто ухажер матери, не просто соперник, он самый что ни на есть враг, а с врагами поступают соответствующе. Конечно, Аймо потом тоже подливает масла в огонь, поставив на Илмари клеймо больного, но вот его-то как раз понять легко.

    Концовка обескураживает и возмущает. Лейла окончательно предает Илмари, хотя могла бы и не делать этого. Теперь и она испытывает страх и смотрит на сына новыми глазами – видя то клеймо, что поставил на него Аймо. Нельзя не вспомнить байки о законопослушных финнах, но это слабое утешение. За Илмари больно и обидно. Да, по существу, эти чувства по отношению к нему не оставляют почти весь фильм. Каждые десять-пятнадцать минут хочется сказать – Лейла, оглянись, посмотри внимательно на своего сына.

    Итог: кино о сложностях взаимоотношений и тяготах взросления с мрачным, несколько философским подтекстом о границах любви и привязанности, а также посылом беспечным родителям.

    Снято достаточно хорошо, хотя кое-где, в основном из-за музыкального сопровождения, было забавно в тех местах, где, по идее, этого быть не должно. Выходит жизненно, тут поспорить сложно, но все-таки в этом фильме довольно странно видеть мыльные оттенки.

    Зато дом на отшибе, который мог бы стать ареной для какого-нибудь ужастика, тем не менее прямо-таки ощущается уютным, семейным, напоминая о том, что перед нами драма, а не триллер. Хотя, кстати говоря, некоторые моменты достойны триллера. Еще хочется отметить, что вставки про маленького Унто (Eetu Julin/Ээту Юлин) с видеокамерой и его красочными комментариями вполне удачно вписались в картинку, создав интересный контраст.

    Особенно нужно выделить актеров. Сложно сказать, чья это преимущественно заслуга – конечно, и самих актеров, но, быть может, и режиссера тоже, гримеров; в любом случае, выражения лиц подчас поражают. Откровенно потряс момент в конце, когда Лейла видит Илмари новым взглядом. Это великолепное превращение – женщина, в один миг состарившаяся на несколько лет.

  • Фильм можно охарактеризовать, как психологическую драму с элементами триллера. Синопсис меня заинтересовал, но я думал, что сюжет покажется вторичным. Я ждал чего-то в стиле американского фильма «Джошуа». Но это совершенно разные истории, что для меня стало только плюсом. Все-таки с выбором я не прогадал.

    Итак, главного героя зовут Илмари. Он и есть тот самый сын из названия, который защищает свою известную маму от всех. Я бы даже назвал его не просто защитником, а личным телохранителем Лейлы. Он разбирается с папарацци, дает отпор назойливым журналистам, выпроваживает неугодных маме гостей, бежит к ней на помощь по первому зову и т. п. В общем, свято выполняет функции единственного мужчины в семье. Лейла — актриса с вздорным характером, если верить прессе. После очередного скандала она решила спрятаться с сыновьями в загородном доме, куда приезжают ее друзья, включая овдовевшего писателя Аймо, который не прочь задержаться в гостях. Вот только Илмари эта идея совсем не нравится…

    Образ Илмари довольно спорный. Вроде бы действительно хороший сын, который оберегает мать. Но где эта грань между заботой и одержимостью? Хотя его можно понять. Лейла сама призналась, что всегда влюблялась не в тех мужчин. Наверняка ребенок рос в стрессовой обстановке, видел, как его мать постоянно обижают, что оставило свой след на психике парня. Но меня больше интересует другой вопрос. Заслуживает ли Лейла такого сына? По-моему, они вообще поменялись ролями. Что это за мать, которая не знает даже, в каком классе учится ее ребенок?! В подростковом возрасте хватает своих забот, а тут еще надо решать мамины проблемы. Мне жалко Лейлу, как человека и как женщину, которой необходимо мужское плечо рядом. Но мать из нее безответственная. Я считаю, что хорошая мать старается оградить детей от лишних переживаний, но не наоборот.

    Мне фильм понравился. Атмосфера постепенно накалялась в загородном доме. Ближе к финалу достигла своего апогея. А концовка получилась весьма драматичной. И мне действительно было интересно наблюдать за Илмари и Лейлой. Все-таки их отношения были наполнены теплотой и любовью друг к другу. Просто у них вообще семья немного странная. И актеры блестяще сыграли. Из второстепенных персонажей мне больше всего понравилась Лилли и ее истерика за столом, когда Унто пародировал птиц. Это был самый забавный эпизод. Совершенно не понравился Еэро Ахо в роли Аймо. Какая-то отталкивающая у него внешность. Да и сам персонаж не ахти. В общем, хорошая европейская драма. Пересматривать вряд ли стану, но получил удовольствие от просмотра, чего и вам желаю.