Мертвый дом (1932)

Мертвый дом
Мертвый дом

Рейтинг IMDB: 6.3 (20 голосов)

Жанр Биография, Драма
Хронометраж 1 ч. 31 мин.
Режиссер Василий Федоров
Премьера 12 августа 1932 г. (В России — 10 апреля 1932 г.)
Страна СССР
Сценарий Василий Федоров, Виктор Шкловский
Оператор Василий Пронин
Композитор Kryukov, Vasili
Альтернативные названия Martwy dom, Myortvyy dom, I exoria tou Dostoyevsky

Рейтинг IMDB: 6.3 (20 голосов)

Содержание

«Мертвый дом» — второй звуковой фильм в советском кино. Режиссера, как человека театральной культуры, прежде всего, привлекла возможность поработать на экране со словом. Он говорил, что звук дал кинематографу «возможность развертывать зрелище не вширь, авглубь», что он «не столько расширил тематику, сколько углубил ее».

Федоров считал, что «зрительный образ должен обострять содержание звука», стремился к внутренней диалектике «слово-движение», знакомой ему по театру. В 1931 году исполнялось пятьдесят лет со дня смерти писателя Ф. М. Достоевского, к этой дате был приурочен фильм по литературному сценарию Виктора Шкловского. Писатель задумал кольцевую композицию, построенную в виде воспоминаний и ориентированную на возможности немого кино.

Для себя в будущей картине он предусмотрел роль Петрашевского, руководителя революционного кружка. В процессе работы Федоров сохранил сюжетную канву сценариста, но в постановочном сценарии дал свою трактовку основной темы. Главная идея фильма у Шкловского заключалась в показе Достоевского как революционера. Федоров был против такой трактовки. Он считал, что Достоевский — человек, психически сломленный царским режимом.

Атмосфера огромного «мертвого дома» — николаевской России — заставляет писателя отказаться от идей социализма и вступить на путь религиозной проповеди. Этой концепции (которую позднее осудили критики) Федоров, вместе с опытнейшим художником кино Владимиром Егоровым, подчинил весь изобразительный строй фильма.

Подборки