Отзывы о фильме «Белая свадьба»

Белая свадьба

Белая свадьба

Драма, Мелодрама (Франция, 1989)

Рейтинг IMDB: 7.0 (1 669 голос)

Отзывы

  • Изначально собиралась посмотреть фильм с Лили-Роуз Депп, но его ещё не было в сети, так что решила посмотреть что-нибудь с её матерью, Ванессой Паради. Во-первых, как же они феноменально похожи с дочерью! Во-вторых, какая же Ванесса прекрасная актриса, а я и не знала.

    Фильм - хорошая, крепкая драма, с многогранными героями и сложным конфликтом, который решается именно зрителем.

    Франсуа - степенный, до флегматичности спокойный школьный преподаватель философии. Жизнь удалась: уважение коллег, стабильная (и не пыльная) работа, хорошенькая моложавая жена (между прочим, отнюдь не пустая дурочка, а владелица книжного магазина). Увы (ну, или ах), одним прекрасным школьным утром он обращает внимание на постоянные прогулы одной нерадивой ученицы. Матильда - не ограненный алмаз, талантливая и глубокая личность, застрявшая в теле колючего подростка-бунтаря. За её коротенькую жизнь она пережила и постоянные попытки суицида матери-истерички, и неспособность отца-психиатра заметить проблемы собственного ребёнка, и двух братьев-лоботрясов, подсадивших её на наркотики, и попытки торговать собственным телом. Но за всеми этими драмами, за кажущейся бравадой и показным равнодушием, Матильда - всего лишь замученный, потерявшийся ребёнок, готовый пойти за каждым, кто будет готов дать ей хоть каплю доброты и заботы.

    Любовь с Большой Буквы, вспыхнувшая между Франсуа и Матильдой, в разы сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

    Для Франсуа - это во многом банальнейший "бес в ребро". Во многих первых сценах взаимодействия с Матильдой он почти излучает лень и некоторое равнодушное влечение (e.g. ну да, вот она лежит голая на кровати, ну да, вот она вешается мне на шею, ну да, почему бы и да). Интрижка со студенткой придаёт лёгкой остроты его монотонной, устоявшейся жизни, даёт возможность заново порадоваться простым удовольствиям, вроде прогулки на лодке или поцелуя в укромном уголке. Матильда для него - приятная игрушка, свежее девичье тело в сочетании с хорошими мозгами: после секса можно обсудить собственную книгу по философии с самым преданным из твоих фанатов, ну кто от такого откажется. Однако, Франсуа совершенно не торопится глобально менять свою жизнь: он продолжает мирно жить (и спать) под одной крышей с женой, ходить на работу (где за первой партой сидит собственная любовница), да ещё и получать похвалы за помощь запутавшимся подросткам (Матильда становится лучшей ученицей на волне любви). Любовь и\или страсть для него - не повод разрушать уже привычное ленивое существование.

    Для Матильды всё совсем иначе - роман с Франсуа становится её единственной соломинкой в жизни, призрачной надеждой на счастье (с изначально предрешенным трагическим финалом). По большему счету, в её случае срабатывает своеобразный импринтинг: как для утят любой движущийся объект в "чувствительный" период их жизни может стать роднее настоящей матери, так и для Матильды первый пожалевший и проявивший к ней интерес мужчина становится Любовью Всей Жизни. Она готова пойти на любые меры и унижения, чтобы удержать возлюбленного, если для Франсуа это игра, то для неё - настоящая битва.

    Вместо послушной и необременительной юной любовницы Франсуа получает целый ворох проблем: портятся отношения с женой, Матильда не слушается и названивает каждый час, твердя о своей неземной любви и требуя действий. А вот действовать Франсуа не хочет совсем, трусливо откладывая решения на потом, перекладывая ответственность на девочку лет на 30 его младше. Чем и запускает фатальную цепочку событий.

    Фильм - хороший. Хороший, в первую очередь из-за отсутствия положительных персонажей. И Франсуа, и Матильда - отнюдь не невинные агнцы, им сложно сочувствовать в полной мере. Франсуа - пассивный, трусливый человек, не способный даже ради (возможно - мнимой) огромной любви хоть что-то поменять в своей жизни; Матильда - психически не стабильная, капризная девочка, не желающая слышать слово "нет" и не брезгующая никакими мерами для достижения собственных целей. Но оба они всё же навсегда разрушают собственные жизни (испортив судьбу парочке других людей мимоходом).

    Хороша стилистика фильма: мягкая лиричность чувств и почти детская нежность Матильды постепенно переходит в удушающую обсессию и нездоровую токсичность отношений, и эти же мотивы видны в использовании света и тени, дневных и ночных планов.

    В целом, советую, хотя после просмотра остаётся несколько неприятное, неспокойное чувство.

    7\10

  • Любовь? Где она в этом фильме? Я увидела страсть, влечение, но никак не любовь. Преподаватель-философ в стремлении "наставить на стезю мудрости" девушку, что почему-то ловит каждое его слово (а кому сейчас нужны философы? конечно, как тут не обратить на Матильду внимание, особенно, когда она смотрит такими глазами), переходит границы, но не решается дойти до конца. Проявить какое-то уважение к жене, к её чувствам, расстаться по-хорошему? Нет, не слышал.

    Когда и как вообще началось это странное увлечение? Возможно, Франсуа увидел в Матильде отображение той самой Симоны Вейль, книга о которой его авторства не раз мелькает в фильме. Молодая, но не по годам умная... Вот только Франсуа, позволив втянуть себя в эти отношения, вовсе не желает принимать связанную с ними ответственность, не понимает или не замечает, чем они обернулись для Матильды. И поэтому Матильда будет решать возникшую проблему, как умеет. Подросток с тяжёлым детством и явно не очень здоровой наследственностью, увлёкшийся философией, вообразивший, что повстречал любовь всей своей жизни - и не нашлось никого, кто смог бы поддержать Матильду в трудной ситуации.

    К сожалению, в этом фильме я разглядела только капризного ребёнка и безответственного, нерешительного мужчину и ничего больше.