Отзывы о фильме «Осенний марафон»

Осенний марафон

Осенний марафон

Драма, Комедия (СССР, 1979)

Рейтинг IMDB: 8.1 (2 125 голоса)

Отзывы

  • Я хотела начать отсмотр фильмов Данелии с чего-то более позитивного, но начала с "Марафона". Я знала, что тема там про измену, и это был один из факторов, почему мне не хотелось его смотреть - не люблю измены и вот таких героев, как главный, тоже не люблю. "Осенний марафон" - тот случай, когда мне не нравится содержание и всех героев хочется долго бить фэйсом об тэйбл, чтобы они вразумились, но я в совершенном восхищении от формы.

    Очень много интересных кадров, хороших находок, просто красивых решений. Чего стоит кадр со сливным бачком, где Бузыкин смотрит направо (т.е., в будущее), камера едет и показывает нам сливной бачок, а Бузыкин дёргает за верёвочку, как бы смывая в канализацию всю свою жизнь! А финальные сцены, когда все всё понимают, и на лицах вечная досада - но и неспособность что-то изменить.

    Вот за эту неспособность я авторов ненавижу. Прямо хочется плакать от такого финала - всё пропало, всё плохо, все слабые и жалкие, не хочется даже их жалеть, ведь нет никаких внешних непреодолимых обстоятельств, которые мешали бы им взять и решительно сделать так, как будет лучше для них. Особенно досаден этот финал после того, как, казалось бы, всё решилось правильно. Но так не бывает, и нам не сняли вдохновляющую сказку про сильных людей. Сняли суровую реальность про наши слабости, страхи, неврозы и комплексы. Удивительно, но единственные, кто делает, как им надо - это Леонов, сосед Бузыкина, и горе-переводчица. Вот у них всё хорошо и заканчивается: они знают, что хотят, действуют и получают это. Непонятно только, почему они при этом такие противные ))

    Очень было приятно, что видение Басилашвили очень совпало и с моим восприятием его персонажа: на лице у актёра постоянно некоторая брезгливость, омерзение. Да, и сам Бузыкин, и вся эта ситуация - мерзкие и низкие, именно такое отношение они и вызывают.
    Ну и особенно мне было приятно увидеть, как восхищённый переводчик, возвращаясь из вытрезвителя, восклицает: "Как много новых слов я узнал!" Да, мы такие ))))

  • С виду Бузыкин интеллигентный, добрый, покладистый человек. Отличный профессионал в своём деле. Вдумчивый преподаватель, который может научить кое-чему и профессора из самой Дании. Имеет любовницу? Мужчины рукоплещут! Женщины завидуют и слегка осуждают! Всё в порядке. Так о чём же кино? Оно о конформизме! Это чудовищное качество ломает карьеру, разлучает с друзьями и любимыми, приводит к войнам.
    Передовая идея – развенчать и осудить этот порок. Нас таких много! Мы видим, как главный герой в минуты потрясения и раскаяния пытается сломать в себе это качество. Никаких никому поблажек! Определяющий, конкретный разговор с Аллой! Ничего не получается! Студенты Андрея Павловича будут по-прежнему халтурить, жена и любовница страдать. Требуются ли комментарии для того, что бы диагностировать мягкотелость и соглашательство в крови? Для этого не нужен развёрнутый анализ и реакция Вассермана. Это участь большинства интеллигентов. Видно, так им на роду написано.
    Тот шофёр, который назвал Бузыкина сохатым, живёт проще. Ему далеко до подобных отрицательных качеств. Он запросто может оскорбить, унизить и не задумывается о том, что кому-то причинил боль. Моральную, конечно. Впрочем, и фингал подставит без зазрения совести. Уж переживать-то точно не будет. Кто страшней? Этот хам, или Бузыкин? Шофёру не потребуется раздумий, как отрезать хвост собаке: целиком или по частям. Рубанёт сразу! Та же дочка Андрея Павловича не задумается. Кинет матери её подарок и чёрт с ней с возможной обидой. Переживёт родимая!
    Короче говоря, идея-то фильма понятна. Но вот как относится к нам, к таким ущербным и сострадающим, к таким вероломным и вечно осуждающим себя, всех жалеющих, всех обидеть боящихся… я не знаю.

  • И осень вроде уже куда-то ушла, но мы продолжаем куда-то бежать непонятно зачем. Этот марафон продолжается всю жизнь, стук копытами по мостовой, по нашей, по чужой, по соседской. Стоит только оглянуться, чтобы хоть краем глаза узреть проделанный путь, бац! и ты затылком впечатался в придорожный столб. Больно, когда оторвало голову, но зато звучит прекрасная музыка.

    "Осенний марафон" для меня фильм метафизический. Из всего, что здесь показал Данелия, я могу похвастаться только тем, что, подобно герою Евгения Леонова, сидел также на кухне в разношерстной компании. Как и все. Но такое понятие как "длительный брак" прошло мимо меня. Наверное, с течением такого времени, у мужчины появляется некая отчаянная решимость, он способен жить с одной, а бегать к другой, но мне все эти телодвижения кажутся лишними. Ну, время типа было другое, а оно всегда одинаковое, ну, к разводам относились в советские годы по-другому, да плевать на них на всех, ну, карьера требует определенной жены, какая глупость все это вообще.

    Свой особый жанр Данелия сам назвал "лирической комедией", но, по мне, так здесь довольно злобная сатира. Абсолютно все герои очаровательны в своем несовершенстве и раздражают своей советской посредственностью. Фильм получился на века, потому что никуда не денутся карьеристы-тихушники (Басилашвили здесь просто бесит), кутающиеся в шаль девушки, меланхолически ожидающие у окна своего возлюбленного веками (от Нееловой тоже хочется бежать подальше), даже Леонов убивает своей простоватой алкоголичностью, а героиня Волчек дополняет картину своей какой-то обреченной унылостью. Иностранец, в качестве альтернативы, сравнения образа жизни, мышления, здесь тоже преподнесен гениально.

    В общем, фильм неоднозначный и сделала его в очередной раз музыка. Практически все наши режиссеры начинались с сотрудничества с композиторами. Насколько я могу судить, это именно советский способ производства и он был очень надежен по тем временам. Но, не было великой песни - не было великого фильма. Георгия Данелию я люблю. Наверное, больше, чем других наших режиссеров. Он никогда не преподносил ничего однозначного. В те годы это было трудно.

  • Прекрасный актерский состав, осень, Питер, переводчик. Мне понравилось!