Ума Турман ("Бэтмэн и Робин"), Джон Траволта ("Сломанная стрела"), Сэмюэл Л. Джексон ("Крепкий орешек 3") в криминальной драме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".
Двое бандитов Винсент Вега и Джулс Винфилд проводят время в философских беседах в перерыве между разборками и "решением проблем" с должниками своего криминального босса Марселласа Уоллеса. Параллельно разворачивается три истории. В первой из них Винсент присматривает за женой Марселласа Мией и спасает ее от передозировки наркотиков. Во второй рассказывается о Бутче Кулидже, боксере, нанятом Уоллесом, чтобы сдать бой, но обманувшим его. Третья история объединяет первые две - в кафе парочка молодых неудачливых грабителей - Пампкин и Хани Бани делают попытку ограбления, но Джулс останавливает их…
Присутствие многих фильмов в топ-250 остается для меня загадкой. Но «Криминально чтиво» побило все рекорды моего возмущения. Что здесь такого необычного, что все поголовно хвалят и включают в разные списки лучших фильмов?! Есть множество отличных кинолент, которые после просмотра заставят зрителя о чем-то задуматься, пофилософствовать, вынести для себя некий урок. Здесь нет ни логики, ни морали. По-моему, это самый переоцененный фильм из всех, которые мне довелось посмотреть. Ставить высокую оценку, потому что это снял великий Тарантино, я не буду. Он безусловно заслуживает уважения хотя бы за то, что вписал свое имя в кинематограф, но это не тот случай, за который можно его хвалить. Мне не нравятся фильмы с нелинейным сюжетом. Но уж если и снимать нечто подобное, то пусть это будет в стиле Иньярриту и Арриаги. Там хоть смысл есть.
Этот сюжет мне вообще не понравился. Несколько историй, показанных в произвольном порядке. Ни одна из них меня не заинтересовала ни на йоту. Начало еще смотрибельное. Приятно было увидеть Тима Рота со свойственными его герою Лайтману из сериала «Обмани меня» эксцентричными замашками. Дальше началась вторая история про двух наемных бандитов (Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон). Многие хвалят фильм за диалоги. Извините, но мне все равно, как называют бургеры во Франции, и мне неинтересно слушать про массаж ног. История, в которой приняли участие Ума Турман и Джон Траволта, еще подала надежду на лучшее продолжение. Они, конечно, лихо отплясывали твист на танцполе и сцена с уколом в сердце смотрится эффектно. Но после рассказа о часах, кочующих из одной, пардон, задницы в другую меня добила. На этом мое знакомство с творчеством Квентина закончится.
Еще один культовый фильм, который я ухитрился посмотреть только в этом году. Честно говоря, смотрел на него несколько скептически из-за репутации Тарантино, который, по мнению многих, достиг успеха лишь благодаря сумбурным сценариям и склонности к эпатажу.
Что ж, в «Криминальном чтиве» действительно хватает и намеренно внесенной сюжетной неразберихи, и крови, и черного юмора. Но все-таки что-то есть в этом фильме. Какая-то странная живость персонажей. Какая-то житейская, реалистичная атмосфера непредсказуемости, спонтанности происходящего. Диалоги ни о чем, нелепые случайности и совпадения, неоднозначные герои.
О чем фильм? По большей части о том, что бандиты живут весело, но недолго. А умирают, как правило, нелепо. Морализаторства тут, правда, нет и вовсе — если только в последней новелле, и то в пародийном ключе, чего стоит только фейковая «циатата» из Библии. Зритель должен сделать выбор сам — одобряет он героев картины или нет. Сомнительные «плюсы» бандитского образа жизни — наркотики, легкие деньги, веселье в различных заведениях — представлены во всей красе. Равно как и минусы — например, смерть от случайной пули в сортире.
«Криминальное чтиво» — это отчасти комедия. Но грустная. Во всей брутальности происходящего чувствует некий суровый лиризм — в том, как неплохие, в сущности, чуваки, увлеченно отстреливают всех подряд и друг друга. За наркотический угаром и бандитской лихостью проступает тотальный идиотизм происходящего. И дураков жалко.
И вместе с тем закрадывается ядовитая мысль — а может быть они в чем-то правы? Например, Бутч, решивший взять от жизни то, что ему причитается по праву сильного, а не прозябать в «шестерках»? Ведь живем-то один раз, а мирное существование еще никому не гарантировало неприкосновенности. Истина где-то, как говорится, рядом.
Итог: своего рода эталон черной криминальной комедии, с налетом ироничного морализаторства и с явным преобладанием формы над содержанием. Не то, чтобы шедевр, фильм на любителя — но из тех, что хотя бы раз нужно посмотреть, чтобы лучше понять, что такое кинематограф вообще.
Не прошло и 28 лет, как я добралась до просмотра этого фильма. На самом деле, не посмотрела бы его вообще, если бы не мой челлендж добить фильмы в списке топ 250. К фильмам Тарантино настороженно относилась. Знала только по слухам и разговорам, что там кровища, маты, убийства и собственно все. При этом ни одного фильма его от начала до конца я не смотрела.
И тут... Я в полнейшем восторге! Черный юмор, как он есть, но он прекрасный, хотя я вообще не любитель оного. Актерский состав - лучше и круче просто некуда. Сама съемка, сценарий, его разбитие на главы и их переплетение - одно удовольствие от просмотра этой картины!
Все же осталось загадкой, что там находилось в том чемодане, который исходил светом))
Кто знает, может и остальные фильмы Тарантино мне зайдут так же)