Отзывы о фильме «Родня»

Родня

Родня

Драма, Комедия (СССР, 1981)

Рейтинг IMDB: 0.0 (0 голосов)

Отзывы

  • Юрию Богатыреву +10000000000000

    Михалков умел снимать кино уже тогда. Если всматриваться в мелочи, в которых, как известно, скрывается дьявол

  • Из деревни в город приезжает мама (Нонна Мордюкова), чтобы проведать свою дочь. В свое время от нее ушел муж, поэтому она обостренно реагирует на то, что дочь пошла по ее стопам. И вот возникает конликт № 1 - между матерью и дочерью. Это извечный конфликт, на самом деле. Мать видит в дочери свои недостатки, не признает за ней право на выбор своего пути и стиля в жизни, вмешивается в ее дела, постоянно выражая свое мнение о происходящем. Ей чужд город, а люди, в нем живущие, кажутся ей странными. Дочь же не простила матери разрыва с отцом, она живет в городе, радуясь тому, что вырвалась из деревни, при этом сама понимая, что мужа своего не любит, работу ненавидит и просто старается "жить как все". Очень жаль ее дочурку - та не расстается с наушниками, полностью отгородившись от мира. Конфликт № 2 - Еще по дороге в город героиня Нонны знакомится с мужчиной, главным инженером какого-то завода, тот начинает за ней ухаживать. Но однажды она (впрочем, вполне сознательно) находит в городе своего сбежавшего мужа. Он превратился в достаточно жалкого алкаша, у него двое сыновей (одного из них играет, ксати, Меньшиков), но живут они отдельно. Естественно, героиня Нонны, как традиционная русская женщина, жалеет неудачника и предлагает ему вернуться вместе с ней в деревню. Она не понимает, что ни ее жалость, ни она сама экс-муженьку не нужны и нехило прокатывает инженера. Плюс есть еще третья дополнительная линия - между тещей и зятем.

    Развязка происходит при отъезде героини Нонны обратно в деревню. Достаточно драматично сходятся две основные ветви повествования. В результате мать разочаровывается в экс-муже, а до дочери наконец доходит, что она любит свою маму. Это не просто слова... Когда она бежала по перрону, крича: "Мама! Мама! Мама!" у меня защемило сердце. Наверно, это на генетическом уровне заложено... В итоге обнимаются все женщины этой семьи - бабушка, дочь и внучка. Катарсис.

    На мой взгляд, это фильм об одиночестве, победить которое может только любовь. Причем не обязательно любовь-страсть, а простая человеческая любовь к тем, кто рядом, к самым близким - к родным. Именно с этого может начаться духовное возрождение человека.

  • …путешественное приключение туда и обратно с высшим смысловым озарением «была не была!»…

    …блаженная и диковатая сельхозработница в очень, гхм, зрелых годах (…Нонна Мордюкова…), собравшись проведать собственную взрослую дочь, внезапно в первую очередь для самой себя покупает билет до областного центра в спальный вагон повышенной комфортабельности подвижного железнодорожного состава межгородского сообщения. Внутри люксового купе её невольно поджидает влюбившийся с первого взгляда командировочный главный инженер неназванного рыбхоза (…Андрей Петров…) с портативным вентилятором на батарейках наперевес. Поругавшись, разбежавшись, повздоривши и изрядно выпивши греческо-грузинской винной амброзии (…доярка, по-мужицки крякнув и занюхавши благородный нектар засаленным рукавом, изрекает из недр носоглотки сакральное: «какаягадасть!»…), новоиспечённая парочка вовсю принимается подворковывать. Дальнейшее воспроизведение, поддерживаемое взятой изначально тональностью трагикомичной театральщины, неумолимо скатывается в крикливый и забавно-грустный кавардачный балаган о трудностях эмоциональных привязок отдельно взятой безымянной семьи…

    …нарративная завязка при пристальном рассмотрении фокусируется безбрежно-камерной историей близких сношений эмоционально-родственного характера. Ну, или, с противоположного ракурса и в превалирующем сверхвосхитительном диапазоне регистров — как краткое тезисное изложение вообще в принципе всего в локально взятой системе взаимотношенческих межличностных связей семейного типа. Формулировка тут, уж не обессудить зрителю, сурово и весело упирается в чистейше кристализованную межличностную вкусовщину. Но, не стоит наивно и доверчиво обманываться, «Родня» — выспренный и ошлифованный театр сюрреалистического кафкианского абсурда. Не зря здесь по несколько раз звучит набатным рефреном восклицательно вопрошающее «а кто это?!». Преимущественно, естественно, из пылающих уст героини Мордюковой…

    …безусловно наверняка и абсолютистски точно угол взаимоотношений близких родственников, вычерченный филигранной и резкой словно выстрел биссектрисой из разных поколений и социально-культурных слоёв общественного коллективного бессознательного, в первой к тому времени, 1981-ого года, постановочной почти-комедии Никиты Сергеича Михалкова, получил непредсказуемое, непрогнозируемое, местами аффектаторское, а временами милое и поэтичное звучание. Которое, к зрительскому доброму изумлению, кое-где по течению хронометража приобретает отчётливые нотки едкой сатиры и едва ли не саркастического фактажа. Вся эта кипучая химико-поведенческая взвесь заставляет волей и неволей работать органы психологических чувств. Вызывая попеременно бурное веселье и задумчиво-меланхолические размышлизмы. Вот в этом находка Михалкова как нельзя более вкусна, навариста и полезна. Что не выходит в «Родне» понять рассудком, таковое стоит прочувствовать, уловить интуитивно, что называется. Затронуть внутренним нервом на уровне подсознательного инстинктивного…

    …резюмирующий аккорд расставляет акценты именно туда, откуда всё начиналось — на бесконечную, до горизонта, железнодорожную гладь. Принудительно открытый финал провоцирует невозможное — абсолютно скомпрометированная семейно-бытовая трагикомедия, обвешанная гирляндами бытовой трезвости идиом по типу «детей-родителей», «разводов-скандалов», «прошлый-пьющий, нынешний-гулящий» одномоментно вырастает в колоссальную притчу тонкости миров и невозможности возможного. Такое никому, практически, кроме настоящих мастеров постановки вслух и думать-то неприлично. Пошло получается в лучшем случае, в прочих — вовсе никак. Но ведь на то здесь режиссёрствует и Никита Сергеич, чтоб было разительно так, как оно стало. Дабы набор ситуативных прелюдий выпестовать играючи в истолкование высшего значения правды жизни. Разве нет?..

  • Некоторые люди вообще не умеют быть счастливыми. Да что там, большинство. В этом фильме все герои такие. Мамаша, так и прожившая всю жизнь одна, на старости лет получившая шанс на счастье и тут же его профукавшая. Дочка, которая работает на нелюбимой работе, живёт с нелюбимым мужем и нелюбимой дочерью. И имеет женатого любовника, чтоб точно свести шансы на счастье к нулю. Неустроенный папаша, который имел две семьи, ни одну сохранить не захотел и живёт один, спивается, уже спился. Инженер рыбзавода, который плывет всю жизнь по течению, а потом почему-то решает, что его одинокую старость скрасит яркая деревенская баба. С ней-то, может, и весело, но зияющая пропасть социального и культурного неравенства всегда будет давать о себе знать, так что для него-то как раз все к лучшему, хоть и без его заслуг. Смотришь и думаешь: глупо, как же глупо живут люди, лишь бы не стать такой, как они, незаметно для себя...

    Просмотрено в рамках Игры в классики.