Отзывы о фильме «Роль»

Роль

Роль

Драма, Исторический (Беларусь, Германия, Финляндия, Россия, 2013)

Рейтинг IMDB: 7.1 (228 голосов)

Отзывы

  • Константин Лопушанский – один из немногих российских режиссеров, имеющих свой неповторимый «голос» и, несомненно, создающий авторское кино. Причем авторское – это не обязательно для узкого круга почитателей. «Письма мертвого человека», рассчитанные, отнюдь, не на массового зрителя, тем не менее, посмотрело 15 миллионов человек. Значит, все эти миллионы нашли в постапокалипсическом ужасе, наступившем после случайного запуска баллистической ракеты, что-то созвучное своему мироощущению.
    ***
    Фильм «Роль», снятый в 2013 году и последняя, на данный момент, работа Лопушанского, отсылает к спорам начала двадцатого века о сути и роли театра. Великие трансформации, вызванные промышленной революцией, крушением монархий, общественных сословий, войнами и революциями, на которых люди истреблялись в промышленных масштабах, не могли не отразиться на искусстве. Простое лицедейство на театральных подмостках стало казаться архаикой, не отражающей новые жизненные реалии. И все настойчивее звучит голос реформаторов, противопоставляющих системе Станиславского новые необычные театральные формы. Одним из таких ярких реформаторов был Николай Евреинов – режиссер, драматург, актер, музыкант, художник – человек явно не обделенный талантами и, к слову, создатель «Привала комедиантов» и «Бродячей собаки» - знаковых мест Серебряного века. Он считал, что высшей формой театрального искусства должна быть «игра в жизнь», когда актер проживает (в прямом смысле этого слова) жизнь реального человека.
    ***
    Гражданская война. Сибирь. Поезд с убегающими от революции мещанами и интеллигенцией захватывает бригада Игната Плотникова. Командир идет вдоль выстроенного ряда пассажиров и на глазок определяет белых офицеров, сразу же пуская их в расход. Пока его взгляд не упирается в человека как две капли воды похожего на него самого.
    Действие переносится в Финляндию, где «двойник» оказывается известным актером, достигшим вершины своей славы. Но его все больше и больше захватывает мысль – сыграть в реальной жизни убитого на той станции Плотникова, так не решившегося отнять у него жизнь.
    А далее на наших глазах происходит полное перевоплощение интеллигентного, живущего барской жизнью актера, в контуженного красного командира, приехавшего в Питер 20-х годов.
    ***
    В этом черно-белом фильме множество подтекстов.
    О заочной театральной полемике уже было сказано выше (в фильме главный герой в Питере даже недолго стоит перед афишей спектакля Евреинова).
    Другой слой – исторический. Происходит полное погружение в атмосферу конца гражданской войны, когда народ всеми силами пытается выжить, приспосабливаясь к новой власти. Когда смерть подстерегает за каждым углом, и даже матерый контрабандист предпочитает застрелиться, чем попасть в руки ЧК.
    Третий слой я назвал бы буддистским. Путь главного героя в чем-то созвучен восьмеричному пути, когда концом самой главной сыгранной роли может быть только реальная смерть.
    А есть еще, наверное, и четвертый, и пятый… Это глубоко «личный» фильм, ведущий с каждым свой персональный разговор.
    ***
    Вердикт: посмотреть хотя бы один раз.

    Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм - напиши рецензию!». Тур 5.

  • Мое знакомство с режиссером Лопушанским прошло успешно.
    Фильм, где зима тоже имеет свою роль. Она запорашивает воспоминания о прошлом.Она сопровождает в настоящем. И провожает нашего актера...
    Практически театральная постановка, но подмостками служит не сцена, а город. Мы следим за полным перевоплощением в Плотникова. Но не только перевоплощение показывает нам фильм. Мы еще и гуляем по Ленинграду 20-х годов. Как и герой, мы в недоумении смотрим на то что нас окружает. Как меняются люди, даже те кого знал. Или думал, что знал.
    Фильм тоскливый. Но другим его невозможно представить.

  • Пишу рецензию, раздираемая противоречивыми чувствами. С одной стороны, мне совсем не хотелось смотреть этот фильм, я пожалела, что не взяла что-то более оптимистичное. Опять пришлось окунаться в разруху послевоенного мира, терпеть жестокости гражданской войны. С другой - это действительно качественный стоящий фильм, отличная идея и реализация.
    Если коротко, то талантливый русский артист (чем-то напоминал Шаляпина), специально выбранная прическа, ухоженная растительность на лице, шуба на плечах. Нет, он не был одет роскошно, на это у него уже как раз не было денег, но он так выглядел: фрак, лакированные ботинки, все это сидело естественно на нем. Жена - красавица-иностранка, и он уже не в России. Живи да радуйся. Но он был РУССКИМ артистом, и мечтал о своей гениальной роли. И все время вспоминал один момент в своей жизни, небольшую станцию, где уже хозяйничали красные, расстреливая офицеров, да и вообще дворян. И где встретились красный офицер и этот актер, невероятное совпадение, они оказались похожи друг на друга как две капли воды. Что же из того? То время миновало, к счастью, ему удалось уцелеть. Но этот двойник бередит память, ведь это же невероятный шанс, сыграть вживую, по-настоящему, перевоплотиться в совершенно другого, чужого по духу человека. Это становится манией, навязчивой идеей, целью жизни. Ради этой роли не жаль ничего, можно погибнуть, и даже правильнее будет погибнуть, ведь такую игру нельзя бросать на середине, ее надо довести до конца, до логического конца!

  • Черно-белый, холодный, пронзительный, атмосферный и очень русский фильм.
    Творческая профессия тяжелое бремя. Судьба актера, так сильно зависящая от ролей, которые посчастливится или не удастся сыграть.
    Жизнь в ожидании той единственной лучшей роли, на которую способен. А если ее не случится?
    20-е годы 20 века, становление Советской России, казалось бы не лучшее время для творческих амбиций. В первую очередь ты человек, гонимый страхом, жизнь и холодные поезда сходят с накатанной колеи, впереди только неизвестность. Но актерское призвание не уступает инстинкту самосохранения. И, на счастье или на беду, приходит случай.
    Командир красной армии, заранее приняв решение, на кону которого судьбы и исход которого расстрел, обходит обреченный строй арестованных.
    Два человека по разную сторону баррикад смотрят друг на друга как в зеркало, а в отражении - лицо классового врага, как две капли воды похожее на свое собственное. Вот ты на одной, карающей стороне, а вот представь, что это ты сам стоишь по другую и ждешь своей участи.
    Чудом спасшийся Евлаков не нашел покоя на новом месте, душу изводит память.
    Вот она Роль всей его жизни, финал которой щемяще предсказуем.