Отзывы о фильме «Собачье сердце»

Собачье сердце (многосерийный)

Собачье сердце (многосерийный)

Драма, Комедия (СССР, 1988)

Рейтинг IMDB: 8.6 (8 599 голосов)

Отзывы

  • Булгаков уже давно занял прочное место на моей книжной полке. Он для меня будто Гоголь и Маяковский вместе взятые, только лучше. Признаюсь сразу, «Собачье сердце» не читала, увы. Но экранизация, по-моему, шикарная. Могу ли я сейчас что-то оценивать, критиковать или хвалить? Не думаю, что имею на это право, остается только восхищаться.

    Эта история начинается с собаки. Бездомный, обиженный миром, голодный пес бредет по улицам холодного зимнего города. Мы слышим его мысли, мы знаем, что он чувствует, мы видим все его глазами. Мир ужасно не справедлив, люди вокруг злые, все норовят пнуть сапогом по спине или ударить кирпичом по ребрам. Они вымещают свою боль и недовольство таким образом. А в чем животное виновато? Где достать кусок колбасы? Маленький, паршивый кусок колбасы? Где укрыться от снега? Где залечить свой ошпаренный бок? Где спокойно умереть? Вдруг, человек. Накормил, взял к себе, вылечил. Неужели вот так просто? Оказалось для опыта…
    И тут начинается история Полиграфа Полиграфовича Шарикова. История в четырех персонажах.

    Полиграф Полиграфович – необычайное существо. Он пес, который стал человеком. И все бы ничего, но вот собачье сердце неспособно противиться человеческим инстинктам. И, увы, вместо доброго, капризного Шарика пред нами появляется глупый, избалованный, бессовестный, неспособный даже на малейшую благодарность вор-балалаечник, с собачьими привычками и невероятно высоким самомнением и подверженностью влиянию. Словами не передать насколько мне противен Шариков. И дело даже не в его безобразном поведении, а в его мировоззрении. Теперь я сижу и думаю: правда ли таким бы вышел Шарик? Или просто виной всему Клим Чугункин. Я, все же, предпочитаю думать, что собаки намного умнее и благороднее людей. Как же хорошо, что Булгаков дает возможность нам самим решить этот аспект для себя.
    Профессор Преображенский – высокообразованный, влиятельный и востребованный человек в столице. Весь высший свет чуть ли ни каждый день на приеме у профессора, по поводу и без. Филипп Филиппыч, безусловно, очень умный и почитаемый человек. Подобные эксперименты наверняка вознесли бы его на вершину научного мира. Но, так как я против экспериментов над животными, сама эта история не раз заставила меня бросить недобрые слова в сторону профессора. Сцена операции, вся подготовка, обритое распоротое брюшко, безжизненно свисающие лапки – до сих пор вызывают во мне неприязнь к Филипп Филиппычу. Однако даже после всего этого, персонаж заставил меня проникнуться сочувствием и уважением к нему. И причина этому – воспитание и выдержка. Будь я на месте Преображенского, я бы свой эксперимент задушила руками. Это невероятное самообладание достойно восхищения.
    Доктор Борменталь – помощник профессора. На мой взгляд, самый адекватный и, главное, нужный персонаж в истории. Именно его руки делали то, что надо. И пускай он тоже заслужил пару раз мое неодобрение и косой взгляд, герой очень правильный. Знаете, я думаю, что он, в какой-то степени, олицетворение автора и его отношения ко всем представленным проблемам. И пусть он второстепенный, но главный герой повести.
    Домоуправление – большевистское собрание высоко активных и высоко преданных красному флагу жильцов. Взяв любое произведение Булгакова, можно четко заметить его негативное отношение к советской власти. «Собачье сердце» не является исключение, даже наоборот. Это, наверно, самая сильно отражающая эту неприязнь работа. Возможно, книга немного скрывает это аспект, но в фильме он выставлен на передовую. Все два часа это чопорное собрание жильцов казалось мне какой-то сектой, без преувеличения. Их попытки уровнять всех жильцов (поделить квартиру профессора), почему-то казались мне, просто-напросто, намерением отобрать жирненький кусок, а переманивание на свою сторону Шарикова было одним из способов достижения цели. Скажу одно, вот такое представление советского общества в фильме заставила меня сильно порадоваться, что я живу совсем в иное время.

    Подводя итог увиденного, я отметила одну странную вещь – я не нашла ни одного положительного персонажа в фильме, все получили от меня «нагоняй», но, не смотря на это, фильм, воплощение и сама история мне очень понравились. Парадокс. Приятно. Вот, что значит мастерство.


    Фильм просмотрен в рамках игры МувиБинго. Тур 3 на тему " Экранизация произведения Булгакова + отзыв"

  • Мне всегда очень сложно заставить себя смотреть советские фильмы – вроде бы знаю, понимаю и люблю, но не хочу/не буду. «Собачье сердце» я знаю по цитатам, но никогда не смотрела его полностью, и вот, наконец-то, время пришло.

    Сказать, что это было легко не могу. Ещё в самом начале муж предупредил меня, что это будет нелегко, но я недоумевала, ведь знала только забавные моменты. А после я согласилась с ним фразой «пересматривать не буду». Страшно наблюдать, как что-то ужасное, буквально мерзкое, удушающее не живёт в чьей-то фантазии или же в прошлом, а вновь поднимает свою голову прямо сейчас. Эта история очень тяжелая, давящая, буквально депрессивная, но весь груз ты ощущаешь только после, когда понимаешь, что его уже с себя не снять, просто ты раньше этого не замечал. И хочется для облегчения хотя бы немного шутить и выставлять всё в весёлом свете, но такого запала не хватает надолго. Швондер уже не выдуманный персонаж, эдакий карикатурный человек из прошлого, а реальный человек, и не один; ты постоянно видишь многочисленные доносы, которые с радостью глотает и причмокивает гос.машина, но рядом нет Преображенского – ты один, хоть и знаешь, что рядом есть такие же, как и ты. Но где? Их страшно звать.

    Это действительно было тяжело, но ещё тяжелее – после.

  • Объявившее о приходе огромного стада Шариковых, людей с собачьими сердцами, в 20-е годы прошлого века, "Собачье сердце" Булгакова так и не увидело свет, прозвучав тревожным набатом только для избранных. Но ситуация нисколько не изменилась, когда в конце 80-х Владимир Бортко экранизировал "Собачье сердце", очень близко к тексту, абсолютно точно передав всю квинтэссенцию произведения Булгакова. Режиссер по сути дела священнодействовал, не позволил себе ни одной вольности с оригинальным текстом, довольно невинно дополнив сюжет, на мой взгляд, сделав это даже гениально. Любовная линия с Борменталем чего стоит.

    Фильм получился шедевральным, с каким-то особенным звучанием, отображающим российский дух по полной. Удивительно, что подобная форма фантасмагории мгновенно ушла в народ, прижилась там и навеки поселилась фразами, междометиями, даже песнями. "От Севильи до Гренады" из пьесы А. К. Толстого "Дон Жуан" или альтернативное "Яблочко", которое, как говорил гайдаровский Жиган, и белым, и красным петь можно. Только слова нужно менять.

    У Евгения Евстигнеева все роли великие, поэтому профессор Преображенский - только одна из них. Но нигде он не выглядел настолько серьезно и представительно. Если только в роли Ручечника. Доктор же Борменталь, Борис Плотников, в свои практически семьдесят лет, до сих пор стоит на голове сцены Театра Российской Армии. Владимир Толоконников же вовсе навсегда остался для всех Шариковым, на какие роли бы его после не приглашали.

    "Собачье сердце", наверное, фильм депрессивный, но это совершенно не ощущается. Булгаковский дух здесь повсеместно, а он, к чему я склоняюсь все больше, всегда был оптимистичным. Это трудно разглядеть в некоторых произведениях автора, но достаточно посмотреть ранние его рассказы, чтобы понять - с кем мы имеем дело. Сатирические образы прислуги, Швондер с компанией, все за послевоенной разрухой должно выглядеть ужасно, но все это повернуто к зрителям какой-то иной стороной. Реальные кадры того времени, конечно, в фильме удручают больше всего.

    Фильм растащен на цитаты. Исторические вопросы времени решаются за разговорами профессора Преображенского с Швондером и Борменталем, а затем - уже с Шариковым. Это любимые мои моменты. Звуковой ряд надрывный и трепетный, ассоциируется исключительно с "Собачьим сердцем". Самыми крылатыми выражениями я посчитал
    "не читайте перед едой советских газет", "господа все в Париже" и "дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку". То есть, в основном они принадлежат Шарикову!

    Что касается актуальности фильма, то вышел он в преддверии появления нового стада люмпенов, а ныне приобретает новое звучание, ибо когорта Шариковых с науськивающими их Швондерами вновь успешно строчит доносы на любую контрреволюцию. А профессор Преображенский умер, если бы и не умер, то давно уехал. И не в Крым, а гораздо дальше.

  • Кино понравилось не меньше, чем сама книга. Многое из книги уже забылось и сложно было сравнивать, но всё же кажется, что снято близко к тексту. Понравилась игра актёров. Хорошее музыкальное сопровождение. Приятная цветовая гамма фильма, не чёрно-белая, а сепия. Персонажи фильма не блещут положительными качествами, но очень запоминаются.

    Фильм просмотрен в рамках игры ТТТ по теме "Экранизация" по совету lida44 и "Восточные сладости".

  • "Чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки" или о том, какой прекрасный пес Шарик и какой ужасный человек Шариков.

    Это очень хорошее советское кино, его безусловно стоит посмотреть всем. Конечно, идея превращения таким образом собаки в человека и наоборот - наивна, относится к такой древней фантастике, вроде "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда", но социальная тематика булгаковской повести подана великолепно. Авторские диалоги сохранены, и во всех мыслях, высказанных героями, звучит Михаил Афанасьевич, его отношение к действительности, к большевизму, к понятию человечности.

    Нравится как снято, как показаны планы, нравится гамма ленты. Игра актеров и то, как режиссер расставил их, нашел для каждого идеальную роль. Вот все нравится, не хотелось бы видеть другую экранизацию, разве только "фильм по мотивам", но не экранизацию. Хотя, есть еще 1976 года - может, тоже стоит когда-нибудь посмотреть. Но пока именно этот киношедевр завладел моим сердцем.

    Дальше...

  • Фильм прочно занимает одно из 5 первых мест в числе любимых фильмов уже лет 30 .
    Готова пересматривать его бесконечно.
    Нравится просто все.
    Как снято несомненно - черно белая пленка придает фильму правдоподобность и отнести его именно к началу 20 века. Да и сами съемки необычные- вставки из документальных кадров и сам фильм так переплетаются, что не знаешь даже когда они сняты.
    Про актеров , которые играют в фильме можно говорить бесконечно.
    Они так изумительно подобраны и так вжились в свою роль, что других не их месте и не представляю.
    Конечно в фильме особенно выделяются два главных героя.
    Профессор Преображенский сыгранный Евгением Евстигнеевым просто настоящий русский интеллигент, врач.Его остроты, крылатые фразы разошлись и стали применими в быту даже- например про чтение советских газет до обеда.
    Образ Шарикова , сыгранный до того мало известным в Союзе, но известным у нас в Казахстане, в Алматы актером сделал его известным всему СССР.Так преобразится и сыграть образ собаки , превращенной в человека мог только Толоконников. Его талант помог донести образ до зрителя.
    Но и остальные актеры замечательно дополнили этот дуэт- и Карцев-Швондер, и Плотников-Борменталь, и Русланова-Дарья Петровна и все остальные запомнились и остались в памяти

  • Классика советской литературы. Нежно люблю книжное "Собачье сердце", поэтому обходила стороной экранизации, дабы не испортить впечатление. В целом, мне понравилось. Да, местами я не хотела бы видеть то, что моя фантазия скрашивала, но актеры прекрасны. Не очень понравилось музыкальное сопровождение, вот эти вот псалмы, которые пели на сходе ячейки, ужасно раздражали, откровенно говоря. А вот вставки документальной хроники были неожиданностью и приятным дополнением к истории. Захотелось перечитать первоисточник, а вот пересматривать фильм, скорее всего, не буду.

  • Кажется, это фильм я никогда раньше не смотрела целиком. Конечно, на школьных уроках литературы нам показывали отрывки, и с главными персонажами уже была знакома как и с произведением Булгакова. Но всей картины не видела.
    Кино черно-белое, но на мой взгляд, это для фильма даже лучше. Позволяет зрителю сосредоточиться на сюжете, смысле слов и игре актеров, не отвлекаясь на красочность окружающей обстановки. Актеры тут великолепны. Профессор Преображенский - настоящий профессор. Чинный, умный, рассудительный и не впадающий в панику даже в самые сумбурные моменты. Он представитель старого общества, где не место абсолютному равноправию, ведь у каждого все должно быть по необходимости и праву. Доктор Борменталь
    старается ему соответствовать, но в силу более молодого возраста он несколько более близкий к простому народу. Ну а Толоконников в образе Шарикова шикарен. Несимпатичный, прямо скажем, разбитной, хулиганистый, сквернословивший мужчина. Это ж надо было создать такого неприятного (лично мне) типа, но который запоминается и которым даже восхищаешься. Собака из Шарика получилась не в пример лучше человека.