Отзывы о фильме «Сволочи»

Сволочи

Сволочи

Боевик, Военный (Россия, 2006)

Рейтинг IMDB: 6.1 (2 841 голоса)

Отзывы

  • "постановить:

    за совершение особо тяжких преступлений дети, достигшие 14 лет, приравниваются
    ко взрослым вплоть до высшей меры наказания, в соответствии с УК СССР..."



    из постановления ЦИК Совнаркома СССР


    1943 год. Война. По улицам толпами бродят беспризорники, сироты, преступники, малолетки - сволочи. Их отправляют в диверсионную школу, где они должны пройти специальную подготовку, чтобы блокировать соединения фашистов.
    картинка ChopSuey
    Родина даёт им шанс искупить свою вину. И выбор-то у них не большой: либо вышка, либо школа. Но, неужели и вправду кто-то ожидает, что они одумаются и их вдруг озарит мысль, что всё это время они жили неправильно. Не думаю. Их не перевоспитать, каждый из них уже законченная сволочь.

    - А этого куда?
    - Закопать.
    - Так он же живой.
    - Ваши проблемы.

    Сколько же скандалов и пересудов было вокруг этого фильма. Один только эпизод с Меньшовым на премии MTV чего стоил. Разборки в органах безопасности, висевший над фильмом вопрос о запрете. Сколько шума. И всё из-за того, что режиссёр фильма Атанесян снял фильм, якобы основанный на фальшивом документе, порочащем имя страны. Какая разница, было ли это на самом деле? Самое главное, что такое вполне могло быть при сталинском-то режиме. В архивах НКВД-НКГБ ничего, подтверждающего наличие таких лагерей, не нашли. Верить или не верить этой информации - абсолютно личное дело каждого. Просто хочется оценить реальные масштабы героизма наших людей на войне. Ведь даже такое, казалось бы, крошечное вмешательство могло стать основополагающим событием для изменения хода военных действий в нашу пользу. Но они придумали классный ход. Свалили всё на тогда ещё фашистскую Германию, тыкая в неё пальцем и обвиняя в наличии школ для диверсантов-малолеток. Как бы говоря, "это у них, это не у нас". Да-да. Я не осуждаю свою родину. Ни в коем случае. Как говорится, на войне все средства хороши. Тем более, как бы цинично это не звучало, сволочи - это идеальное оружие, ребёнок без родителей, без семьи, ему на всех наплевать и всем наплевать на него, его никто искать не будет.

    Ни любви, ни тоски, ни жалости.
    Что останется, кроме памяти? ©

  • Нет литературной подоплеки, нет реальных исторических фактов, но от этого реальность происходящего на экране не замутняется. Если это вымысел, псевдоистория, то она граничит, скорее, с правдивостью, нежели с фантазиями сценариста.
    Помните "Заводной апельсин"? Одной из основных идей романа (а потом и фильма) было насилие среди подростков. Так вот забудьте. Берджес и Кубрик пытались найти корни. У русских сволочей корней нет вовсе. Жажда насилия живет в них самих и пропитывает с детских лет. Рядом с невинностью и детсткостью в них распускаются цветы зла. Злобы. И государство идет на верныq шаг, убивая двух зайцев - борьба с беспризорниками-сиротами, промышляющими щипачеством, разбоем и убийствами и поставка практически бесплатного пушечного мяса на фронт в виде диверсантов. Фильм очень жесткий. Настолько, что под конец изо всех сил стараешься не думать о том, что происходящее когда-то могло быть, но не получается. Помножьте "Солдата Джейн" на "Республику ШКИД". Литры крови, издевательства и бессмысленные детские смерти, где из нескольких десятков под конец выживают лишь двое (и вы не сразу догадаетесь, кто это будет). Чудовища, запертые в телах мальчишек, которые немало повидали на своем веку. Перед ними бледнеют и начинают невнятно мычать НКВДэшники. И они умирали за Родину.
    Черт, в этой картине патриотизма намного больше, чем в "9-й роте". И вместе с тем звериное государство, перед жестокостью которого ахали фашисты (Это же дети! Что же мы наделали").

  • …неподтверждённая назидательная история о реальных трагических событиях…

    …Вторая мировая, СССР, год от Рождества Христова — одна тысяча девятьсот сорок третий. Ранее осуждённый, частично отсидевший, специально оправданный и теперь уже освобождённый из мест заключения, бывший безымянный подполковник неназванного впрямую ведомства по фамилии Вишневецкий (…Андрей Панин…), имеющий за плечами солидную спортивно-альпинистскую подготовку и соответствующие разряды с мастерскими степенями, приписывается сотрудником органов контрразведки НКГБ (…Денис Карасёв…) к выполнению сверхсекретной государственной задачи. Первая часть операции состоит исключительно из вербовки несовершеннолетних, тринадцати-шестнадцати лет от роду подростков, приговорённых к смертной казни за совершённые ими особо тяжкие преступления. В последующем из набранных таким образом малолетних преступников, уголовников, злоумышленников и сидельцев Вишневецкий с группой приданых специально обученных инструкторов готовит диверсионно-саботажные группы для выполнения задач особенной компетенции в тылу основных частей и маршевых рот Великогерманского Вермахта. Сам процесс тренировок и натаскивания проходит на охраняемой горнолыжной базе в ослепительно-пейзажистых, так и просящихся на художественное полотно высокогорных регионах Казахстана. Через некоторое время, первых же подготовленных диверсантов десантируют в затерянное в снежно-белом рельефе прикарпатское ущелье с целью ликвидации немецкого топливного складского снабженческого пункта оперативно-стратегического значения. Куда как нелёгкий и не всегда такой однозначный выбор из двух и менее морально-нравственных вариантов — совершить подвиг во благо или остаться, собственно, «сволочью» — так бы молвить, оборачивается ко зрительскому взору лицом…

    …художественная лента «Сволочи» 2006-ого Александра Атанесяна почти целиком выстроена из идеи решения определённых тактических задач в сложной оперативной обстановке с применением несовершеннолетних, обученных должным образом и превращённых в особо опасных и эффективных убийц одноразового, как правило, применения. Нравственная и общечеловеческая мораль в условиях локальных и глобальных вооружённых конфликтов в таких случаях далеко не так важна, как достигаемый подобными силами и средствами результат. Как бы цинично данное не казалось, к величайшему. Даже будучи рассматриваемая сама по себе, означенная тема шокирует в той степени, каковую трудно назвать хоть сколько-нибудь понятной и приемлемой. При непосредственном же контакте, например в самой первой, заглавной сцене ограбления продуктового склада, в ходе которого малолетние рецидивисты походя лишают жизни оказавшегося безоружным складского сторожа вместе с прибывшими на место происшествия сотрудниками правоохранительных органов, такие «банальные» для данной категории граждан действия способны вывести из равновесия до состояния оторопи, онемения и суеверного ужаса даже часть мужской зрительской артели. Не говоря уже о подавляющем большинстве просмотрщиц пола бескомпромиссно прекрасного…

    …взяв настолько жестоко обозначенный сюжетный темп, дальнейшие повествовательные перипетии «Сволочей» развиваются в ещё более нагнетающем и ожесточённом ключе. Лагерная учёба диковатых подростков нагоняет жути иными моментами похлеще некоторых документальных хроник из бытописания заключённых нацистских концентрационных лагерей смерти. На удалённом от всех и вся глухом казахстанском горном перевале в нечеловеческих условиях зондеркоманда персонажа Панина калёным железом, пытками и побоями буквально выковывает из вчерашних звероватых мальчишек настоящие смертоносные боевые механизмы. Способные за считанные мгновенья умерщвлять живую силу противника десятками разнообразных способов. И не испытывать при этом вообще не то что подсознательных угрызений, но и никаких отрицательных эмоций в принципе. Вся целиком тренировочная безжалостная рутина — сильнейшая, и наиболее зубодробительная часть здешнего нарратива. Именно бытовая, повседневная жестокость становится по-настоящему красной, демаркационной линией атанесяновских «Сволочей». Здесь нарочито не появляется в кадре ничего из привычной, мирной жизни. Только суровые горные пейзажи, душные бараки и непременное выяснение отношений с обязательной борьбой за лидерство в условиях временного принудительного заключения. Не напрасно и не просто ради сценарной прихоти Вишневецого все обитатели учебного лагеря саркастично и едко прозывают его «гражданином начальником». Ведь для них-то ничего не изменилось. Заключение просто перешло в иную, активную фазу. А смертный приговор «всего навсего» отодвинулся и перенёсся во времени окончательного исполнения…

    …в сумме кинотеатральных итогов, герои «Сволочей» действительно воплощаются взаправдашними мерзавцами. Это именно те антисоциальные элементы любого общества, которые нравственную мотивацию и общегражданский долг не просто игнорируют, но решительно и всяческим образом с этими понятиями на своём уровне восприятия отказываются взаимодействовать. И, как следствие, единственный очевидный искупительный опыт для подобный категорий — неотвратимость наказания. А уж в какой из ипостасей оно свершится — принудительного ли заключения, карательного лишения жизни или героического кровавого подвига на благо Родины — тут ответ в «Сволочах» дан вполне однозначный и не двусмысленный. Хотя, на самом-то, если поглубже проникнуть в поднимаемую лентой проблемную суть вещей, никто и никогда не должен заслужить подобной судьбы. Даже если и решения, приведшие к драматической развязке, сделаны осознанны и самолично. Ибо любая смерть — трагедия, а детская обладает ещё и непереносимо горьким, незабываемым впечатлением. Вот какой урок единственно стоит и должно вынести всем соприкоснувшимся из всего данного кинематографического кошмара наяву…