Отзывы о фильме «Король-рыбак»

Король-рыбак

Король-рыбак

Драма, Комедия (США, 1991)

Рейтинг IMDB: 7.6 (71 894 голос)

Отзывы

  • Терри Гиллиам не любит хэппи-энды. Страшно не любит. Из-за его отказа перемонтировать мрачную концовку «Бразилии» фильм целый год пролежал на полке.
    Вот и в «Короле-рыбаке» заключительное всеобщее счастье и ликование как-то уже излишне и даже отдает изрядной долей слащавости, переходящей в приторность. Но сдается мне, что как и в «Братьях Гримм», его в очередной раз «изнасиловали» продюсеры.
    ***
    Сюжет картины можно сказать однолинеен. Джек Лукас – ведущий на радио ток-шоу в прямом эфире. Едкий циник, оседлавший своего конька, в какой-то момент перестает думать о последствиях произносимых слов. В результате один из его слушателей, буквально поняв призыв пристрелить этих сытых самодовольных янки, берет ружье и высаживает мозги семерым посетителям ресторана.
    Мучимый угрызениями совести, Лукас спивается, переселяясь из своих роскошных апартаментов к владелице видеопроката Энн Наполитано (Мерседес Руэл, сыгравшая ее, получила «Оскара» за женскую роль второго плана). Эта уставшая от жизни 40-летняя женщина даже по-своему любит Лукаса и всеми силами старается помочь ему.
    Но алкоголь и внутренняя неустроенность приводят Джека на грань самоубийства, от которого его спасает чудесное вмешательство Перри – бомжа, ищущего в Нью-Йорке легендарную Чашу Грааля. Как легко догадаться, Перри немного не в своем уме и виноват в этом именно Лукас. Будучи когда-то счастливым преподавателем истории, он оказался в тот вечер в злополучном ресторане, и потерял рассудок, когда на его глазах убили жену.
    Круг замкнулся и Лукас справедливо полагает, что вырваться из него он сможет только помогая Перри. Сумасшедший бомж становится той точкой опоры, оттолкнувшись от которой, он хочет вынырнуть на поверхность - к прежней жизни. И это ему удается. Джек вновь становится ведущим ток-шоу, вновь живет полной жизнью, в которой естественно не находится места ни Энн, ни Перри, ни его прежним знакомым. Но вот только как быть с внутренней неустроенностью, эфемерным чувством, которое незаметно копится внутри с каждым днем, дожидаясь своей последней капли. И эта капля явилась в виде предложения написать сценарий комедии о трех незадачливых бомжах.
    ***
    Что делает Лукас? Он устремляется на поиски Перри, словно только этот сумасшедший может дать ему спасение от самого себя. Но тот, избитый шпаной, лежит в коме. Значит, логично рассуждает Джек, его надо вывести из нее. Осталось дело за малым – определиться, как это сделать. Так как встряска, похлопывание и прочие физические воздействия не дали желаемого результата, постепенно выкристаллизовывается последний путь – найти эту проклятую Чашу. Благо Перри когда-то указал ее местонахождение.
    Карабканье Лукаса на крышу виллы в стиле средневекового замка – один из лучших эпизодов фильма. И картину вполне на этом можно было бы закончить, например, уронив Джека с крыши или продав заранее чашу. Была бы тогда какая-то недоговоренность тяготеющая к притчевости. Но законы Голливуда потребовали логического завершения в виде: похищения Чаши, которая оказалась старинным школьным кубком; чудесного воскрешения Перри и возвращения прозревшего Лукаса в объятия ненасытной Энн, порождая сущности, к которым очень хочется применить бритву Оккама.

    Итог: рекомендуется к просмотру.

    картинка Zatv

  • Оценила на 5* из 10*. Фэнтези и магический реализм в кинематографе не так чужды мне, но когда это все в таком ракурсе, в смеси современности и истории, сумасшествия и здравомыслия, то понимаю, что подобное не моё. Плюс там много сюжетных линий, и получился "винегрет". Вообще с американскими фильмами у меня все сложно. Я их не понимаю.

    Мало было для меня интересных моментов в фильме. Больше было тех, которые не понравились. Однозначно интересным для меня было посещение всей компанией китайского ресторана и признание Пэрри в любви к Лидии. Нельзя не отметить колоссальное изменение Джека Лукаса после произошедшего, его "катарсис" зачтен). В "воскрешение" Пэрри в больнице я не верю, а голые мужички на лужайке под луной в центре Нью-Йорка оригинальными не показались. В общем, фильм с уклоном "у каждого американского бомжа тоже есть душа". Я не спорю, но и не восторгаюсь идеей фильма.

    Впервые смотрела фильм Терри Гиллиам,возможно, я не раскусила этот "орешек", но особого желание продолжать знакомство нет. Но стоит отметить, что данная работа значительно отличается от просмотренных мною ранее американских фильмов. Как судьба сведет...


    Дайте две, 61 волна, мой вишлист

  • Фильмы Гиллиама обладают своей притягательностью. Если вам понравился один, высока вероятность, что понравятся и другие. Какие-то абстракции, непонятный, слегка тронувшийся мир. Небольшие островки логики и здравомыслия тонут в неотвратимом приливе сумасшествия, которые захлестывает эти небольшие кусочки стабильности и опять отходит. Эта атмосфера «упадка», какой-то «грязи», мусорной эстетики - путешествует из фильма в фильм. Будь то «Бандиты во времени», «12 обезьян» или вот этот фильм. Здесь вновь мусор на улицах, бездомные, дымные интерьеры и даже не верится, что дело происходит в реальном Нью-Йорке конца восьмидесятых, а не в каком-то очередном мире фантазий режиссера.

    И посреди этого, все в той же грязи копошатся два человека. Их обоих подкосило одно кровавое событие, и оно же выбило их из нормального течения жизни, которая размеренно шла по определенному пути. Вот только один из них смог создать свой мир, куда убегает от всей этой грязи, не заботясь о бренном теле, ну а второй – продолжает погружаться в бутылку и терять свой облик. Ну, а потом эти два человека вдруг встретятся. Дальше начинается то, что можно назвать комедией, или драмой, или абсурдом или чем-то еще.

    С одной стороны – все достаточно банально. Бывший звездный радиоведущий Джек, а ныне горький пьяница, чувствует свою вину перед ныне бомжом, а раньше – учителем истории Пэрри. И решает помочь ему, каким-то образом загладить ошибки своего прошлого, может даже откупиться от него. Но, деньги Пэрри не нужны, он грезит Граалем, говорит с волшебным народцем, и видит рыцарей на улицах. А заодно тайно влюблен в одну девушку, которую часто видит на улице. Так как с Граалем и прочими волшебными делами, Джек помочь не может, он решает хотя бы свести его с девушкой мечты.

    Вообще, после просмотра фильмов этого режиссера, чувствуешь, что твоя «точка сборки» начинает медленно дрейфовать куда-то в непривычное для тебя место. Все герои выглядят вполне реалистично, но при этом оставляют ощущение чего-то неправильного. Они и похожи на людей, которых ежедневного встречаются на улицах, но нотка безумия ощущается в каждом из них. Это тоже стиль Терри – создавать такие странные образы своих героев, доводить какие-то их черты практически до абсурда, замирая там, где этот абсурд был бы уже ясно виден всем зрителям. И все это создавать в таком виде, что это органично вписываться в общую картину мира, который тоже чуть-чуть отходит от границ нормальности, выбивается за них. И в этом самом мире герои ощущаются очень даже на своем месте.

    И что самое забавное – фильм богат именно ощущениями, которые сложно описать. С одной стороны – ты мозгом понимаешь, что вот сама-то история здесь не слишком оригинальна. Все детали этого рассказа уже встречались не раз. Все причины, которые толкают персонажей не действия, все их мотивы – не оригинальны. Но сами действия, отношение к ним других людей, реакция на события – вот что здесь подкупает. Сама атмосфера этого повествования, детали, операторская работа, герои – все это выглядит и ощущается как нечто необычное. Здесь сплетаются те самые ноты абсурдности и обыденности.

    Остается ощущение, что ты посмотрел какой-то очень необычный фильм, но сложно объяснить – почему ты его таковым считаешь. Да, отличные герои, прекрасные актеры – это конечно. Искусство съемок – не без этого. Цвета, операторские планы – тоже сюда идет. Но есть что-то и помимо этого. Что-то, что делает этот фильм запоминающимся, западающим в душу, не оставляет безучастным.