Отзывы о фильме «Человек с Земли»

Человек с Земли

Человек с Земли

Драма, Научная фантастика (США, 2007)

Рейтинг IMDB: 7.9 (156 618 голосов)

Отзывы

  •       Представьте, что ваш знакомый (Джон), которого вы знаете уже десяток лет, на собранной по поводу его отъезда прощальной дружеской вечеринке у камина с бутылочкой изысканного виски, вдруг заявляет, что он – кроманьонец, родился много тысяч лет назад, да так, не старея, и дожил до наших дней. Естественно, присутствующие говорят: «Шутишь? Ладно, если ты хочешь сыграть в такую игру, то мы сейчас быстренько уличим тебя во лжи!» И началось…
          А какие каверзные вопросы задали бы вы, чтобы «поймать» Джона на противоречии, окажись вы на этой вечеринке? Ведь зритель, включая фантазию, невольно втягивается в фильм, становится еще одним участником вечеринки.
          В фильме вопросы задают друзья Джона – преподаватели университета: антрополог, биолог, археолог, историк, искусствовед, психиатр… Но все их ловушки разбиваются о простые аргументы Джона, апеллирующего к свойствам человеческой психики: особенностям восприятия окружающей действительности, способности помнить только важное для выживания, а несущественное – забывать, и т.п.
          Например, когда Джона спрашивают: «Сохранил ли он какой-нибудь артефакт с доисторических времен?», то он отвечает приблизительно таким контрвопросом: «А если бы вы жили двести лет, то могли бы сегодня предъявить нам свое любимое гусиное перо и чернильницу, которыми пользовались в детстве?» (В фильме Джон привел другой, но аналогичный, пример. Кстати, а что материальное осталось у вас из вашего прошлого? Не считая того, что вы, ностальгируя, купили в соседней лавке старьевщика или на «блошином» рынке.)
          Фильм многопланов, в нем интересно всё: и то, как реалистично играют актеры, и то, как меняется по ходу фильма отношение к Джону некоторых его друзей – через зависть к озлоблению и далее. Не буду спойлерить, но во второй половине фильма от Джона добиваются еще одного неожиданного признания. Страсти кипят, а интрига – феномен или розыгрыш? – сохраняется до самого конца, да и то, я бы не сказал, что все закончилось однозначно…
          Вполне естественно (так уж повелось со времен средневековья), что избежать костра (остракизма, расстрела, психушки) можно только совершив отречение от убеждений, противоречащих официальной доктрине. Догматизм, незыблемость собственных убеждений – высшая ценность ученой элиты (шаман ли это, инквизиторы или академики), которая, добившись своего, расходится вполне удовлетворенная.
          Мне кажется, что фильм будет интересен всем, у кого не вызывают отторжение 1) камерность действия фильмов «12» или «Двенадцать разгневанных мужчин», построенных на диалогах и 2) невозможность подтвердить или опровергнуть безупречную логику главного героя фильма «Планета Ка-Пэкс».
          То, что фильм заканчивается на грустной ноте – логично и естественно: вся наша жизнь заканчивается аналогично по истечении нескольких десятков лет.

  • Молодой ученый Джон Олдмэн принимает решение переехать в другой город. По такому случаю он организует для друзей прощальную вечеринку, на которой неожиданно сообщает всем свою главную тайну — свой возраст. Дело в том, что ему 14 000 лет.

    Фильм больше похож на спектакль — все действие происходит в домике Джона и только несколько коротких сцен — во дворе. Это требует предельной насыщенности диалогов, чистого драматизма — сразу ясно, что это кино не из тех, где примитивный сюжет и предсказуемые реплики разбавлены красивыми пейзажами и спецэффектами, выкинуть которые — и два часа уместятся на одной-двух страничках сценария. Здесь все по делу, никаких взрывающихся вертолетов и видов Новой Зеландии под симфонический пафос.

    Нет, в этом фильме перед нами гостиная, и ней несколько человек, ошарашенных неожиданной информацией. И в центре внимания их реакция на происходящее: как они примут невероятную новость? И какова настоящая разгадка тайны Джона Олдмэна?

    В «Человеке с Земли» смоделирован любопытный психологический эксперимент. Здесь все типы реакции на подобное невероятное заявление, которые только может продемонстрировать человек. Практичный археолог Арт считает Джона сумасшедшим. Пожилая Эдит думает, что происходящее — глупая шутка, и чувствует себя оскорбленной. Биологу Гарри все равно, что движет Джоном — для него это игра, любопытный эксперимент, хороший способ весело провести время. Дэн пытается докопаться до истины, логически подтвердить или опровергнуть «теорию» друга. Ну, а любящая Джона Сэнди просто хочет верить.

    Сколько героев — столько и мнений, столько характеров и типов поведения. Гадает вместе с ними и зритель — хотя, конечно, исполнитель роли Джона Олдмэна Дэвид Ли Смит постарался, чтобы мы поверили обаятельному кроманьонцу. Однако до конца картины ответа не ждите — и концовка будет довольно неожиданной.

    «Человек с Земли» — тот самый случай, когда минимумом выразительных средств создателям фильма удалось добиться максимального результата. Это кино еще раз напоминает всем, как важны хороший сценарий и актерская игра — этих составляющих достаточно, чтобы создать шедевр.

    Итог: великолепный, «умный» фильм. Настоящая научная фантастика, хоть и без роботов, звездолетов и футуристических мегаполисов. Если этот «Человек с Земли» понравился даже мне, при всей моей любви к зрелищности в кинематографе — значит, у авторов все получилось на 110%.

  • В фильме Джон сообщил своим друзьям, что ему 14 тысяч лет и он, на самом-то деле, пещерный человек. Меня заинтересовал не эксперимент, который сам собой случился со слушателями в комнате (кто-то посчитал его сумасшедшим, кто-то захотел поверить), а тот факт, что Джон невольно выдал всю скуку и серость человеческой истории. Непонятно, откуда идем и куда, фигура отца затерялась во мраке, реальность довольно убога и мы ее подкрашиваем мифами, чтобы она хоть как-то была приятна глазу. Неважно, правду ли говорит Джон о себе, в одном он прав - кроманьонцу, прошедшему через века, нечего было бы поведать современному человеку, нечем его утешить. Никаких тайн или революций, только пожатие плечами и жизнь по привычке.