Обратная тяга (1991)

Backdraft
Обратная тяга

Рейтинг IMDB: 6.7 (64 779 голоса)

Слоган Один глоток кислорода - и он взрывается со смертоносной силой.
Оригинальный слоган One breath of oxygen and it explodes in a deadly rage.
Жанр Боевик, Детектив, Драма, Криминал, Триллер
Возрастной ценз 16+
Рейтинг MPAA R
Хронометраж 2 ч. 17 мин.
Режиссер Рон Ховард
Премьера 24 мая 1991 г.
Страна США
Бюджет 75 000 000 $
Сценарий Widen, Gregory

Рейтинг IMDB: 6.7 (64 779 голоса)

Содержание

«Обратная тяга» — это термин профессиональных пожарных. В результате «обратной тяги» погибает отец Брайана и Стивена. В отличие от Стивена, Брайан отказывается от карьеры пожарного, но судьба распоряжается так, что братья оказываются в одном отряде. Отношения между ними натянуты. Вскоре младший покидает команду, чтобы вместе со следователем поймать поджигателя-маньяка…

Отзывы

  • Братство огня

    Восторг. Детский, непосредственный и потому - абсолютно искренний восторг написан на мальчишеском лице. Совсем ещё юный Брайан МакКэфри сегодня воочию увидит, как его отец укротит огненную стихию и, конечно же, сам Брайан мечтает в дальнейшем продолжить ремесло родителя и стать лучшим пожарным в городе. А пока, стремительно прокладывая путь сквозь встречный автомобильный поток, алая колонна мчится к объятому плотной завесой дыма многоквартирному дому. Пожарный расчёт на месте и работа идёт полным ходом. Но случается непоправимое - отец Брайана погибает, прямо на глазах у собственного сына. Проходят годы, Брайан заканчивает академию и попадает под начало своего старшего брата Стивена - безрассудного, бросающегося в самое пекло начальника 17-й пожарной части Чикаго и за бесстрашие и лидерские качества прозванного коллегами «Быком». Стивен полон скептицизма относительно Брайана, считая того недостаточно преданным семейному делу и неискренним в своих устремлениях и потому, отношения между ними натянуты. Но когда речь идёт не только о собственных жизнях, но и о жизнях других людей, о былых распрях и затаённых обидах необходимо забыть и всего себя посвятить делу…

    На большом экране всегда найдётся место подвигу. Сегодняшние мультиплексы, с завидной регулярностью посещаемые толпами киноманов, стали прибежищем спасителей человечества в обтягивающих трико. Получившие сверх-способности по праву рождения или в результате форс-мажорных, как правило, трагических, обстоятельств, они диктуют современную моду на отстаивание экранной справедливости и именуются - супер-героями. Но есть другие герои, настоящие и увидеть их можно собственными глазами, стоит только выйти на улицу - пожарные. Каждый день, спасая людские жизни в борьбе с всепоглощающе-испепеляющей стихией, это люди рискуют своими собственными жизнями. И это самая очевидная ниша для развития геройской тематики в индустрии кино. «Обратная тяга» (1991) Рона Ховарда - самый известный и творчески успешный фильм о пожарниках, не только в Голливуде, но и в мировом кинематографе в целом. Авторы могли пойти по пути наименьшего сопротивления и снять пустотелое, но завлекательное визионерское кинополотно, подкупающее зрителя только лишь красотой и зрелищностью видеоряда. Но оскароносный постановщик Рон Ховард и маститый сценарист Грегори Уайден (из-под чьего пера вышел легендарный «Горец» Рассела Малкэхи), объединив усилия, выдали на гора многослойную сюжетную конструкцию, гармонично сочетающую в себе сразу несколько жанров: перед нами и производственная драма о жизни людей посвятивших себя нелёгкой борьбе с огненной стихией; и рассказ о непростых межличностных семейных отношениях; и мелодрама; и добротный детектив с привкусом около политических интриг и, конечно же, впечатляющий фильм-аттракцион, беспрецедентный по размаху и масштабу съёмок. Важно понимать: каждый фильм - это, прежде всего, история и Уайден, уловив нужный ритм, сумел написать всеобъемлюще сбалансированный очерк, выстроенный логически и последовательно, при это практически полностью избежав перегруженности и монотонности в повествовании.

    Прекрасные актёрские работы: убедительные перформансы Роберта Де Ниро и Дональда Сазерленда; крепкая игра Курта Рассела и Скотта Гленна. Рассел, разделивший здесь право первой скрипки наравне с Уильямом Болдуином, заслуживает отдельной похвалы - стопроцентное попадание в образ, очень живое, яркое исполнение. Рассел настолько убедителен что, даже находясь в кадре в майке-алкоголичке с банкой пива в руке, не оставляет зрителю никаких сомнений что перед ним самый настоящий пожарный. Собственно, он «цепляет» и не этим - Курт по своей фактуре в целом, как актёр, лишён голливудского лоска, в нём есть простота, искренность и обаяние обыкновенного человека, этакая скрытая мужицкая удаль, располагающая к себе чуть ли не с первого взгляда. И, конечно же, Болдуин на его фоне, будучи изначально лицедеем среднего пошиба, безнадёжно проигрывает, хотя и пытается играть.

    И всё же Ховарду не удалось избежать слабых мест, бросающих тень на его творение. Его картина, как и многие другие голливудские проекты, посвящённые какой-либо производственной или исторической тематике, не лишена определённых огрехов и нелепостей - здесь это и главный герой, бросающийся в самое пекло, наплевав на инстинкт самосохранения; и пожарники, передвигающиеся на лифте в горящем здании; и несоблюдение правил ношения экипировки; и наличие неточностей в тактике тушения огня. Ну и, конечно же - пафос, без которого, кажется, не обходится ни один крупно-бюджетный голливудский фильм - хотя в данном случае сетовать на его присутствие будет всё же не совсем правильным, ведь «Обратная тяга» - это кино о героях, настоящих, а не о сошедших со страниц графических романов и потому экспрессивность здесь совершенно точно не будет лишней, а, скорее напротив - будет уместной. Люди любят картины о героях, а тот, чей долг спасать жизни попавших в беду - является им уже по умолчанию.

    Особой изюминки тут добавляет придуманный авторами образ огня: по их мнению, огонь это не просто разрушительная и враждебная всему живому стихия, это - одушевлённая материя, в своих действиях сродни хитрому и коварному зверю с мстительным и непокорным нравом, и победить которую можно только лишь поняв её природу. Греет душу и морально-нравственный аспект: среди участников команды действует негласный принцип духовного братства, этакий кодекс чести и рыцарства - не бросать товарища в беде, всегда держаться вместе и в любую минуту протянуть руку помощи. Эта принципиальность придаёт повествованию особую романтичность и вызывает чувство духовного сопереживания и искренней симпатии к героям. Ну и нельзя не отметить техническую часть - три номинации на премию Оскар - самый красноречивый эпитет подчёркивающий титанический труд проделанный съёмочной группой и если бы в соперниках у Ховарда не был не менее легендарный второй «Терминатор» Кэмерона, то фильм об огнеборцах взял бы статуэтки. Ведь в этом компоненте картина ни капли не устарела - взрывы, пиротехнические и визуальные эффекты, графика - всё это впечатляет, завораживает и захватывает дух до сих пор и ни в чём не уступает современным блокбастерам-конкурентам. Культовый фильм Ховарда с успехом прошёл проверку временем, из раза в раз даруя нам возможность лицезреть оборотную, полную опасностей, сторону жизни людей ежедневно подвергающих себя риску ради спасения других и по праву считается самой известной лентой о пожарниках в современном кинематографе.

Подробности

Продюсер Lewis, Richard Barton, Брайан Грейзер, Раффаэлла Де Лаурентис, Ларри ДеВээй, Пен Деншэн, Джон Уотсон, Тодд Халлоуэлл
Оператор Микаэл Саломон
Композитор Ханс Циммер
Кассовые сборы 152 368 585 $

Подборки