Отзывы о фильме «Дикая банда»

Дикая банда

Дикая банда

Боевик, Вестерн (США, 1969)

Рейтинг IMDB: 8.0 (70 417 голосов)

Отзывы

  • Прекраснейший вестерн Сэма Пекинпы, в котором есть все: банда, женщина, железная дорога, ограбления и много стрельбы. Но при этом собственно классического вестерна в котором прекрасная женщина, суровые мужчины и романтика, романтика больших дорог, ветра в лицо, и тд и тп - нет совершенно.
    В это фильме есть поразительная жестокость. Война всех против всех. Убивать готовы все. Жалости не место в этом мире. Бандиты, солдаты, охотники за головами, головорезы-"революционеры". Ни положительных, ни отрицательных героев в фильме нет, есть только стреляющие, гонящиеся за наживой.
    Начальные титры идут на фоне мирной детской забавы: запихнуть палочкой перевернутого (беспомощного) скорпиона к муравьям, посмотреть как они его искусают, а потом весь этот клубок поджечь. Мило, не правда ли?
    или первый эпизод с главными героями: бандиты грабят офис железной дороги, а вокруг на крышах охотники за головами. Мимо места преступления идет колонна мирных жителей, но на это наплевать и тем, и другим. Перестрелка начинается, а когда часть банды уходит, то "защитники закона" в первую очередь переругиваются, выясняя кто из них больше заработал и кого убил: бандита или местного жителя.
    и вдруг в этом кровавом месиве постепенно раскрываются трогательные отношения между двумя бандитами: Пайк и Датч, много лет грабящие вместе, настоящий пример крепкой дружбы, когда за другого в огонь и в воду. "Мы начинали вместе, заканчивать тоже вместе будем" - отвечает Датч на вопрос Пайка, пойдет ли он на новое дело. Но это еще можно списать на многолетнее тесное общение, которое выработало привычку.
    Но есть и другой случай. Новенький в банде - мексиканец Анхель (с которым у двух членов банды откровенные раздоры), в оплату за работу просящий для своих соотечественников ящик оружия для борьбы с "революционерами". Последние узнают об этом, решают, что Анхель ящик украл. Анхеля пытают. Другие бандиты предлагают выкупить его, а когда это не получается завязывается перестрелка. Представьте: 4 бандита против многочисленного отряда "революционеров". можно сравнить с азиатскими боевиками, но в последних ненатуральность стрельбы во много раз выше. Сцена же в"Дикой банде", несмотря на то, что за несколько минут расстреливается целый арсенал патронов, выглядит настоящей. Герои в пыли и копоти, уставшие, раненые.
    Для чего им идти на это безнадежное дело? Для чего? это даже не бандитский принцип "своего не бросай" - нет такого. Попался - все, до свидания. Тем не менее, бандиты отдают свои жизни, мстя за смерть своего подельника.
    В фильме еще очень хорошо показано изменение ценностей. Многократно повторяется, что участники дикой банды - старики, им пора на покой. И примерно столько же раз говорится о принципах бандитов. И они не только говорят: они следуют этим принципам, следуют строго. А преследует бандитов представитель железной дороги, т.е. тот, кто приходит на смену бандитам. И вот у него никаких принципов нет. Зато есть деньги. Очень символично.

  • Странно, что многие считают этот фильм устаревшим, хотя по сути основные линии фильма переосмысливаются до сих пор. Да, вся эта бутафорская кровь и театральные перестрелки выглядят довольно нелепо, но ведь по-настоящему фильм раскрывается совсем не в экшн сценах, а в том, что происходит между ними. Как и во многих других классических вестернах, главной темой в "Дикой банде" является излом эпохи, противостояние старого и нового мира. Банда благородных разбойников грабит банки и поезда, другая банда наемных мерзавцев охотится за их головами, а руководят ими два стареющих матерых волка, Пайк и Торнтон, некогда бывшие хорошими приятелями. И даже когда объявлена цена за голову жертвы, между ними как будто сохраняется чувство взаимного уважения. Чего не скажешь о молодых членах банд, которым нет дела до бесконечного стариковского "бега на последнем дыхании" в поисках поэзии жизни вне закона и вечной борьбе двух достойных противников (мотив, который уже в наше время беспощадно разобьют братья Коэны в "Старикам здесь не место"). Они открыто посмеиваются над стариками, им нужны только деньги, причем если в свободной банде Пайка ещё сохраняются понятия о чести и взаимопомощи, то в снаряженной властями банде Торнтона действуют одни ублюдки-стервятники, готовые устроить перестрелку посреди оживленной улицы.

    Весь остальной мир также постепенно сходит с ума. Эпизодически мелькают власти, шантажирующие Торнтона тюрьмой и соблазняющие ублюдков деньгами. Абсурдная кровавая революция с участием колоритного мексиканского генерала, расстреливающего из пулемета как из игрушки половину своей деревни, вызывает не просто отвращение, а желание всадить в него самого десяток пуль. Пайк с ребятами грабит банк без единого выстрела, таким же образом планирует дерзкое ограбление поезда. Но чем ближе столкновение с "дикой бандой" генерала Мапаче, тем жестче становится повествование. Юмор и театральность уступают место напряжению и эпичности, взгляды становятся жестче, а слова превращаются в пули. С тем, кто убивает и цинично торгует людскими жизнями, не будет никакого компромисса, и это ясно даже тогда, когда Пайк соглашается работать с Мапаче. У генерала целая армия, у Пайка лишь трое его преданных товарища. И все же он начинает свой бессмысленной бой, как будто бросая вызов всему этому сумасшедшему миру, лишенному чести и хоть какой-то морали. В этом же году в другом культовом вестерне точно так же поступят Буч Кесседи и Санденс Кид, окончательно подводя печальный итог 60-х годов, эпохи "безумных Пьерро" и "беспечных ездоков".

    картинка zzzloba