Отзывы о фильме «Мой сосед Тоторо»

Мой сосед Тоторо

Мой сосед Тоторо

Аниме, Комедия (Япония, 1988)

Рейтинг IMDB: 8.2 (247 732 голосов)

Отзывы

  • Анимация Миядзаки – это соприкосновение с совершенно иной, фантастической культурой, вход в параллельный мир. В этом мире, когда ребенок приходит к родителям и сообщает, что видел лесного духа, его не ругают, не тащат к психиатру и не обвиняют в разбушевавшейся фантазии, а грустно замечают, что взрослым это видеть уже не дано.


    1. Синтоизм и японский образ мышления.
    Чтобы понять фильм Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо», надо сделать небольшой экскурс в религиозный мир Японии, где мирно уживается монотезм в виде буддизма и язычество в виде синтоизма.
    Синто в переводе с японского обозначает «путь богов (или духов)». Пантеон этой религии насчитывает более 8 миллионов ками, к которым относятся души умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел.
    Синтоизм не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в празднествах и церемониях. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались или возводились на новом месте примерно каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
    Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят.
    Цель человека в синтоизме — гармонично существовать с природой. Именно традициями этой религии объясняется присутствие почти в каждом доме пусть маленького, но садика или лужайки с нагромождениями камней – элементов дикой природы.
    Весьма показательно в этом плане поведение в мультфильме отца четырехлетней Мэй. Узнав о встрече дочери с духом леса, он просто повёл дочерей к камфорному дереву, обвязанному сименавой (верёвкой из рисовой соломы и полос бумаги), поблагодарить духов за то, что они позаботились о малышке.

    Синтоизм тесно переплетен с бытовой культурой японцев.
    Например, вот здесь я писал, что один из обязательных предметов в японских школах - «любование природой». Именно не природоведение, а природовосхищение, которое воспитывает не только бережное отношение к окружающей среде, но и очень нужные для плодотворной и качественной жизни эстетические чувства.
    2. Главные персонажи и сюжет

    Дальше...

  • Безумно люблю творчество Хаяо Миядзаки. Бесспорно, что он гениален в своём деле. И мне было очень стыдно, что я, как его поклонник, до сих пор не был познакомлен с Тоторо. Творения Миядзаки сложно назвать просто аниме или мультиком, это гораздо серьёзнее, глубже и тоньше.
    "Мой сосед Тоторо" также считается шедевром среди его картин. Поэтому, я в любом случае рад, что наконец познакомился с ним. Но мне этот фильм не оказался близок так же, как другие его работы. И на то есть ряд сугубо индивидуальных причин, которые не делают мультфильм хуже, он, несомненно, заслуживает внимания, но мне очень сложно быть объективным в своей оценке.

    Проблема в том, что мне на протяжении почти всего мультфильма было весьма страшно или тревожно.
    Началось всё с ужасных жуков в титрах. Далее был весьма жуткий момент знакомства сестёр с "духами-чернышами", когда они заходят на кухню, и просто рой чернышей разбегается по углам, а сами сёстры их сравнивают с роем насекомых на букву Т, что тоже меня совсем не обрадовало. Поэтому, первые 10 минут фильма вызвали во мне огромный стресс. Чёрные головастики меня тоже напугали. Не представляю, что со мной было бы, если бы я посмотрел этот фильм в детстве, хотя именно его причисляют к разряду самых детских произведений среди работ Миядзаки. Котавтобус был тоже жуткий, забраться в салон - это же всё равно, что залезть коту во внутренности оО.

    Но были и моменты, которые вызвали во мне улыбку и умиление. Например, момент, когда сёстры и Тоторо "растили" деревья из волшебных орешков. А большой Тоторо оказался похож на Снорлакса). Такой же милый, мягкий и вечно спящий.
    А в момент, когда Мэй преследовала тоторошек и упала в дыру, перед моими глазами всплыла Алиса, которая бежала за белым кроликом и свалилась в кроличью нору. Это была отсылка? Аллюзия? Миядзаки брал вдохновение в творчестве Льюиса Кэрролла? Так как я являюсь большим поклонником Алисы, эта сцена мне тоже понравилась.

    Неоднократно фильм держит в ожидании какой-то ужасной трагедии (неприехавший на автобусе папа, телеграмма из больницы о маме, пропавшая маленькая девочка и найденная в болоте сандалька), мне кажется, это тоже весьма травмирующе для детских умов. Хорошо, что в описании мультфильма был проспойлерен один из трагических моментов, поэтому было понимание, что всё кончится хорошо, и бояться было особо нечего.

    В целом, мультфильм, конечно, хороший, но, видимо, не для моей расшатанной психики).

    P.S.: ещё тут было пара прелестных кадров с козой, кое-кому бы это очень понравилось)

    Фильм посмотрен в рамках ТТТ. Сезон 2018, Тур второй. Спасибо за совет uproar !

  • Аниме есть аниме, но так хорошо прописаны и проиграны характеры, что забываешь, что они - мультяшки.
    Рассказанная в фильме Хаяо Миядзаки история поэтичная, красивая и сказочная.
    Такой милый старый дом, в который приезжает среднестатистический папа с двумя внешне обычными дочерьми. Но внешность обманчива, девочки, как и все дети, всегда необычны. Они могут видеть то, что взрослым не дано. А что было в их детстве, многие взрослые забыли. Много смешного, но есть абсолютно драматичные моменты.
    Когда старшая сестрёнка Сацуки потеряла младшую Мэй и бегала, искала её повсюду, волноваться приходилось, как за реальных героев. Найденные возле озера сандалики, мама, лежащая в больнице и папа, которому приходится нелегко с двумя непоседливыми дочками, добавляют драматизм в фильм.
    И тут такая симпатяга толстяк Тоторо, тролль - лесной дух. Понемногу зарождается и крепнет его дружба с сестричками . Но он не только может развлечь, покатать, но и, как настоящий друг, прийти на помощь.
    Мультик получился милым и трогательным.

  • Я тот человек, который посмотрел это аниме впервые. Более того, это мой первый опыт знакомства с творчеством Миядзаки. Даже как-то неловко признаваться, что я не была знакома до этого с работами этого великого режиссера. И знаете, я поняла, почему у него так много поклонников.
    С Тоторо как персонажем, кстати, я знакома уже была. Мне неоднократно присылали наклейки или закладки с изображение этого огромного, но милого лесного духа. И наверное тольк благодаря его внешнему виду я заранее знала, что персонаж мне понравится. Так и произошло. А еще к моим любимым анимешным героям добавилась Мэй - очаровательная, упорная, веселая и любознательная девчушка.
    Но вот сам мультик зашел мне не на все 100. Причиной тому стало то, что я от мультика ждала чего-то другого. Не могу объяснить до конца чего именно, но явно не того, что получила в итоге. Наверное, я ждала больше приключений с участием детей и лесного духа, ждала больше волшебства. Да и черных чернушек хотелось бы побольше, они же просто жуть как милы! А спутники Тоторо, почему их было так мало?
    Но не исключить самого важного: мультик вышел очень добрым, летним, наполненным смехом, ностальгией по детству и детской верой в волшебство. Именно такими и должны быть фильмы для детей. Ну и для взлослых, готовых снова и снова окунаться в эту атмосферу.

  • Милая, добрая история, которую посмотрела вместе с дочкой. Очень семейная и домашняя, и в то же время полная чудес и волшебства. Того волшебства, которое бывает в детстве. Того, которое присутствует как часть мира. Ведь на новом месте, куда переезжает семья с двумя девочками, у них в соседях оказывается таинственное существо, король леса, тролль из детских сказок. Он невидим взрослым, но понемногу начинает показываться девочкам, которые открывают для себя новый мир. Учатся дружить и заботиться, отвечать не только за себя, переживать и прощать.
    Подкупило отношение взрослых-они не стали высмеивать рассказы девочек о сказочном существе, не отмахиваются от рассказов девочек, не называют выдумками. А с уважением относится к их внутреннему миру и чувствам. И девочки в ответ растут добрыми, открытыми, живыми и непосредственными. И эта любовь, доверие и забота видны во многих сценках и мелочах. Аниме наполнено не только милыми и человечными героями, красивыми пейзажами, но и чувствами. Какие то сюжетные моменты остаются без объяснений, оставляя простор для фантазии зрителей. А какие то получают объяснение, порой неожиданное.
    Когда-то, много лет назад, это аниме показалось мне слишком детским. Сейчас же я могу сказать, что это именно семейный фильм, в котором в каждом возрасте можно найти что-то интересное. А ещё он очень теплый, человечный, местами смешной и трогательный, и полный очарования и чуда.

  • Впечатления от этого фильма совсем не такие как от "Шагающего Замка" или "Унесенных призраками". Первое, что я испытала - разочарование. Ты ждешь мистики и мистерии, легкого чувства ужасов, неожиданных поворотов. Не потому, что режиссер выбирает самый непредсказуемый вариант, а потому, что невозможно с первого взгляда разобраться в законах этого мира.
    Тоторо куда более прост. Это момент из детства, возвращение. Шанс вспомнить, что когда-то любой чердак был наполнен волшебством. Вокруг лес, лето, тепло, целый мир и целая жизнь впереди. Сюжет уместится в несколько предложений. И не смотря на то, что в какой-то момент в текст начинают очевидно прорываться кусочки драмы, более сложным он не становится.
    А теперь оборотная сторона. Если хорошо попросить гугл, он покажет на Тоторо разные отзывы и разную информацию. Например, о том, что фильм называется "Мой сосед - смерть" и если забраться в глубины японской мифологии, он далеко не такой светлый, каким кажется в начале. Для одних народов, кивок означает "да", а для других - "нет". Разобравшись в определенных символах, можно понять, что младшая сестренка умерла, а старшая отправилась в след за нею. И Тоторо, и черные зверушки в темной комнате сразу становятся более жуткими. Можно даже найти информацию о том, что в местности, в которой разворачивается действие, когда-то орудовал маньяк, а сам мультфильм - дань памяти этой истории.
    Еще можно найти много споров о том, правда это или нет. Фактического опровержения или подтверждения я не получила. Но это не важно. Тоторо заиграл новыми красками, у него появилось второе дно. Один и тот же фильм может оказаться чудесной волшебной или страшной правдивой историей. Не имеет значения правда это или нет. Но фильм хочется пересмотреть, в голове крутятся мысли. А свет, который был таким обычным и летним в начале, на контрасте становится еще теплее и светлее.

  • Сюжет мультфильма, безусловно, хороший, добрый, с мягко и волшебно поданной моралью. Но я носитель редкого психического заболевания - "необъяснимое невосприятие мультфильмов Миядзаки".
    Не могу сказать, что они мне не нравятся. Фоново красивенькие... Но, боже мой, как вы их отличаете друг от друга? Я не в состоянии запомнить ни сюжеты, ни героев, которые все на один рот и глаз. Вот Тоторо, лесного духа, я вроде выучила. Он оригинальный )) Но мульт всё равно пришлось включать пять раз, потому что я не могу сосредоточить внимание на нём. Мне не нравится рисовка человеческих персонажей, она меня раздражает. Когда я вижу орущий рот во всё лицо, сознание само отключается и выходит погулять. Неприятно, нееестественно, пугающе. И одинаково во всех мультфильмах.
    Сын тоже не заинтересовался, увидев Тоторо, спросил "Разве кошки такие бывают? Мама, кто это? Включи лучше про Страшилу". Потому что говорящее пугало с глазками - это нормально, а японские ками и японские комплексы в виде людей - как-то не очень.

    За совет спасибо uproar в игре ТТТ. Теперь меня не будут стыдить, что не видела популярный мульт ))

  • Добрая красивая история с хорошим концом. Верите в приведения и барабашек? Тогда этот мультфильм для вас. Однако он отнюдь не страшный. Тут нет злых монстров, луж крови и даже старушек-ведьмочек. Тут есть мохнатый, огромный Тоторо, который любит прогулки под дождем и поездки на котоавтобусе. Он готов поддерживать и помогать. И все понимает, хотя и не может произнести ничего, кроме непонятных вздохов.

    Эта история о девочках, которые очень бояться потерять свою маму. Это история о заботе, преданности и дружбе. Это история о маленьких чудесах, которые находятся у нас под боком, но далеко не каждому по силам рассмотреть их. Это история с открытым финалом, дающим надежду только на все самое доброе и светлое.

  • Когда я начинала смотреть мультфильм, то была уверена, что Тоторо - это тот мальчик-сосед (как и было сказано в названии), который сначала столь неприветливо встретил свою новую соседку. Да, я совсем не знаю японские сказки. А если бы знала, вероятно, вспомнила бы про духа леса, который помогает попавшим в беду. Не знаю, правда, может по легендам дух леса может быть и весьма сердитым, устраивать всякие каверзы, насылать ураган, или хотя бы сбивать людей с тропинки, чтобы они заблудились в его лесу. Но в мультфильме это такой огромный добрый плюшевый мишка, которого дети могут позвать, оказавшись в отчаянной ситуации. И вообще мультфильм почему-то рождал у меня ассоциации с Гарри Поттером. Скажем, когда Тоторо играет с зонтиком, это же почти как Артуру Уизли рассказать про какой-нибудь магловский предмет обихода. А кот-автобус?! Разумеется, я сразу вспоминала фиолетовый автобус для попавших в беду волшебников.
    Ну, и отдельный плюс мультфильма, что в нем не чувствуется влияния Диснея, этого вечного хэппи-энда, постоянного счастья и удачи. Перед нами обычная настоящая жизнь, где мама может попасть в больницу, где малышка мечтает о ее возвращении домой, чтобы спать под одним одеялом, где папа может заработаться и забыть, что надо приглядывать за маленьким ребенком, где мальчишки не любят девчонок, и, хотя и не бросят их в беде, но потом сами будут стесняться своего великодушного поступка.
    По сути дела, перед нами было не фэнтези, а вполне реалистичный фильм. А что до всяких барабашек, бегавших по дому, то ведь на то и дети. Им всегда приходят на ум всякие шалости, а их воображение столь живо, что нередко принимает выдуманное за действительное. А уж какие им снятся сны, этого и вовсе не передать!

  • картинка Hangeku

    Одна из причин, почему мне нравятся анимации Миядзаки - дети в них настоящие, крикливые, не особо симпатичные, наполненные странными идеями. Этот мульт тоже о детях, о двух сестричках, которым после переезда открывается удивительный мир природы. Посмотрев такой мультик, ребёнок будет ценить природу, любоваться ею и вспоминать при сильных порывах ветра о котобусе. Мультфильм спокойный, созерцательный, без глубинных идей. То, что необходимо для спокойного вечера после шумного дня.

    Просмотрен в рамках игры Восточные сладости"

  • Безумно красивый и безумно обаятельный мультфильм со вкусом солнца и детства. Это сказка наполненная чудесами и свежим ветром. Здесь нет, сложного сюжета, есть только легкость и мечта о чуде. Всем детям и взрослым не разучившимся верить в волшебство смотреть рекомендуется.

  • Милота, милота, сплошная милота!
    Помню, когда я смотрела этот мультик впервые много лет назад, он меня не очень впечатлил. Может качество видео было хуже или озвучка корявая, но я в сюжете ничего не поняла и решила, что автор просто объелся галлюциногенов. Зато с каким довольствием я пересмотрела его сейчас! Очень смешной, непосредственный, живой и солнечный - вот те эпитеты, которые, на мой взгляд, характеризуют этот шедевр Миядзаки. Радости детства, правильные взаимоотношения в семье, взрослый мир глазами ребенка и вера в волшебство - вот о чем рассказывает нам фильм. Тоторо и его свита - такие няшки, что дальше некуда, да и многоногий кот-автобус тоже хорош, правда, немного жутковат. Потрясающе красивая графика, чудесные пейзажи, выразительная мимика героев, а ведь картина вышла тридцать лет назад и на тот момент явно опережала свое время. Сюжет простенький, но он и не так важен, прелесть этого мультика в неочевидных деталях и эмоциональном заряде, который он несет. Рекомендую к семейному просмотру. А если вам, как и мне, "Тоторо" когда-то пришелся не по душе, то советую дать ему второй шанс.

  • Так важно даже во взрослом возрасте сохранить внутри себя ребенка. А уж насколько ценно это в детстве. Часто детям, особенно старшим дочерям, приходится взрослеть раньше времени. Скажем, когда мама болеет. Но детство просится наружу, например в образе вымышленного друга. Тоторо - троль, но мне он больше напоминает кролика, особенно когда замечаешь аналогию с Алисой, которая упала в нору, погнавшись за таким вот ушастым. И даже свой Чешир тут будет. Этакая коллаборация Винни-Пуха и Алисы на японский манер. Немного размеренно, немного психологично, но красиво, по-доброму и с неожиданно счастливым концом. Все те же красивые виды и обязательно самолеты, пусть и в эпизодической сцене, как обычно во всех аниме от Мастера.

  • Если вы хотите убежать от трудовых будней и окунуться в мир волшебства, то вам обязательно стоит посмотреть этот фильм. Безумно интересные и притягательные герои, потрясающей красоты природа не могут оставить вас равнодушным. Также рекомендуется к просмотру всем старшим сестрам, персонаж Мэй наверняка вам напомнит маленькую сестричку, с которой вы часто ругались))).

  • Вчера наконец-таки приступила к просмотру фильмов по экзамену. И первым в списке для меня стало аниме "Мой сосед Тоторо", вот о нём я сейчас и расскажу. обственно он уже изображон здесь на кадре, это большое, серое, мягкое существо с зонтиком в руках. В японской мифологии Тоторо является покровителем жизни и роста. Его естественное место обитания это лес и деревья. И вот именно с таким существом и происходит знакомство двух девочек Мии и Сацке.

    Дети как дети, бегают, прыгают, кричат и хулиганят, носятся по округе, ловят чернушек и ищут приключения. Только есть одно но - их мама очень сильно болеет и её не отпускают домой. Вместо этого в доме всем руководит папа, который является преподавателем истории и с радостью носится вместе с дочерьми по округе. И в первую очередь это аниме про любовь, дружбу и уважение. Ведь тут настолько тёплые и дружественные отношения между детьми и родителями. Да, есть моменты капризов и слабостей, но когда нужно помочь папе, то дети тут же ротходят на помощь. И не важно что это - приготовить поесть, присмотреть за сестрой или постирать бельё. Очень тёплая и дружная семья, которая всё делает вместе. Ведь сейчас таких семей нет, сейчас родители не видят детей, работая с утра до ночи, а дома каждый сам за себя. Это неправильно, так не должно быть в мире и обществе. И здесь как раз такая отдушина.

    А Тоторо, это прекрасный и милый друг семьи. Обожаю его, невозможно пройти равнодушным и не потискать его. А ещё он великий любитель приключений и отличный друг и помошник. Ведь когда дело дошло до поиска пропавшей сестры, он тут же отозвался и пришёл на помощь. Это очень мило и трогательно, отдельная тема это чеширское кото-такси. А ещё очень милый момент на остановке, когда ему подарили зонтик и стоят такие оба под зонтом и смеются. Ну прелесть же.

    Отсюда я могу сделать вывод, что не ошиблась, сделав ставку на Миядзяки, в его анимэ есть душа и прекрасная история, а ещё очень хорошая графика, несмотря на 88 год выпуска. Я влюбилась в эту историю и так жалко, что нет продолжения. Поэтому я наверное постоянно буду пересматривать. Дествительно очень красивая история. Ну и конечно же любовь побеждает и все болеющие мамы поправляются)

  • Как всегда шикарная рисовка фирменного стиля Хаяо Миядзаки: шикарные пейзажи - хоть каждый скриншот ставь на заставку экрана. Главная героиня у него всегда одна и та же, пусть меняются имена и обстоятельства, - и дело тут не столько в рисовые уже, сколько в характере. Его героини открытые, смелые, ответственные. Взгляд у них один и тот же, и это главная отличительная черта, по которой узнаешь героиню Миядзаки.
    Я знаю про трактовку, что Тоторо олицетворяет собой смерть, и что Мэй умерла, и что Сацуки отравилась за ней на ту сторону, и про маньяка, убивавшего детей в той местности. Но у меня не хватает знаний, чтобы уловить все символы. Да, наверное, это и не самое важное для меня в этом фильме.
    На самом деле он для меня о счастливом детстве и о взрослении. Счастливое детство провел сменяется темой взросления. Мэй растет капризным ребёнком, которая считает, что мир крутится вокруг неё. Отчего Сацуки такая взрослая? Откуда в ней столько сил, чтобы держать Мэй на спине под зонтом? Откуда в ней столько ответственности и заботы, что она готовит всем завтраки?
    Так что фильм оставляет много вопросов, помимо роли смерти в сюжете. Как давно болеет мама девочек? Почему они переехали в эту местность?
    И чья сандалька была найдена в реке?

  • Я очень люблю творчество Хаяо Миядзаки, и некоторые из его фильмов я уже множество раз пересматривала. Но вот к истории про сестер Сацуки и Мэй моя душа как-то не лежит. Для начала, это очень незамысловатая по сюжету картина. В самом начале мы видим как девочки со своим отцом переезжают в старый дом за городом. Их мать болеет и лежит в больницу, поэтому им самим приходится налаживать свой быт. Конечно, им очень помогают соседи, да и старшая Сацуки вполне может присмотреть за младшей сестрой. Хотя девочка та еще непоседа, и вот однажды она убегает в лес, где знакомится с лесным духом Тоторо. Это весьма странное существо, чем-то похожее на помесь огромного кролика и белки. Так начинается история их дружбы, и Тоторо несколько раз поможет сестрам, благодаря своему волшебству. Например, он попросит котобус (особый автобус в форме кота с восемью лапами) отвезти Сацуки к Мэй, когда она в очередной раз потеряется. Все это, конечно, очень мило, но для меня недостаточно сказочно. Я как-то привыкла видеть в фильмах Миядзаки больше мистики и магии. А вот качество анимации как всегда на высоте - все очень красочно, детально и нарисовано в узнаваемом стиле. Думаю, только ради этого уже можно смотреть Тоторо.

  • Я начну со справки, которая меня удивила:
    «Тоторо» продавался для показа в японских школах, как часть программы исторического и эстетического воспитания. Миядзаки использовал в «Тоторо» некоторые автобиографические мотивы (например, долгая болезнь матери героинь туберкулезом), а также привлёк с его помощью внимание к надвигающейся урбанизации и уничтожению традиционного японского сельского ландшафта - полей и лесов. Он пожертвовал три миллиона долларов и права на изображение Тоторо обществу защиты природы своего родного города Токородзава (в настоящее время - пригород Токио)."
    Даже удивительно, что такую замечательную сказку делали с серьезными порывами. "Тоторо" действительно похож на оду сельской местности, опять же вызывающий множество приятных воспоминаний о детстве. Но самое удивительное – это конечно же волшебные существа Тоторо и Котобус. По-моему их экранное время просто неслыханно коротко (правда я слышала есть какие-то спешлы, которые показывают в их личном музее)))).

  • Очаровательный, добрый и безумно красивый мультфильм. О природе, детях, духах... и о многом, на что привыкли обращать внимание только японцы, хвала им за это. О наблюдении за природой, о внимани друг к другу, о синтоизме - "японском язычестве", как его называют, хотя я считаю это абсолютно верным мировосприятием. Смотреть и неочерствелым взрослым, и деткам от 3 лет)