Отзывы о фильме «Возвращение»

Возвращение

Возвращение

Детектив, Драма (Россия, 2003)

Рейтинг IMDB: 8.0 (37 328 голосов)

Отзывы

  • У Звягинцева я смотрела только знаменитый «Левиафан», и надо сказать, если бы я не знала, кто снял «Возвращение», я угадала бы с первых минут. Я даже спецом проверила, не один ли оператор работал над этими картинами, один, и зовут его Михаил Кричман. И он большой умница, делающий особенной красоты изображение.
    Фильм начинается со сцены, где мальчишки, стоя на длинной вышке, уговариваются: тот, кто не прыгнет, а спустится по лестнице, трус и козел. Потом это чувство позора и нежелание быть трусом и козлом еще сыграет свою роль. Нам показывают историю двух братьев, живущих с мамой и бабушкой, к которым в один прекрасный день приезжает отец. Он предлагает им (ну как предлагает, папа брутальный и отказов все равно не признает) отправиться с ним на рыбалку и провести день вместе. Вскоре после отъезда планы отца меняются, и он, сначала решив отослать мальчишек домой, потом принимает решение взять их с собой в дальнюю поездку. Красота русских просторов вдоль плохих русских дорог.
    Очень по-разному ведут себя с объявившимся предком братья. Младший Иван мне понравился. Есть в нем какая-то твердость, хотя, возможно, природа ее в обиде. Но старшему я тоже вполне поверила, потому что «подлизываться» к отцу, которого у тебя никогда не было, да еще к такому крепкому и мужественному внешне, это естественно. Отец в этот срок пытается научить мальчиков всему тому, чего недодал за годы отсутствия, причем где он был неизвестно, вряд ли летчиком, как рассказывала мама (вообще в фильме многое остается за кадром, приходится додумывать). Методы у него жесткие, оправданно ли? В любом случае, из этой поездки мальчики вернутся абсолютно другими, однозначно повзрослевшими.
    Этот фильм можно было бы охарактеризовать цепочкой «Возвращение-Воспитание-Искупление-Любовь». Он, как это говорят, «тяжелый». Но не забывающийся зато. По исполнению чуточку более «сырой», чем «Левиафан», а по идее, пожалуй, лучше. После этого фильма мне уже больше ничего смотреть не хотелось, и я довольно долго не смотрела (ну собственно, до сих пор)

  • Давно собирался посмотреть полнометражную дебютную работу Звягинцева. Всё-таки из российских режиссеров мне наиболее близка именно его эстетика. Да и сюжеты у него всегда интересные со своей изюминкой. Во всяком случае, он умеет заворожить зрителя красотой кадра и заставить ждать кульминационного момента. Его бытовые истории слишком надуманны, пожалуй. Но мне не мешает его склонность к преувеличению для пущего драматизма. Я люблю такие драмы, погружающие зрителя в состояние задумчивости после просмотра, когда хочется посмаковать отдельные моменты, на которые Звягинцев ставит акценты. Уж в этом он действительно профессионал.

    В "Возвращении" режиссер рассматривает проблему взаимоотношений отца и детей. Андрей и Иван привыкли жить с мамой и бабушкой, но вдруг откуда ни возьмись появился их отец, нарушивший привычный ритм жизни ребят. Кто он? Где был долгие годы? На эти вопросы Звягинцев не дает ответы, оставляя зрителям простор для фантазии. Да что говорить, если нам даже не сообщают имени отца. И тут, я так полагаю, есть что-то личное. Ведь родители Звягинцева тоже развелись, когда он был еще ребенком. Образ отца довольно сдержан. Мы видим мужчину с авторитарными замашками. Никаких эмоций, никакой теплоты и ласки по отношению к детям. Эта холодность подчеркивается пустынной обстановкой в доме, холодными тонами и безлюдными пейзажами. Возможно, он был неплохим человеком. Всё-таки он даже дает уличному хулигану денег на еду и отпускает. Просто у него нет навыков общения с детьми.

    На самом деле многие отцы ведут себя именно так, пытаясь вырастить из сыновей настоящих мужчин, а не нытиков. Но эта брутальность порой зашкаливала. Я категорически против таких методов воспитания. Как можно высадить ребенка из машины и уехать? Конечно, было понятно, что он в любом случае вернулся бы. Но любой ребенок на месте Ивана почувствовал бы себя брошенным и ненужным, даже не пытаясь анализировать свое поведение. И тут назревает резонный вопрос: "А стоило ли ему вообще возвращаться, чтобы бросить их снова?". Нельзя добиться авторитета под давлением, применяя физическую силу. Такими методами можно добиться того, чтобы дети тебя боялись, но уважения точно не следует ждать. Финал был очевидным и закономерным. И в этом есть своя изюминка. Дети давно похоронили воспоминания об отце под толстым слоем пыли на чердаке. И только финал вскрыл этот нарыв, воскресив образ родителя.

    Из актеров мне больше всего запомнился Константин Лавроненко. Он ни на секунду не выходил из своего брутального образа. У Ивана Добронравова была наиболее эмоциональная роль, но во многих моментах он явно переигрывал. Только запомнился его озлобленный взгляд исподлобья и его слезы в машине. Что касается интонаций - не поверил ни единому его слову. Владимир Гарин раскрылся хуже всех. На фоне противостояния характеров отца и младшего сына он просто затерялся и стал персонажем фоновым. В целом, драма оставила приятное впечатление. Но сюжет был слишком предсказуемым, поэтому после кульминационного момента просто стало скучно смотреть. Хотя для российского кинематографа Звягинцев - это находка. Действительно горжусь его успехами, потому что он делает качественный продукт, давая не только красоту для глаз, но и пищу для ума. Именно за это я люблю его атмосферные драмы.

    Азбука кино
    Тема:
    Андрей Звягинцев

  • Насыщенный спойлерами отзыв

    Фильм понравился, даже дети-актеры через некоторое время перестали раздражать. Вообще кастинг дуратский, в братьях в типажах внешности вообще нет ничего общего, и это сильно мешает восприятию их как братьев, как будто оба от разных отцов. Сперва не нравилась игра актера, играющего Ивана, но потом как-то привыкла и стало нормально. По крайней мере, интересный персонаж. А вот второй мальчик какой-то никакой совсем, а жаль, можно было б как-то теплее их отношения передать.

    Больше всего поразила мамашка. Мужа увидела впервые за 12 лет, очевидно какое-то криминальное прошлое, отношения между ними явно не сказать, что теплые (по крайней мере, бурной ночи после разлуки не было), при этом детей отпускает на следующий день с этим мужиком на два дня в поход! Я в шоке. Какое-то время я думала, что она задумала избавиться от своих детей.

    Константин Лавроненко как актер мне очень нравится, хотя герой у него гадкий был. Я была полностью не Ванькиной стороне. Хотя они оба были как-то непоследовательны в своем упрямстве. Допустим, ребенок- понятно, он может просто из страха ослабить свою позицию. Хотя большую часть времени, папашка не был уж так пугающ, кроме ситуации с топором. А вот позиция папашки, который сперва угрожающе говорит, что надо доесть суп и хлеб (который был на полу!!), а потом спускает все на тормозах - ну очень странно и не понятно. И вообще странно, что хамил постоянно младший, а досталось больше старшему.

    Вообще к поведению героев много других вопросов, кроме непоследовательного поведения папы и странной беспечности мамы. Где ездили Андрей и папа, пока Ванька сидел на мосту? Почему Андрей не попросил папу просить Ваньку? Особенно когда пошел дождь? Или это решили не показывать? Почему Ванька не спрятался от дождя под мостом? Почему не пробовал ловить рыбу? Как можно догнать убегающих подростков на машине, они что, обязательно по дороге будут бежать, а не через кусты? И будут ждать, пока выйдут и посадят в машину? Где Андрей купил мороженое и на что? Почему папашка не кричал Ваня, вернись, я не сержусь, а просто гнался за ним следом? Почему лодка пошла ко дну, ведь в ней не было течи? Уж молчу о том, почему так быстро..

    Удивительным было решение детей тащить куда-то папу. Можно было оставить его и привести взрослых. И жутко интересно, что там было в заветной коробочке.

    В то, что в Ваньке проснулась сыновья любовь - конечно, же не верю. И по большому счету, хорошо, что папашка умер, а то втянул бы их в какой-нибудь криминал.

    Несмотря на все это, красиво снято, неплохо отыграно, в целом хорошая актерская игра. Качественный фильм для российского кинематографа. Рекомендую к просмотру.

  • Уже очень давно собирался посмотреть этот фильм. Захотелось после просмотра фильма В. Звягинцева "Изгнание".
    На мой взгляд это очень спокойный фильм. В нем невозможно найти экшен. Но тем оно и привлекательно.
    В фильме рассказ ведется о двух братьях, которые вообще не помнят своего отца. Вся их память об отце умещается в семейных фотографиях, когда они еще были маленькие. И вот неожиданно отец вернулся и они даже не знают как теперь им с этим жить. Принять ли им отца или он снова может исчезнуть из их жизни на долгие двенадцать лет. И если старший из братьев готов принять отца, он даже начал называть его отцом. То младший все действия и слова воспринимает в штыки, что в конечном итоге и приводит к трагичному финалу. И лишь случившаяся трагедия заставляет его понять, что же на самом деле он потерял. Хоть нам и не показали дальнейшую жизнь ребят, этот краткий эпизод их жизни оставит навсегда след в их маленьких душах и изменит их образ мыслей и жизни.
    Личность отца в фильме также неоднозначна. Непонятно откуда он вернулся спустя эти двенадцать лет. Мать братьев всегда им говорил, что он летчик и работает на севере. Но про него никак нельзя сказать, что он летчик.
    Пускай отец и относится к ребятам временами весьма жестко, но мне кажется, что этим он хочет показать, что жизнь сама по себе жестокая штука и если хочешь выжить и достичь чего-то, то ты должен уметь бороться и отвечать за свои поступки.

  • Родная чернуха во всей красе. Соответствующая удручающая электризованная атмосфера, безлюдность и безысходность. Мокрый холодный пейзаж озера, гадкая дорожная грязь.
    Недосказанность настолько очевидна, что не требует никаких расшифровок. Откуда появился крутой папаша, по-моему, совершенно понятно. Мне также абсолютно ясно и то, что его детишки унаследуют аналогичную судьбу. Они недисциплинированны, подвержены влиянию, трусоваты. Весь этот комплекс и подводит к цугундеру.
    Вновь и вновь внезапно проявившийся батяня самоутверждается перед детьми, унижает, командует, требует беспрекословного подчинения, забыв, что он не на зоне. Вот так за один день можно добиться ненависти и отвращения к себе. Макаренко нервно курит в сторонке!

  • Не лучший фильм моего любимого Звягинцева, но посмотреть стоило.

    Хорошее толкование к заповеди "Почитай отца и мать свою" в наши дни.