Цвет нации (2014)

Цвет нации

Рейтинг IMDB: 0.0 (0 голосов)

Жанр Документальный, Исторический
Хронометраж 1 ч. 16 мин.
Режиссер Сергей Нурмамед
Премьера 12 июня 2014 г. (В России — 12 июня 2014 г.)
Страна Россия
Продюсер Леонид Парфёнов

Рейтинг IMDB: 0.0 (0 голосов)

Содержание

Повествование документальной ленты Леонида Парфенова «Цвет нации» разворачивается вокруг неординарной личности Сергея Прокудина-Горского, который снял тысячи объектов Российской империи, путешествуя по городам и селам в период с 1909 по 1916 год. Таким образом получился цикл снимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи», состоящий примерно из двух-трех тысяч фотографий. Мастер сделал портреты Федора Шаляпина и Льва Толстого, а также сотрудничал с первыми кинематографистами — братьями Люмьер.

Особенностью ленты «Цвет нации» стала география съемок. Леонид Парфенов исследовал места, запечатленные Проскудиным-Горским. Съемочная команда побывала на Фуниковой Горе, в Лужском районе Ленобласти, Петербурге, Москве, Павловске, Торжке, Вытегре, Белозерске, Анхимово, Топорне, на водопаде Кивач в Карелии, в Ясной Поляне, Париже, Вашингтоне, Самарканде, Бухаре, Боржоми.

Отзывы

  • Посмотрел документальный фильм Леонида Парфенова "Цвет нации" - о Сергее Прокудине-Горском, русском фотографе, снимавшем цветные фотографии в начале ХХ века, авторе серии цветных снимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

    Отдельно хочется выразить недоумение по поводу решения Первого канала поставить премьеру на полночь - не думаю, что это самое подходящее время для фильма, который был бы интересен и полезен людям всех возрастов. С другой стороны, некоторые мысли, высказанные авторами, действительно могут быть восприняты, как опасные и оппозиционные - возможно, выбор времени показа был связан именно с этим.

    Собственно, чтобы посмотреть фото самого Прокудина-Горского, достаточно забить его имя в поисковик - тем более что люди, активно интересующиеся русской историей и тем более историей России начала ХХ века уже давно с ними знакомы. Фильм же интересен в первую очередь тем, что снят он в той самой "парфеновской" манере, когда вся съемочная группа едет за тысячи километров в какую-то глухую провинцию ради нужного кадра и ракурса, который в итоге займет не более 15 секунд эфирного времени. То есть авторы "Цвета нации" ехали по следам Прокудина-Горского и сопоставляли столетние фотографии с сегодняшними видами этого же самого места, попутно рассказывая о жизни самого фотографа.

    Увы, но в большинстве своем показанное оказывалось весьма печальным: там, где раньше стояли красивые величественные храмы, сейчас руины или в лучшем случае унылые советские переделки под дома культуры, провинциальные города медленно зарастают, а иных деревень вообще уже не существует. А самое главное - смысла возрождать это все тоже нет: например, на снимке «Вид на реку Мойку» изображен Юсуповский дворец и стоящий рядом чудесный лютеранский собор, который позднее был переделан в ДК работников связи, а сейчас почти разрушен - отлетела вся шелуха сталинских балкончиков, лепнины и гипсового хлама. Но если вновь его реставрировать, то будет смотреться он явным новоделом, а главное ходить в этот собор будет уже некому, поскольку давно утерян мир, в котором "хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас" (с) Пушкин.

    То же касается и православных храмов, зачастую уникальных по архитектуре, которые спустя каких-то 20-30 лет после съемки оставляли в полуразрушенном состоянии (на мой взгляд, намеренно - чтобы у молодого поколения храм ассоциировался с депрессией, упадком, старостью и затхлостью): есть ли смысл восстанавливать их, если в округе осталось три-четыре человека? А ведь сто лет - не такой уж и большой срок, большинство из них к моменту фотографирования простояли уже 200-300 лет, и еще 100 лет они простояли бы спокойно.

    В итоге звучит до боли обидная, но сама собой напрашивающаяся мысль: корни современной России все еще остаются в советском периоде, а вот преемственность с дореволюционной Россией была прервана.

    С другой стороны - после премьеры очень многие пишут о том совершенно щемящем чувстве, которое осталось после просмотра, о чем-то, что было несправедливо отнято, нелепо утеряно, бездумно растрачено: то есть испытывают примерно то, что ощутил и я сам. А раз так, то может быть еще не все так плохо - и выводы авторов "Цвета нации" излишне пессимистичны?

    В любом случае - фильм мне понравился.