Отзывы о фильме «Дурак»

Дурак

Дурак

Драма, Криминал (Россия, 2014)

Рейтинг IMDB: 8.0 (8 739 голосов)

Отзывы

  • Я этот фильм посмотрел под воздействием различных отзывов. Они были исключительно противоречивые. Кто-то ругался на чернуху и тупость сценария. Другие восхваляли «правду жизни» и «срыв покровов». Они же утверждали, что это лучший фильм года. Правда, первые с ними были не согласны, подозревая в фильме суррогат и ненужные заигрывания с острой тематикой и эпатажем. У меня же после просмотра возникло странное ощущение, что мы с этими людьми смотрели разные фильмы. Причем как с первой группой, так и со второй.

    Нет, серьезно. Почему одни отмечают, в этом фильме только зажравшихся чиновников? Почему другие шпыняют сценарий и удивляются глупым поступкам героев? Ведь смысл фильма звучит в нем буквально открытым текстом. И он совсем не про чиновников, логику жизни и борьбу против системы.

    Хотя ладно, давайте я такое небольшое объявление сделаю. Я не претендую на истину в последней инстанции и не хочу разбираться, что там имел в виду автор под «синими занавесками». Возможно все эти мои доводы - лишь плод синдрома поиска глубинного смысла, но для меня, они были очевидны.

    Так вот. Некоторые зрители почему-то убеждены, что режиссер делит всех жителей России на две большие категории – быдло у власти и быдло в общагах. Ну и главный герой, такой «луч света в темном царстве». Дурак, которому больше всех надо, и который не умеет в дипломатию и «вась-вась» необходимую для выживания. Говорит прямо, действует по совести, не ворует, потому что… ну, потому что дурак. Автор действительно делит всех людей на две группы. Только не по имущественному признаку, а по человеческому фактору.

    «Своим – все, чужим – по закону» - эти слова приписывались различным диктаторам, Франко, Муссолини, Хуаресу. Так вот, по этому правилу живет сейчас большинство людей в нашей стране. «Ну, ты же понимаешь меня?» - говорит пьяный водитель, знакомому гаишнику. «Конечно, понимаю» - отвечает гаишник и отпускает потенциального убийцу. Он же не знает тех людей, которых может сбить этот человек. Они же чужие. А этот свой. «Я же русский, я не могу не взять» - сопит ответственный чиновник, принимая от застройщика подаяние, в обмен на кое-какие подписанные документы. Он же не знает тех людей, которые пострадают. А этот – ну, он деньги дает, практически друг. «У меня семья, дети, кормить надо» - думает про себя кладовщик, перекидывая ценные трубы через забор склада, чтобы позднее их унести на дачу. На свою родную дачу. Плевать на тех, кому эти трубы принадлежат. Все вокруг колхозное, все вокруг ничье. «У меня семья, дети, кормить надо» - думает про себя начальник склада, отправляя пару вагонов труб, остро нуждающемуся знакомому по сходной цене. Где там те люди, которым эти трубы нужны? А этот вот он рядом, может потом ответную услугу оказать. «У меня семья, дети, кормить надо» - думает про себя губернатор, оформляя тендер с уже известным исходом за неплохой откат. Деньги то нужны семье, а тех, кто страдает – да кто они такие?

    А на другой стороне – тот самый дурак, главный герой. Для него нет разницы между своими и чужими. Как можно проводить границу, если и с той и с другой стороны люди? Что сделать – спасти неизвестных людей, или сделать счастливыми свою семью? Вопрос из разряда «Толстяк на рельсах». Стоит ли делить свое личное счастье на сотню человек, если от одного счастья получится сто кусочков, настолько маленьких, что эти сто человек его даже не заметят?

    И именно об этом фильм. Тут не будет готовых ответов, это притча, которую нужно просто посмотреть, подумать об этом, вынести какие-то мысли на этот счет. Хотя бы задуматься на тему «Мы живем как свиньи и умираем как свиньи только потому, что мы друг другу никто». Откуда это взялось, куда это продлится, просто подумать. Это и есть главная мысль фильма. Как бы мы жили, если бы герои этого фильма не делили людей на «мои» и «никто»?

    Да, здесь не самый логичный сценарий. Но глупо придираться к притче, основная цель которой – просто дать повод людям задуматься. Дело не в чиновниках, проворовавшимся донельзя. Не в быдле, готовых избивать родных, резко перешедших в категорию «никто», после только одного подозрения в краже денег у себя любимого. Дело в нас самих. В том, что мы готовы принимать как людей только приятных нам. Близких, друзей, знакомых. Всем остальным в этом качестве отказано – они не люди. Так, население, которое как бы даже и не существует.

    Это очень хороший фильм, непростой для просмотра, мрачный и тяжелый. Без четкого финала, без ответов на все эти вопросы, без каких-то указаний как надо жить и куда двигаться дальше. Кто прав, кто виноват – каждый зритель должен решить сам. И это само по себе уже сложная задача для многих людей.

  • Память Балабанова осквернена морализующей туфтой.

    Фантастический фильм-катастрофа от какого-то советского режиссера. Снято очень качественно, игра актеров замечательная, сюжет - полный идиотизм и ахинея. За шокирующие реалии опять вывернута местная администрация. Почему бы не снять подобный фильм о высшей власти.

    Киллер заплакал и отпустил жертву. Каждый грязный сантехник может ворваться в любой момент на юбилей к главе города и устроить экстренное собрание. Ну да, попадаются Гарри Поттеры иногда, не отличающиеся большим умом. Самое главное - думайте о людях, больше альтруизма, а на власть забейте - ее уже не вылечишь. Зато как они переживают-то, тоже ж люди. Это бывает где-то в глубинке, эмоции они в нашей стране местечковые. Генетическая мораль, которая якобы передается из поколения в поколение, существует именно на этом уровне - в виде таких фильмов,выступлений с трибун и всякой другой пропаганды - для вислоухих лохов. Президенту самому было бы не западло средства выделить на этот фильм. Поэтому деньги, судя по всему, на этот фильм пошли 100 процентов бюджетные. Включая те, что откатил режиссер и украл лично.

    p.s. А где здание-то взяли такое для съемок с трещиной? Ха-ха. В нашей стране такое здание как раз не проблема.

  • - Мы живём как свиньи, и умираем как свиньи только потому, что мы друг другу никто!


    Гениальное кино. Наше кино. Русское кино. Умеют ведь!
    Но не в композиции дело, не в высоком искусстве. Здесь нет мудрёных вывертов, утончённых пассажей и тормозной рефлексии. Вся гениальность в фундаментальной идее, в беспощадной правде и в тех простых словах, которые звучат из уст героев. Это выглядит как классика, как истина из первоисточника. Очень похоже на драматизм и психологизм, который мы читаем в произведениях А.П.Чехова. И да, мне очень это близко потому, что я такая же, как главный герой этого фильма.

    - Уезжай, сынок, потому что здесь никогда ничего не изменится.
  • Новелла о реальной жизни. Такие фильмы страшно смотреть, потому что показывают
    они обычно то, что не хочется замечать. В этом случае - тотальное воровство в
    насквозь прогнившей системе.

    Один эпизод из жизни города показывает какой ценой чинуши готовы прикрывать
    своё воровство и какими безразличными могут быть люди не только к проблемам чужих,
    но и к своим собственным проблемам.

    Жаль, что у этого фильма нет морали. Нужно было довести всё до конца, одни должны
    были сесть или сожрать друг друга, другие должны были погибнуть под тяжестью своего
    дерьма, тогда этот фильм нужно было включить в обязательную школьную программу.

    Сейчас он рекомендует обывателю просто не высовываться — это главный минус фильма.


    Есть ещё один похожий фильм, только страшнее — Майор,
    его тоже рекомендую к просмотру.

  • Случайно посмотрела, даже не с начала, и не знала ни названия, ни автора. Но сразу видно, что вещь, оторваться невозможно было. Больно ужасно, но так ведь все и есть.
    Со второй половины уже ожидался какой-то подобный конец, раз видно, что фильм честный. И правильно они сделали, что не показали, рухнет дом или нет. Если бы рухнул, были бы сопли, а так - да неважно, на самом деле.

    Респект авторам.

  • Неплохой такой фильмец, особенно для русского кинематографа. Актеры играют вполне неплохо, сюжет развивается вполне динамично, моралькой тыкают в лицо не сильно навязчиво. НО. Я считаю, если ты берешь актуальную и благодатную для России тему, популярную для обсуждения в массах, да еще и такую, которая бюджета не требует, снять надо так, чтоб у зрителя искры из глаз, чтоб потрясло и вывернуло наизнанку, чтоб мороз по коже. Ужасы, кстати, и кровищу не обязательно для этого снимать. Фильм не зацепил совершенно, хотя и придраться особо не к чему.

  • Это одно из лучших произведений кинематографического искусства российского производства.
    Фильм "цепляет" с первых кадров и уводит с собой в мир, где мы можем посмотреть на себя со стороны. Быков снял очень качественную картину, я наслаждалась просмотром, каждым кадром.
    И буду пересматривать её ещё не раз. Великолепная игра актёров.
    Основная тема произведения - проблема выбора - между наживой и чистой совестью, между убийством ради спасения своей "шкуры" и покаянием, наконец, между благополучием своей семьи и спасением восьмисот двадцати жизней...
    Казалось бы, правильный выбор очевиден.
    Но. Трагичный, шокирующий финал. Создатели фильма спрашивают нас: "Так надо было поступить? А стоило? Ради кого?"
    Стоило.

    P.S. Я живу в маленьком провинциальном городе, где нет дорог, а не так давно через один из домов пошла трещина, после чего часть дома рухнула... В отношении мэра города возбуждены уголовные дела.

  • Долго собирался его посмотреть, и вот наконец собрался. Фильм "Дурак" хорош, собственно, как и "Майор", того же режиссера. Музыки в фильме немного, но подобрана хорошо, композиция "Спокойная ночь" гр.Кино пришлась к месту. Подобраны актеры замечательно, и играют отлично, им веришь. Подобных персонажей можно найти в любом из небольших городов нашей страны. Фильм показывает все неприглядные черты нашей жизни. После просмотра остаются различные чувства. Гордость за главного героя, который хотел добиться правды, не ради себя, но ради людей, которым на него плевать. Таких к сожалению в нашей стране именуют дураками. Чувство безысходности, проблема не решена, как и в жизни, сильные мира сего опять победили. Чувство стыда, люди оказались скотами. Но есть и надежда, что вот таких дураков будет больше и что-то изменится. Фильм "Дурак" стоит посмотреть, хотя бы один раз. Из-за реалистичности всего происходящего, из-за актеров, да и хороших фильмов сейчас в России снимают очень мало. И среди засилья, тупых, вызывающих рвотный рефлекс комедий, радует, что есть что-то дельное, да мрачное, да чернушное, но хорошее.

  • Что понравилось:
    - история о том, как простой работяга-сантехник пытается спасти жителей дома, который может рухнуть в любую минуту, и достучаться до власти, что людей нужно немедленно эвакуировать (сегодняшняя новость из подмосковного Пересвета очень в тему)
    - чисто русская классика в современной интерпретации - здесь и "На дне" Горького, и гоголевские диалоги в духе "Ревизора", и чеховские персонажи
    - остро-социальная драма на тему коррупции и произвола чиновников, проблема маленького человека в системе, вопрос честности и личного долга, борьба с общественным безучастием и равнодушием
    - притча о моральном выборе, о взаимодействии человек-общество-власть, о том, что такое оставаться человеком
    - горько, метко, правдорубно
    - снято атмосферно, колоритно, история выглядит достоверно и узнаваемо, т.к. достаточно почитать новости и вспомнить те же 90-е
    - дом с огромной трещиной, который вот-вот должен рухнуть и похоронить 800 человек как собирательный образ типичных проблем с прогнившей системой и повального воровства, знакомый для любого города N.
    - диалоги гениальные, разобрать на цитаты и ставить пьесы, концентрация русской классики, написано очень театрально
    - открытая концовка, дом Шредингера и суперпозиция
    - пример действительно хорошего отечественного кино, хоть и мрачного
    - куда же без ночных прогулок по безлюдным улицам под песни Цоя)

    Минусы:
    - все-таки на грани безнадеги и чернухи, слишком пережато, сильное сгущение красок
    - не очень приятно и интересно смотреть на жизнь маргинальной части общества, понятно, что сделано для контраста с главным героем, чтобы поднять вопрос о человеколюбии власти, "На дне" Горького опять же, но все-таки можно было собрать менее быдловатую толпу на роль "глубинного народа"
    - эпизод с расправой над своими мне кажется абсолютно лишним и неправдоподобным, сложно представить, чтобы вот так "убрали" начальников служб и ведомств

  • !Внимание, спойлеры!

    Действительно дурак. Он попытался предупредить, для него это чуть не закончилось смертельно, ну и зачем лезть дальше? Люди? Да, жалко, но вон они какие оказались эти люди (кстати так и не поняла, они его убили или нет?).
    У нас так и есть, и толку было пытаться строить из себя героя? Дурак.

    Фильм показывает реальность. Действительно, именно взятки всюду и везде у нас. Сволочи сидят и обкрадывают простых людей. Тоже верно. Только смысл этого фильма? Все мы прекрасно знаем (мы, простые люди) об этом, а чиновники как воровали и занимались махинациями, так и продолжат этим заниматься. Никакие фильмы этого не изменят. Наоборот даже противно смотреть такие фильмы, где русские сами же русских показывают такими убогими и жалкими. Мало нам от зарубежных режиссеров достается, так еще и своих поносят. Было бы чем гордиться.

  • …ЖэКеХапокалипсис…

    …в типичном и даже заурядном городке на тридцать тысяч душ в одну из зимних ночей происходит следующее. Молодой и не испорченный ещё системой труженик жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Иванович Никитин (…Артём Быстров…) прибывает на срочный вызов в девятиэтажное социальное общежитие. На одном из поверхов случился порыв отопительных труб. По приезду выясняется, что повреждение тепловых сетей на самом деле — сущая ерунда; настоящую проблему здания малосемейки трудно переоценить даже невооружённым глазом. Эсхатологическая трещина насквозь, в оба конца, с девятого по первый этажи прорезала весь пока ещё жилой конструктив. Катастрофический разрыв поминутно прогрессирует в своей убийственной деструкции. И в случае непринятия окончательного решения вопроса по принудительному отселению восьми сотен постояльце, в конечном итоге станет для здания и всех внутри находящихся причиной скорейшего и незамедлительного коллективного перехода в лучший из миров…

    …тонкая душевная организация не даёт доблестному, принципиальному и честному до одури сантехнику оставить всё как есть. И направляет его в самое настоящее, пера практически Луи-Фердинанда Селина, странствование на край ночи. Чудесным образом главгерой попадает в элитный ресторан, где справляет 50-летний юбилей местная градоначальница — Нина Сергеевна Галаганова (…Наталья Суркова…). Не менее волшебным способом Дмитрию удаётся прямо там, под звон бокалов чудный, пронять бессменную вот уже 20 лет подряд мэршу серьёзностью и ответственностью сложившейся ситуации. Галаганова безотлагательно, тут же, в малом фуршетном зале ресторации созывает чиновничий, высшего городского руководства совет. В ходе прений с лёгкими нотками паники, взаимных обвинениях в повальном казнокрадстве и отвратном двурушничестве всплывает, например, такое. Капитальный ремонт в обветшалом здании оказывается проводился, и не раз. Что правда, всё больше исключительно внутри отчётно-сметной документации. А на очень и очень рачительно сэкономленные средства каждый из присутствующих на заседании импровизированного экстренного штаба представителей высшего местечкового сословия отгрохал себе по четырёхэтажному фешенебельному особняку. А добрая половина — так и не по одному такому…

    …в ходе дальнейшего развития фигур этого смертоубийственного, коррупционного паучьего кордебалета зрителю становится предельно понятно, что все эти ненасытные челюсти капитализма прекрасно отдавали себе отчёт о реальном состоянии дел задолго до явления блаженного дурачка-слесаря. И в этом оформившемся противостоянии — большая, огромная прямо структурная находка отличнейшего фильма режиссёра Юрия Быкова. Дмитрий здесь представлен не просто дураком из названия ленты, на которых, как гласит народная мудрость, вся страна держится. В эпицентре отчаянно мрачного рассказа над всем царством тьмы у Быкова возвышается чуть ли не православный великомученик. Для которого сама мысль о том, чтобы свернуть с пути спасения восьми сотен душ злосчастного общежития представляется в лучшем случае смертным грехом. Наперекор всем ужасам и кошмарам он проносит сквозь нарратив свои гипертрофированные нравственность, стоицизм и бескомпромиссность. Что позволяет автору картины из глубокой социальной драмы вылепить буквально притчу ветхозаветной конфронтации. В которой силы света и тьмы обречены биться до последнего вздоха и скончания времён…

    …силы зла в лишённом надежды и прочих добродетелей городишке властвуют беспредельно, безраздельно и можно даже сказать — безгранично. Их образы и воплощающие актёры подобраны сногсшибательно. Тут вам и упоминавшаяся уже городовая Галаганова, криводушно заламывающая руки и обливающаяся крокодильими слезами по непосильно наворованному богатству. И продувной, злобно и хищно зыркающий из-под косматых бровей заместитель мэра по вопросам ЖКХ Фёдор Матвеевич Федотов (…Борис Невзоров…), оказывающийся у самой развязки единственным из всей адовой своры не до конца утратившим понимание норм морали и человечности. Есть тут и реальный тёмный владыка всех городских земель и людских душ — воландообразный криминальный авторитет Богачёв (…Юрий Цурило…), удачно мимикрирующий под предпринимателя, бизнесмена и мецената. И местечковый главврач Тульский (…Сергей Арцибашев…), жуликоватый и гадкий хирург, который почку у пациента отрежет и про запас прибережёт. И китоподобный главный полицмейстер Саяпин, на вопрос о взятках бессовестно отвечающий: «Я человек русский, я не взять не могу»…

    …к совершенно непредсказуемой развязке «Дурак» не даст вам ответа ни на какие из более всего просящихся на язык вопросов. Ни «…кто виноват?», ни «…что делать?». Решена не будет даже морально-нравственная дилемма из слогана к рекламной компании ленты — «…успеет ли он спасти всех?». На псевдо-совещании городская руководительница изрекает немного модифицированную в угоду всеобщей продажности сакральную истину — рыба гниёт с головы, но если я гнилая, то и вы все тоже. И тут стоит вспомнить и приобщить к показанным событиям другое мудрое изречение — каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Вот и выходит так, что рыба-то гнилая не только на голову, а вся целиком. Контингент в аварийной коммуналке показан и впрямь — залюбуешься. Избивающие своих жён смертным боем вечнопохмельные пьяницы, прожжёные из мест не столь отдалённых закоренелые сидельцы, упарывающиеся незаконными психотропами до состояния критической невменяемости подростки. Одним словом — вырожденцы, сброд, шваль и нелюди. Как говорится — и жизнью не живут, и смертью не помирают. Нужно ли их, таких спасать? Ведь если, словами омерзительного Богачёва, всем поровну всё раздать, хорошо-то не станет. Да и на всех всё равно ничего не хватит. Не лучше ли самим хотя бы жить как люди? Чтоб хоть кому-то в этой клоаке было достойно? Коннотация подобных рассуждений предельно цинична, если не вконец нравственно преступна. А уж ответ, отповедь на такое даёт по обыкновению сама жизнь…