Отзывы о сериале «Фортитьюд»

Фортитьюд (сериал)

Фортитьюд (сериал)

Детектив, Драма (Великобритания, 2015)

Рейтинг IMDB: 7.4 (16 231 голосов)

Отзывы

  • Полярный хоррор — отдельный жанр. Не слишком многочисленный, однако представляющие его произведения оставляют сильное впечатление. Рассказ «Нечто» Кэмпбелла, его экранизация и компьютерные игры по мотивам, роман Дэна Симмонса «Террор»… Я не случайно вспомнил именно эти ярчайшие образцы жанра — биологическая опасность и белые медведи играют не последнюю роль в сериале.

    Все познается в сравнении. Если сравнивать «Фортитьюд» с другими сериалами, то больше всего напрашиваются «Твин Пикс» и «Секретные материалы». От первого — драматический уклон, масса интересных персонажей со своими целями, историей, характером. Есть здесь и пугающая атмосфера — но она скорее родом из X-files, как и холодный сине-стальной тон картинки. Твинпиксовского сюрреализма тут нет и рядом, а вот научно-фантастических ужасов и паранойи — сколько угодно.

    В общем, из всех жанровых составляющих сериала менее всего выражен детектив. О подоплеке происходящего внимательный зритель начинает догадываться уже серии со второй-третьей. Важна не столько причина зверских убийств, сколько то, как люди смогут противостоять этой опасности, какие черты их характеров проявят себя в экстремальной ситуации. Остается убийство Петтигрю, но оно постепенно отходит на задний план, что даже немного разочаровывает — его разгадка не связана с магистральным сюжетом.

    Так что по большей части, «Фортитьюд» — смесь фильма ужасов и драмы. Именно элемент драмы не позволяет сериалу скатиться в банальный треш о противостоянии людей и очередного «резидентного зла». Ибо перед нами не абстрактные люди, а личности, характеры, судьбы. Женщина-губернатор, чья мечта о постройке отеля и превращении Фортитьюда в туристический город висит на волоске. Шериф, пылающий безумной и чистой любовью к условно-досрочно освобожденной девушке, тайну личности которой он должен оберегать. Чернокожий ветеран Афганистана, которого пошатнувшееся семейное счастье постепенно превращает в психопата. Умирающий от рака старик, которого власти хотят выслать в Англию (в Заполярье, например, в некоторых городах на Аляске, «запрещено умирать» — тела в мерзлой земле не разлагаются и умирающих отправляют в более теплый климат). Череда немотивированных кровавых убийств встряхивает общество сонного малолюдного городка — и наступает момент истины. Становится ясно, кто трус, кто герой, а кто — просто монстр в человеческом обличье; кто силен, а кто — слаб.

    Именно это делает вроде бы, потенциально простой сюжет непредсказуемым. То один персонаж, то другой, кажутся положительным или отрицательным — а потом становится ясно, что все сложнее. Приезжий следователь Мортон выглядит этаким резонером, кандидатов в боги из машины? А он просто фанатик своего дела, которому любой ценой надо раскрыть убийство коллеги. Тот самый шериф, Дэн, кажется жестоким, эгоистичным, высокомерно переполненным местечковым патриотизмом и ощущением собственной значимости? Оказывается, ему есть, что скрывать, и есть ради кого жертвовать собой и своей репутацией, не говоря уже о том, что в критический момент он оказывается одним из немногих, кто не теряет голову и не ищет виноватых, а пытается отыскать истину и спасти людей. Губернатор страдает самодурством и готова на все ради ее бизнес-проекта? Но Фортитьюд — это дело всей ее жизни, и ее город погибает, а тот злополучный ледник, в котором предполагается постройка отеля, стал для нее символом ее любви к мужу.

    Элемент хоррора, как катализатор развития драмы — вот принцип «Фортитьюда».

    Немного, традиционно, о недостатках. Собственно, я уже говорил выше — дело Петтигрю, которое вроде было второй основной сюжетной линией, оказалось не столь уж важно для магистрального сюжета. Некоторых колоритных персонажей сценаристы, как мне кажется, рановато пустили в расход — тем более, что продолжение планируется. Ну, и разгадка оказалась чересчур уж прозрачной — разгадка чуть ли не открытым текстом преподносится в первых же сериях, и внимательному зрителю не составит труда обнаружить нечто общее у всех невольных убийц.

    Но, несмотря на мелкие недостатки — сериал все же цепляет, в первую очередь живостью и проработанностью персонажей. Большое спасибо Ричарду Дормеру за шерифа Дэна Андерссена с его безумной улыбкой и горящими решительность и болью глазами, и Стэнли Туччи за интеллигентного и ироничного детектива Мортона.

    Итог: еще один замечательный образец полярного хоррора, на этот раз — в формате сериала. А также продолжатель дела «Твин Пикса» по изучению скелетов в шкафах персонажей. Отличная вещь, ждем продолжения!

  • Британский криминальный сериал в скандинавских декорациях.
    1 сезон
    Действие происходит в вымышленном городке на северном острове среди потрясающей красоты ледников, холодного океана и вечной мерзлоты. Там никогда никого не хоронят (умирающих отправляют на континент), там никогда не было убийств, там бродят белые медведи-людоеды. Там 800 жителей из разных стран мира и четверо полицейских - два суровых мужика нордического типа и две симпатичные девушки. Еще есть негр-спасатель, недавно вернувшийся из Афганистана, колония русских рабочих, научная лаборатория с новейшим оборудованием и бар "Песец".
    Губернатор острова для привлечения туристов хочет построить ледяной отель, дети находят зуб мамонта, на остров прибывает спецагент из Лондона для расследования странной гибели английского геолога. А тем временем происходит еще одно, гораздо более странное убийство местного ученого. Такова завязка, но чем дальше, тем сильнее детектив становился триллером, чтобы в конце сезона, разгадав заявленные в первой серии загадки, оставить гораздо больше вопросов и гораздо более глобальных, чем первоначальные.

    И что интересно, ответят на некоторые них во 2 сезоне как бы между делом, потому что в Фортитьюде становится "все страньше и страньше". И прежние трагедии как-то меркнут на фоне таинственных убийств, имеющих явно ритуальный привкус - кто-то последовательно изымает у жертв органы, у кого сердце, у кого голову... Плюс таинственная эпидемия, пришедшая из русского поселка. Плюс странный доктор, экспериментирующий на живых людях. Плюс новый коррумпированный мэр.
    Шерифом становится Эрик, но куда ему справиться со всей этой чертовщиной. Тем более, что и с Дэном что-то очень странное...
    Ну и стоит отметить, что авторы остались верны себе и пошли дальше в деле внезапного умертвления главных героев. Если в 1 сезоне они только попробовали, то здесь явно вошли во вкус и финал сезона прошел под девизом "Все умерли". Ну, или почти все )))

    3 сезон
    Странно короткий - всего 4 серии и все вышли в один день. Но это не помешало умертвить еще несколько человек. Или нанести серьезные увечья. Из вполне приличного детективного первого сезона к третьему скатились в какой-то кровавый треш. Закончили, правда, красиво - ровно тем же с чего начали)))

  • я люблю полярные хорроры и триллеры, люблю полярную повседневность, к сожалению среди этого редкого жанра у меня нет любимого фильма. В каждом имхо есть недостатки. И Фортитьюд, увы, не стал приятным исключением. Сериал очень качественно снят - великолепные пейзажи и просто приятная операторская работа. Хорошие актёры, все понравились. Сюжет вот подкачал. Во-первых, всё очень неспешно, по-скандинавски проискохит. Здесь не хватает острых моментов, чтобы сердце замирало. Они как бы есть, но должного эффектв нет.Я уже молчу про горизонтальный вид сериала, это вообще на любителя - когда один сюжет растягивают на один, а то и два-три сезона. Но надо отдать должное, в Фортитьюде в каждой серии что-то да происходит, иначе я бы не досмотрела, как сериал Убийство. Персонажей раскрывают, каждому достался скелет в шкафу, но всё равно не достаточно. Тут ни триллера, ни детектива, даже хорошей драмы/повседневности особо не наблюдается - события просто происходят. И чем дальше, тем ярче клюква и больше рассинхрон с тем, что предлагалось в описании сериала и тем, что твориться на экране. В-третих, после просмотра такое ощущение, что тебя изваляли в грязи, почему-то некоторые сериалы/фильмы скандинавии и британии имеют такой эффект. я совершенно спокойно отношусь к мерзостям и подробностям в американских сериалах, хоть и не люблю такое смотреть. Но здесь вроде и художественное произведение, но снято так, что воспринимается, словно там действительно всех перерезали или делали настоящее вскрытие животных для съёмок. Я понимаю, что это всё искусственное, уж не знаю, почему так получается, но мой мозг постоянно бубнит при просмотре "они убили Бэмби!!!" Так что впечатления двойственные от сериала - он затягивает своими красотами, но разочаровывает в плане сюжета. Жаль, если бы авторы сделали упор на драму и качественный детектив, а не всяких доисторические насекомых было бы лучше, у сериала был огромный потенциал.

  • Совершенно не моё.

    Мне нравятся британские сериалы, чего у них не отнять, так это отличные касты и высокое качество. Чего стоит только Стэнли Туччи, известный ролями второго плана во франшизах Марвел, Голодные игры, Трансформеры, в других отличных фильмах. Или Ричард Дормер, которого очень многие знают не иначе, как лорда Берика Дондарриона. Операторская работа, выбор локаций, потрясающая сила природы, будь то льдины или медведи - поражают воображение.

    Но сюжет...

    Британцы попытались в скандинавский детективный хоррор, но увы, смотреть это оказалось очень скучно. Я бы сказала, что это совершенно не мой жанр, но ведь шведские "Мост" и "Зыбучий песок" вполне зашли. А они такие же медлительные и психологические. В "Фортитьюде" не хватило крючка, на которой зритель подсаживается и смотрит дальше. Тут мне было интереснее котлеты лепить, чем в экране смотреть, честное слово.

    У каждого персонажа есть своя история, раскрываемая постепенно, но никого из них почему-то не жалко, сочувствия не возникает. Наоборот, к большинству испытываешь искреннее презрение - что к учителю этому, глядя на его отношения с Ширли, что к спасателю, бросающему больного ребенка, что к Елене, пытающейся сбежать от себя самой. Губернатор - вообще апофеоз маразма со своим отелем. Прониклась я лишь к Винсенту, и то к последним сериям. Ну и Мортон ничего, но исключительно из-за изначальной своей роли протагониста. Даже русская речь и песня "Ой мороз, мороз" не впечатлили, как часто это бывает в зарубежных фильмах.