Отзывы о фильме «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Джонатан Стрендж и мистер Норрелл (многосерийный)

Джонатан Стрендж и мистер Норрелл (многосерийный)

Исторический, Фэнтези (Великобритания, 2015)

Рейтинг IMDB: 8.2 (10 281 голосов)

Отзывы

  • Практически идеальная экранизация замечательного романа Сюзанны Кларк. Создателям сериала удалось перенести сюжет на телеэкраны почти без потерь — лишь сократив несколько эпизодов. Конечно, характерные для тяжеловесной, стилизованной под XIX век прозы пространные отступления и вставные рассказы о чудесах, а также не менее пространные «цитаты» и отсылки к вымышленным источникам сохранить не удалось — но у кино свои способы передать атмосферу старины.

    Альтернативная Англия начала XIX века. Когда-то она была страной магов, где правил Король-Ворон, могущественный чародей. Но магия давно утрачена, остались только мифы и теории. И вот неожиданно в Англии появляются сразу два чародея — сначала пожилой мистер Норрел, который овладел магическим искусством, годами ведя отшельнический образ жизни и изучая редкие древние тома из своей гигантской коллекции магических книг; а потом и Джонатан Стрендж — молодой дворянин, неожиданно обнаруживший, что обладает огромной, стихийной магической силой.

    Что дальше — лучше посмотреть (или прочитать) самостоятельно. Оно того стоит. Особенно если вам нравится старинная английская литература (применительно к книге) или исторические драмы с мистикой и готично-декадентской атмосферой (применительно к сериалу). Ну, и конечно, если вам близка английская мифология — здесь много творчески переработанных мифологических мотивов: эльфы, волшебные похищения и подмены, заклятия и проклятия.

    Актеры подобраны идеально — особенно отмечу Энцо Чиленти в роли Чилдермаса (ассистента Норрела) и Берти Карвела в роли Джонатана Стренджа. Ну, и, конечно, Марк Уоррен сыграл немного гротескного, но пугающего эльфа.

    Помимо замечательной актерской игры сериал может похвастаться неплохими спецэффектами, Холодная, синеватая цветовая гамма создает мистическое ощущение соприкосновения с какой-то пугающей, может быть, загробной тайной, чем-то призрачным.

    Ну и смысл книги передан верно: дилемма, выбор между осторожностью и смелостью, консерватизмом и прогрессивностью. Что важнее — искусственно ограничить магию, чтобы она приносила минимум пользы, но и вреда никому не принесла, или же главное — открывать новые горизонты, невзирая на риск и трудности? Однозначного ответа не ждите.

    Итог: идеальная экранизация уникальной книги. Вот у кого бы поучиться создателям модной «Игры престолов» — не упрощать, не перевирать, не считать зрителей тупыми и неспособными запомнить похожие имена, не «объединять» персонажей первоисточника. А ведь и те могли когда-то, в первом сезоне! Кстати, немного пугает, что на КиноПоиске «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» обозначен как сериал не закончившийся. Сюжет романа-то сценаристы исчерпали… Остается только надеяться, что если и продолжение и будет, то оно не скатится в ересь и будет достойно первоисточника. Хотя — это очень сложная задача…

  • Книгу Сюзанны Кларк, которая легла в основу сериала, я не читал, несмотря на огромный интерес к жанру и симпатии к автору: в многочисленных хвалебных рецензиях упоминалось, что финал подразумевает продолжение, но роман вышел уже больше десяти лет назад, а второй части до сих пор не видно. Вот я и не начинал даже, чтобы не разочаровываться, если продолжение так и не увидит свет; сериал же показался неплохой альтернативой: тут и погружение в любимую атмосферу городского фентези, и не слишком большое разочарование от смазанной концовки. Рискнул - и не прогадал.

    Отличный задел на будущее с претензией на звание одной из лучших премьер года сделала самая первая серия, которая вышла преотличной, задав тон всему сериалу. Городское фэнтези в атмосфере Великобритании XIX века - это уже просто мечта, а когда зрелище ещё и стильное, выдержанное, в меру мрачное, но не пугающее, мистичное, но не нелепое, - это и вовсе большая радость сериаломана и ценителя жанра.

    Сериал снят удивительно любовно, видна потрясающая работа всех и вся: от актёров до костюмеров, от гримёров до постановщиков света. Невероятно красивое, стильное и атмосферное зрелище, прекрасная картинка, в которой идеально всё: от викторианских нарядов до цвета кожи мистических созданий. Мистика, к слову, подаётся в лёгкой и понятной форме (хотя это, в первую очередь, повод благодарить Сюзанну Кларк, и уж потом - режиссёра), без перегибов в фантастичность. Магия сериала - это не размахивание волшебной палочкой, не пламя из посоха и тому подобные эффекты. Здесь магия - это древнее искусство, полузабытое, но всё же живое, скорее даже смесь искусства и науки, что не делает магию менее зрелищной, но при этом оставляет её более близкой, понятной и как будто бы почти доступной. Создаётся ощущение причастности к происходящему на экране, а это, конечно, ещё больше разжигает интерес.

    Отдельных комплиментов заслуживает актёрский состав. Берти Карвел, удивительно помолодевший и, позднее, постаревший в кадре, демонстрирует потрясающую динамику своего персонажа, невероятный рост и взросление - и всё это лишь за семь часовых серий. Эдди Марсан преображается каждым жестом, каждым движением, каждым взглядом. Марк Уоррен ошеломляет своей пластикой и совершенно отсутствующим выражением лица, на котором если и проблескивает эмоция, - это сразу вспышка. Шарлотта Райли каким-то невероятным образом умудряется распространить своё очарование, тепло и женственность за пределы экрана. Энцо Чиленти даже просто говорит так, что мурашки бегут. Эти и другие актёры настолько естественны и искренни каждый в своём образе, что невозможно остаться равнодушным и не сопереживать одним, раздражаясь из-за других, беспокоясь о третьих и презирая четвёртых.

    В целом, остаётся ощущение, будто посмотрел длинный фильм, зачем-то делая недельные перерывы, а вовсе не сериал (повезёт тому, кто будет знакомиться с ним сейчас, когда он уже полностью вышел, а не по мере появления серий!). Семь серий образуют единое целое, которое смотрится на одном дыхании с первой до последней минуты. Добавлю ещё вот что: этот сериал - тот редкий случай, когда экранизация ничуть не хуже книги. Я утверждаю это, даже не прочитав ещё первоисточник, просто потому, что если это - не идеальная экранизация, тогда идеальных экранизаций не бывает вовсе. А финал, к слову, если верить отзывам читавших книгу, несколько подкорректировали; он остался открытым, но именно в рамках сериала смотрелся более чем уместно, логично и эффектно, поэтому даже тем, кто, как и я, недолюбливает истории без закономерного окончания, можно смело смотреть.

    Однозначный "must see" для всех ценителей жанра, а также любителей стильного кино, в котором всё и вся погружает в уникальную атмосферу.

  • Посмотрела сериал сразу после прочтения книги. Сначала боялась, что будет скучно, потому что сериал мало в чем отличался от первоисточника. Но потом сильно затянуло. Переживала за героев, как будто не знала поворотов сюжета и чем все закончится. Здесь отличная Англия, колоритные герои. Помимо уже известного мне сюжета очень привлек каст - просто на подбор! Конечно, прежде всего Берти Карвел (Джонатан Стрендж )!!! Очень понравился Энцо Чиленти (Чилдермасс) - очень точно попал в образ. И конечно Эдди Марсан - создал просто замечательного мистера Норрелла - лучше не бывает. Да и другие актеры замечательные - героев много, всех перечислять не буду, но каст в целом просто пять баллов.
    В общем - отличный сериал по отличной книге!