Французский предприниматель, режиссёр, один из основоположников мирового кинематографа. За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почётного Легиона. | |
Имя на английском | Georges Méliès |
Альтернативные имена | Marie Georges Jean Méliès, Мари-Жорж-Жан Мельес, Geo. Melies, Maries-Georges-Jean Méliès |
Дата рождения | 8 декабря 1861 г. |
Место рождения | Париж, Франция |
Дата смерти | 21 января 1938 г. |
Место смерти | Париж, Франция |
Возраст | 76 |
Всего фильмов | 779 |
Первый фильм | 1896 |
Последний фильм | 2012 |
Карьера | Режиссёр, Актёр, Продюсер, Сценарист, Монтажер, Художник, Оператор |
Биография
Жорж Мельес родился в Париже 8 декабря 1861 года в семье владельца фабрики модельной обуви. После окончания лицея и службы в армии, Жорж отправился совершенствовать английский язык в Лондоне (по мнению родителей, это было необходимо для ведения бизнеса). После возвращения в Париж несколько лет проработал на фабрике отца (с 1882 по 1886).
Жорж с детства любил рисовать, его карикатуры, подписанные псевдонимом Джек Смайл, охотно публиковал журнал "Ля Грифф". В 1888 году Мельес становится директором и владельцем театра Робер-Уден, в котором демонстрировались различные трюки и фокусы. Обладая богатой фантазией, он с успехом пробует свои силы как постановщик трюков.
Между тем, 28 декабря 1895 года в Париже проходит первый киносеанс братьев Люмьер. Мельес сразу понимает, какие богатые возможности открывает кинематограф, и предлагает им 10 тысяч франков за киноаппарат. "Через год о синематографе забудут"- сказал ему Люмьер.-"Так что мы намерены сами получать деньги от нашего изобретения." Однако, получив отказ, Мельес не отказался от своей идеи, и ему повезло - он смог приобрести съемочную камеру в Англии.
Первый фильм Мельеса "Игра в карты", как и большинство других его лент 1896 года, - явное подражание Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь. В конце 1896 года случай во время съемок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот как он рассказывает об этом происшествии: "Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех". Так же случайно, как и прием "стоп-камера", им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы, съемки на черном бархате и другие приемы.
Уже в 1897 году Мельес строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ первую в мире киностудию - стеклянный павильон, в котором были люки, подъемники, тележки для наездов и отъездов съемочной камеры, черные бархатные фоны и прочие приспособления. Киностудия скоро начала приносить баснословный доход.
Всего в 1897 году Жорж Мельес снял 60 кинолент. Он вводит в кино новые жанры: феерии, комедии, сценки с трюками. При помощи актеров режиссер восстанавливал эпизоды греко-турецкой войны ("Взятие Турнавоса", "Казнь шпиона" и "Резня на Крите"), выпустил фильм о восстании индусов против англичан ("Нападение на блокгауз", "Сражение на улицах Индии", "Продажа рабов в гареме", "Танец в гареме"), сделал несколько инсценировок-репортажей о современных событиях.
Жорж Мельес пытается даже перейти от черно-белого кино к цветному, применяя метод раскраски фильмов кисточкой от руки. Принимая во внимание, что длина фильмов не превышала тогда 15-20 метров, этот весьма кропотливый способ оправдывал себя, особенно при производстве волшебных сказок.
В 1899 году Мельес поставил два больших фильма: инсценированную хронику "Дело Дрейфуса" (240 м) и первую свою феерию — "Золушка" (140 м). Эксперимент оказался удачным. Теперь режиссер мог отбросить стандартную длину в 20 метров и выпускать 2-3 фильма в год длиной до 300 метров, проекция которых длилась бы больше четверти часа. В 1900-1902 годах Мельес выпускает феерии "Жанна д'Арк", "Рождественский сон", "Красная шапочка", "Синяя борода", "Гулливер" и "Робинзон Крузо".
В 1902 г. выходит один из лучших его фильмов - "Путешествие на луну". В этом фильме Мельес применил причудливые эффекты, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В нём Мельес соединил легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, рассказывающую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основе сценария — эпизоды романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами...
Триумф "Путешествия на луну", "Гулливера" и "Коронации Эдуарда VII" сделал 1902 год самым значительным в творчестве Мельеса. Для того чтобы избежать подделок, он ввел торговую марку — звезду (от названия его фирмы "Старфилм").
Киноработы Мельеса выделялись четкостью, выразительностью и темпом. Он был не только автором, режиссером, художником и актером, он был также механиком, сценаристом, хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также предпринимателем, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих картин. Не случайно один из любимых фильмов Мельеса назывался "Человек-оркестр".
В 1903 году Мельес выпускает знаменитую феерию "В царстве фей". Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в подводном омнибусе (гигантском ките), проникал во дворец лангустов — это была одна из великолепнейших декораций Мельеса. В этом же году на экраны выходит "Гибель Фауста" — большая фантастическая феерия в 15 картинах, навеянная знаменитой одноименной ораторией Берлиоза. Окрыленный успехом, Мельес ставит "Фауста" и "Севильского цирюльника", причем их демонстрация в кинотеатрах сопровождалась исполнением арий из опер Гуно и Россини.
Жорж Мельес, несомненно, находился на вершине своей карьеры. Его ленты демонстрировались одновременно на экранах двух крупных театров Парижа: "Фоли-Бержер" и "Шатле". Казалось, ничто не угрожает его благополучию.
Но все-таки кинематограф рос, развивался, выходил за рамки отснятого на пленку театра. Кинокамера тоже могла двигаться, выходить на улицы, менять точку съемки. Был изобретен крупный план, съемка с движения... Режиссеры все чаще снимают на натуре. Мельес же ничего не меняет в своем методе, продолжая работать в студии. Да, он оставался прекрасным декоратором с богатым воображением. Об этом свидетельствуют кадры из фильма "Фея-стрекоза, или Волшебное озеро" (1908). И ему по-прежнему нет равных в съемке фокусов — достаточно вспомнить "Мыльные пузыри" (1906) и "Фантастические фокусы" (1909). Однако мода на феерии проходила, а Мельес не хотел в это верить.
В трудное время на помощь Мельесу пришел Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. В виде обеспечения за кредит Мельес, уверенный в успехе предприятия, заложил свою виллу в Монтрэ, а также студию и дом.
В 1911-1913 годы "Старфилм" выпустил последние пять картин: "Приключения барона Мюнхгаузена" (1911), "Завоевание полюса" (1912), "Золушка" (1912) "Рыцарь снегов" (1913) и "Путешествие семьи Бурришон" (1913). Киноведы выделяют картину "Завоевание полюса". Публику повергал в ужас снежный великан — гигантский манекен, построенный в студии. Он шевелил руками, качал головой, вращал глазами, курил трубку, проглатывал, а затем выплевывал человека. Настоящий предшественник Кинг-Конга! Однако же в целом проект провалился. Зрители требовали сценок из реальной жизни, а Мельес замкнулся в театральных декорациях и упорно отказывался снимать на натуре.
После банкротства американского филиала "Старфилма" Мельес прекращает работу в кино. С началом войны закрывается и театр Робер-Уден. В 1914 году Мельес преобразовал свою студию в театр Варьете артистик. Однако решением суда у него отобрали не только студию, но и красивую виллу.
После Первой мировой войны Мельес работал некоторое время в Штутгартском театре по реконструкции декораций. Киновед Жорж Садуль пишет: "Я помню, что в 1925 году заметил в зале вокзала Монпарнас небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец этого киоска, приветливо улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных солдатиков и дешевых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес".
Леон Дрюо, редактор еженедельника "Сине-журналь", в 1928 году случайно открыл имя этого торговца. Великого кинематографиста наградили орденом Почетного легиона и назначили пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли. Смерть настигла Жоржа Мельеса 21 января 1938 года.
Новинки кино
-
(Франция, 2012)
La smala sen mêle
нет отзывов
-
(Франция, 2011)
Чрезвычайное путешествие
нет отзывов
-
(США, 1978)
Жорж Мельес: Кинематографический маг
нет отзывов
-
(США, 1949)
Lets Go to the Movies
нет отзывов
-
(Франция, 1913)
Рыцарь снегов
нет отзывов
-
(США, 1912)
The Prisoners Story
нет отзывов
Лучшие фильмы
-
(Франция, 1902)
Путешествие на Луну
-
(Франция, 2011)
Чрезвычайное путешествие
нет отзывов
-
(Франция, 1904)
Непослушные бакенбарды
нет отзывов
-
(Франция, 1906)
Jack le ramoneur
нет отзывов
-
(Франция, 1901)
Пещера колдунов
нет отзывов
-
(Франция, 1908)
Hallucinations pharmaceutiques ou Le truc de potard
нет отзывов
Фильмография: сценарист
2012 | La smala sen mêle | Франция | 0.0000 | |||
1912 | Завоевание полюса | Жорж Мельес | Короткометражка, Приключения, Ужасы, Фантастика | Франция | 6.8000 | |
1907 | La marche funèbre de Chopin | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1906 | La fée Carabosse ou le poignard fatal | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1904 | Путешествие сквозь невозможное | Жорж Мельес | Короткометражка, Научная фантастика, Приключения, Фантастика | Франция | 6.2500 | |
1903 | Кипящий горшок ада | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы | Франция | 6.0000 | |
1903 | В царстве фей | Жорж Мельес | Короткометражка, Приключения, Фантастика | Франция | 6.0000 | |
1902 | Сокровища сатаны | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка, Фантастика | Франция | 6.0000 | |
1902 | Путешествие на Луну | Короткометражка, Научная фантастика, Приключения | Франция | 8.0273 | ||
1901 | Хризалида и бабочка | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 5.0000 | |
1901 | Le diable géant ou Le miracle de la madonne | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 5.0000 | |
1901 | Синяя борода | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы | Франция | 6.0000 | |
1901 | Nouvelles luttes extravagantes | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка | Франция | 6.3333 | |
1900 | Восемь девушек в бочке | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 5.0000 | |
1900 | Сон Раджи | Жорж Мельес | Короткометражка, Фэнтези | Франция | 4.0000 | |
1900 | Как он опоздал на поезд | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 4.0000 | |
1900 | Жанна Д'Арк | Жорж Мельес | Драма, Исторический, Короткометражка | Франция | 5.5000 | |
1899 | Дьявол в монастыре | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы, Фэнтези | Франция | 5.0000 | |
1899 | Дело Дрейфуса | Жорж Мельес | Биография, Драма, Короткометражка | Франция | 6.0000 | |
1898 | Водолазы за работой | Жорж Мельес | Драма, Короткометражка | Франция | 5.6667 | |
1898 | Панорама с крыши движущегося поезда | Жорж Мельес | Документальный, Короткометражка | Франция | 7.0000 | |
1897 | Замок с привидениями | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы | Великобритания | 5.0000 | |
1897 | Заколдованная гостиница | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка, Ужасы | Франция | 6.8000 | |
1897 | Замок с привидениями | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы | Франция | 7.0000 | |
1897 | Взятие Турнавоса | Жорж Мельес | Военный, Короткометражка | Франция | 5.6667 | |
1897 | Между Кале и Дувром | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка | Франция | 5.6667 | |
1897 | После бала | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 4.0000 | |
1896 | Замок дьявола | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы | Франция | 6.7333 | |
1896 | Партия в карты | Жорж Мельес | Биография, Короткометражка | Франция | 5.0000 |
Фильмография: актёр
2011 | Чрезвычайное путешествие | Bromberg, Betzy | Документальный | Франция | 8.0000 | |
1978 | Жорж Мельес: Кинематографический маг | Martinengo, Luciano, Montgomery, Patrick | Биография, Документальный, Исторический, Короткометражка | США | 0.0000 | |
1949 | Lets Go to the Movies | Документальный, Исторический, Короткометражка | США | 0.0000 | ||
1939 | Violons dIngres | Bruning, Melissa | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1912 | Завоевание полюса | Жорж Мельес | Короткометражка, Приключения, Ужасы, Фантастика | Франция | 6.8000 | |
1910 | Hydrothérapie fantastique | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1909 | Дьявольский жилец | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка, Фантастика | Франция | 6.8000 | |
1908 | Le fakir de Singapoure | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1908 | Photographie électrique à distance | Жорж Мельес | Короткометражка, Научная фантастика | Франция | 0.0000 | |
1907 | Затмение солнца при полной луне | Жорж Мельес | Короткометражка, Романтика, Фантастика | Франция | 6.0000 | |
1907 | François Ier et Triboulet | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1907 | 20000 лье под водой | Жорж Мельес | Короткометражка, Приключения, Фантастика, Фэнтези | Франция | 5.6667 | |
1907 | La mort de Jules César | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1907 | Satan en prison | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1907 | Le tunnel sous La Manche ou Le cauchemar franco-anglais | Жорж Мельес | Короткометражка, Приключения, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1907 | Гамлет | Жорж Мельес | Драма | Франция | 0.0000 | |
1907 | La colle universelle | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1906 | Le dirigeable fantastique | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1906 | Четыреста проделок дьявола | Жорж Мельес | Короткометражка, Ужасы, Фэнтези | Франция | 5.3333 | |
1906 | La fée Carabosse ou le poignard fatal | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1906 | Веселящиеся афиши | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка, Фантастика | Франция | 6.0000 | |
1906 | Алхимик Парафарагамю | Жорж Мельес | Детектив, Короткометражка, Фантастика | Франция | 5.5000 | |
1906 | Une chute de cinq étages | Жорж Мельес | Короткометражка | Франция | 0.0000 | |
1905 | La légende de Rip Van Winkle | Жорж Мельес | Драма, Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1905 | Черный бес | Жорж Мельес | Комедия, Короткометражка, Ужасы, Фэнтези | Франция | 6.2500 | |
1905 | La chaise à porteur enchantée | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Путешествие сквозь невозможное | Жорж Мельес | Короткометражка, Научная фантастика, Приключения, Фантастика | Франция | 6.2500 | |
1904 | Le merveilleux éventail vivant | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Чин-Чао, китайский фокусник | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 5.5000 | |
1904 | Faust et Marguerite | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Le rêve de lhorloger | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Непослушные бакенбарды | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 9.0000 | |
1904 | Le coffre enchanté | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Les apparitions fugitives | Жорж Мельес | Короткометражка, Фантастика | Франция | 0.0000 | |
1904 | Une bonne farce avec ma tête | Жорж Мельес |