Род Стайгер

Род Стайгер
Американский актёр, обладатель премии «Оскар» за роль шефа полиции в детективе «Душной южной ночью». Едва ли не лучшей своей ролью в карьере сам актёр считал роль еврея Сола Назермана, сыгранного им в психологической драме «Ростовщик».
Оригинальное имя Rod Steiger
Дата рождения 14 апреля 1925 г.
Место рождения Уэстхэмптон, штат Нью-Йорк, США
Дата смерти 9 июля 2002 г.
Место смерти Лос-Анджелес, Калифорния, США
Возраст 77
Всего фильмов 13
Первый фильм 1951
Последний фильм 2004
Карьера Актёр

Биография

Во время Второй мировой войне в качестве торпедиста первого класса принимал участие в наиболее опасных боевых операциях Третьего и Пятого флотов США, в том числе в Иводзимской и Окинавской операциях. Покинул военно-морскую службу на следующий день после капитуляции Японии (в медицинском заключении было отмечено острое кожное заболевание). После войны, в возрасте двадцати двух лет, решил связать свою судьбу с миром искусства и поступил в театральную любительскую труппу. Сыграл царя Менелая в пьесе «Муж Елены» и роль злодея в спектакле под названием «Будь проклят, Джек Дальтон».
Театральный дебют Стайгера прошёл незамеченным, но зато подсказал начинающему артисту, что для подлинного успеха помимо способностей нужна и хорошая профессиональная подготовка. И он перебирается в Нью-Йорк, где в течение двух лет изучает актёрское искусство — сначала в Новой школе социальных исследований, а затем, по приглашению Дэниела Манна, — в знаменитой нью-йоркской Актёрской студии, которой руководили Элиа Казан и Ли Страсберг.
В апреле 1951 года Род Стайгер дебютировал на Бродвее в возобновлённой постановке пьесы Клиффорда Одетса «Ночная музыка». Он сыграл пятидесятипятилетнего детектива и был высоко отмечен нью-йоркской критикой. В следующем году он появляется на сцене в комедии Хью Гастингса «Чайки над Сорренто» и в ибсеновском «Враге народа».
Но главное поле его актёрской активности в эти годы — телевидение. Ещё не получивший голливудского амплуа «эмоционального злодея», Стайгер демонстрирует широту своего диапазона — от Ромео до Распутина. За пять лет, с 1948 по 1953 год, он сыграл свыше двухсот пятидесяти ролей.
В 1951 году дебютировал в кино, снявшись в фильме Фреда Циннемана «Тереза». Уже следующая роль Стайгера в кино заставила критику говорить о нём как о явлении. За участие вместе с Марлоном Брандо в фильме Элиа Казана «В порту» (1954) Стайгер был номинирован на премию «Оскар» как лучший актёр второго плана. Но «Оскар» ещё долго будет обходить его стороной.
В фильме Стайгер сыграл гангстера Чарли, получившего задание «пришить» брата (Марлон Брандо) за намерение выдать шайку. После успеха фильма судьба Рода была предопределена. Он превращается в новую звезду на отрицательные роли и в этом образе начинает кочевать из фильма в фильм. Желание актера «очеловечить» своих персонажей, стремление показать их не односторонними примитивными негодяями привело к тому, что нередко именно его отрицательные герои вызывали у зрителей больше симпатии, чем противостоящие им безликие положительные персонажи.
Амплуа кинематографического злодея, утвердившееся за Стайгером в 1950-е годы, закономерно определило выбор его на главную роль в фильме «Аль Капоне» (1959) режиссёром Ричардом Уилсоном. Кроме того, Уилсон нашёл и чисто внешнее сходство между актёром и знаменитым гангстером. Фильм имел огромный успех. Однако, хотя «Аль Капоне» ещё больше закрепил успех Стайгера как актёра, сам он не был доволен своей карьерой. Более того, именно боязнь окончательно «погрязнуть» в ролях злодеев подвигла Рода на отчаянное решение: убедить режиссёров попробовать его в ином амплуа, доказать себе и зрителям, что его творческий диапазон шире предлагаемых ролей. В Голливуде Стайгеру не удалось сломать сложившийся стереотип, и тогда он решается на шаг, который многие сочли «безумием»: в зените славы он покидает Америку и едет в Европу, намереваясь начать свою кинобиографию как бы с новой страницы.
В начале 1960-х годов Стайгер работал в Италии. Снимался в фильмах «Руки над городом» (реж. Франческо Рози, 1963), «Равнодушные» (реж. Франческо Мазелли, 1964) и др.
В 1965 году английский режиссёр Тони Ричардсон пригласил Стайгера сниматься в экранизации сатирического романа Ивлина Во «Незабвенная». Следующий, 1966 год, актёр провёл в Испании, а затем снимался у итальянского режиссёра Паскуале Феста-Кампаниле в трагикомедии о временах Первой мировой войны «Девушка и генерал».
За четыре года работы вне Голливуда Стайгер полностью освободился от навязанного ему амплуа и, вновь получив приглашение вернуться в Америку, теперь уже сам смог диктовать условия. Актёру необходимо было уехать, чтобы родина признала его как одного из самых талантливых и одарённых людей. Проявив себя блестящим мастером перевоплощения и доказав, что он — актёр без амплуа или, вернее, актёр на любые амплуа, Стайгер был тем не менее достаточно постоянен в своих привязанностях. Он любил изображать человека, попавшего в критическую ситуацию, когда требуется максимальная концентрация сил и сама жизнь заставляет героя выбрать определённую позицию. Таков полицейский Гиллеспи (роль, за которую актёр получил «Оскара») — герой фильма «Душной южной ночью» (реж. Норман Джуисон, 1967); таковы Наполеон Бонапарт («Ватерлоо», реж. С. Бондарчук, 1970), Бенито Муссолини («Бенито Муссолини: последний акт», реж. Карло Лидзани, 1974); Понтий Пилат («Иисус из Назарета», реж. Франко Дзеффирелли, 1977), генерал Уэбстер («Штайнер — Железный крест 2», реж. Эндрю МакЛаглен, 1979) и многие, многие другие его персонажи.

Новинки кино

Лучшие фильмы

Фильмография: актёр

2004 Голливуд и Холокост Anker, Daniel Документальный, Исторический США 0.0000
1998 Нежить Elfman, Richard Боевик, Комедия, Мелодрама, Ужасы США 0.0000
1997 Режиссеры (сериал) Emery, Robert J. Биография, Документальный США 0.0000
1995 Там Сэм Ирвин Комедия, Научная фантастика США 0.0000
1975 Невинные с грязными руками Клод Шаброль Детектив, Драма, Криминал, Триллер Франция, Италия, Германия 7.0000
1974 Муссолини: Последний акт Карло Лиццани Биография, Военный, Драма, Исторический Италия 0.0000
1970 Ватерлоо Сергей Бондарчук Биография, Боевик, Военный, Драма, Исторический Италия, СССР 7.6250
1967 Полуночная жара Норман Джуисон Детектив, Драма, Криминал, Триллер США 7.7826
1965 И пришёл человек Эрманно Ольми Биография Великобритания, Италия 0.0000
1964 Ростовщик Сидни Люмет Драма США 7.5000
1961 В пятницу в половине двенадцатого Элвин Ракофф Драма, Криминал, Триллер Франция, Италия, Германия 7.5000
1960 Семь воров Генри Хэтэуэй Драма, Криминал США 0.0000
1951 Out There (сериал) Paul, Byron Научная фантастика США 0.0000

Последние рецензии

«Полуночная жара»
«Полуночная жара»
Ещё отзывы