Отзывы на фильмы Глеба Панфилова

Глеб Панфилов
Советский и российский режиссёр, сценарист; народный артист РСФСР (1984), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1982). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Имя на английском Gleb Panfilov (Глеб Панфилов)
Дата рождения 21 мая 1934 г.
Место рождения Магнитогорск, СССР
Дата смерти 26 августа 2023 г.
Место смерти Москва, Россия
Возраст 89
Всего фильмов 21
Карьера Режиссёр, Сценарист
  • Начало Отзыв о фильме «Начало»

    Драма, Комедия (СССР, 1970)

    Бенефис Инны Чуриковой. На этом можно было бы и закончить, настолько ее появление в кадре затмевает все остальное. Гениальная актриса, тогда ещё только начинавшая свой путь в кино, с блеском исполнила две диаметрально противоположные роли: простушки из провинциального городка и великой француженки Жанны д'Арк.

    "Вы танцуете?"

    Развивается повествование довольно оригинально. Хронологический порядок сцен перепутан, фильм нельзя разделить на комическую и драматическую часть, как большинство советских фильмов того времени, да к тому же дело осложняется таким мощным пластом как "фильм в фильме о съемках фильма". И вся эта сложная конструкция смотрится очень легко, без единой лишней сцены, без философствований и морализаторства.

    - Будем делать кинопробы. - Ну что вы, я и так согласна, без кинопроб!

    И несмотря на яркую главную роль, не остаются без внимания и остальные персонажи. Вокруг Паши выстраивается полноценный живой мир, со своим темпом жизни, с бытовыми проблемами, мелкой завистью и искренним сочувствием, ссорами и примирениями. И как и в жизни, многие…

    Читать дальше
  • Начало Отзыв о фильме «Начало»

    Драма, Комедия (СССР, 1970)

    Восхитительный тандем Куравлёва и Чуриковой никого не оставит равнодушным. Главное, что заставляет привлечь внимание в этом фильме – это эмоциональность и искренность главной героини. Если она любит – то без остатка, если играет – полностью поглощается своей ролью, если грустит – то без удержу, до смертельного приступа. Переполнение чувствами. Вот что привлекает в ней. Причём, всё это без кокетства, без наигранности. Честно. Недопонимают что-то в этой жизни те, кто пытается сдерживать свои переживания. Здесь этого нет и в помине. Чувства, как лавина. Свободны и неуправляемы! Она верит в свой талант, в свою любовь. Верит, как легендарная Жанна в свою высокую миссию. Будто бы мог режиссёр её не выбрать на главную роль? Как так она сейчас не востребована? Странно! И не может этого быть! Вера сокрушает горы, и будет всё у ней хорошо! Фантазировать зрители после завершающих титров могут сколько угодно. Как сложится карьера начинающий актрисы? Но создатели фильма неслучайно дают нам направление. Вместо традиционного «Конец» финал картины обозначает недвусмысленное «Начало». И мы…

    Читать дальше
  • Без вины виноватые Отзыв о фильме «Без вины виноватые»

    Драма (Россия, 2008)

    Удивительно, как получилось такое хорошее кино из весьма посредственной пьесы Островского. Критикам хотелось бы посоветовать прочитать книгу - все пафосные диалоги, внезапные сюжетные повороты и "американский хэппи-энд" это Островский, Панфилова упрекать в этом смысла ноль. А за подбор актеров-родственников его и похвалить не грех. Чурикова здесь просто блестяще сыграла, слов нет, талантливейшая актриса. Удивил Иван Панфилов в роли Незнамова. Актер он или сын режиссера - фиолетово. Невнятную, идиотскую, истеричную роль Незнамова, прописанную Островским, Иван П. вывел на тот уровень, где Незнамов превратился в живого человека. И все реплики, поражающие в книге пафосом, в его устах как-то пообтрепались и потеряли театральщину. Эта вычурная история с действительно придурковатым хэппи-эндом стала относительно жизнеспособной. Очень понравился Сухоруков-Шмага, этот образ удался и Островскому - его не испортили, подали ярко. Янковский сволочей играет великолепно, хотелось встать и дать по морде лица. Надо сказать, что эта честная жёсткость есть в нем и когда он волшебник или…

    Читать дальше
  • Романовы: Венценосная семья Отзыв о фильме «Романовы: Венценосная семья»

    Биография, Драма (Россия, 2000)

    Тяжело смотреть этот фильм зная, чем всё должно закончиться, но, тем не менее, это великолепный фильм о страшных событиях. Потрясающие съемки, непревзойденная игра актеров. На красном фоне умирающая империя, все еще верящая в возрождение своего величия. Россия 1917 – 1918 гг. и жизнь одной очень необычной семьи. После просмотра не остается слов, даже для отзыва, разве что – рекомендую.

  • Иван Денисович Отзыв о фильме «Иван Денисович»

    Драма (Россия)

    Собирательный образ невинно осужденного В своем отзыве на первоисточник (рассказ Солженицына) я отметил, что режиссер Глеб Панфилов в этом фильме сильно облагородил Ивана Денисовича. И орудие он на заводе получил, и в параде на Красной площади поучаствовал, и героически этим новеньким орудием фашистов пострелял, и из плена бежал, да вот не поверили ему и на десять лет в лагерь. Такая судьба человека тоже могла быть и наверное была. Режиссер подставил вместо солженицынского "везде жить можно" человека более трагической судьбы, у которого и семья была, жена с двумя дочерьми, и которого больше солженицынского хочется жалеть. Сюжет, кроме долагерных добавок, был весь перекручен, что в рассказе было вначале, то тут в конце и так далее. Одно точно передано от рассказа, чего никак не вытравить из интеллигенции пред- и пост-распада СССР, уверенности в том, что удастся выйти на свободу мало, полная неопределенность. Большую роль в концепции фильма…

    Читать дальше
  • Романовы: Венценосная семья Отзыв о фильме «Романовы: Венценосная семья»

    Биография, Драма (Россия, 2000)

    До слез, чуть ли не до истерики.
    Да, может быть, Николай Второй не был выдающимся правителем, но такой судьбы он точно не заслужил, равно как не заслужили ее его семья и прислуга.
    Это нереально тяжело - смотреть такой фильм, зная, чем все это закончится. Ведь на протяжении почти всего фильма эта семья действительно счастлива. Счастлива потому, что она проводит время вместе. И в деревне в Тобольске им было так же хорошо, как и во дворцах в Петрограде.
    Очень порадовала игра актеров. Так что это Очень хороший фильм об Очень плохом событии в истории России.

    Просмотрено в рамках ежегодного Флэшмоба, за совет приношу благодарность PatteChatte .

  • Утомленные солнцем 2: Предстояние Отзыв о фильме «Утомленные солнцем 2: Предстояние»

    Военный, Драма (Россия, 2010)

    …мистически-подлинно сочинённый реализм…

    …первое продолжение михалковских «Утомлённых солнцем» из отснятой на данный момент двухчастной дилогии, озаглавленное подстрочным индексом «Предстояние», это тот опыт, который не в состоянии подарить зрителю ни одна другая, прочая кинокартина. Сто восемьдесят минут экранного времени. Отсутствие не только прямых или не таковых аналогов, но и попросту любого координатно-кинематографического материала для сравнения. Никита Сергеич сконструировал настоящую хрестоматию времён Великой Отечественной войны. Это при том, что «Предстояние» охватывает только лишь её, войны, первый год — тысяча девятьсот соответственно сорок первый. Можно, конечно же, возразить и не согласиться. Кинотеатральная военная ниша реконструкции периода 1941-1945-ого заполнена уже сейчас, кроме прочего, в достаточных количествах и хорошим, и отличным, и крайне талантливым материалом. Но подобного второй части «Утомлённых…», можно с глубокой уверенностью сказать, доселе ещё не бывало. Здесь есть всё: боевые действия и глубокий тыл, ярое…

    Читать дальше

    Утомлённые солнцем 2: Предстояние

  • В огне брода нет Отзыв о фильме «В огне брода нет»

    Военный, Драма (СССР, 1968)

    Меня всегда в фильмах о гражданской войне поражает какая-то фантастическая сверходержимость людей идеей. Вот и здесь напрочь повёрнуты на мировой революции комендант поезда и комиссар. Ну, комиссар-то ещё ничего, мужик в своём уме, а Фокич – вообще просто полоумный. Герои Инны Чуриковой и Кононова противопоставлены им в полной мере. Они, хоть и глуповатые ребята, но вполне понятные и обычные. Мечтают о более ясном. Формат их потенциального счастья – любовь, которой не суждено было развиться. Время было смутное, тяжёлое. А всё же мечтали. Стремления людей разные. Приземлённые, как Алёшка Семёнов, грезят об удовольствиях тела, возвышенные, как Таня, о прекрасном. Поэтому так и сложилось, что сослуживец Алёшки, Зотик подначивает его на контакт с пьяной и даже незнакомой женщиной, а Таня заводит дружбу с художником, который открывает в ней талант.

    По большому счёту, революция, героизм это не стезя персонажа Чуриковой. Ей бы картины писать. Но вот оказался человек в ненужное время и в ненужном месте и всё пошло прахом! Усмотреть в этом фильме такую философскую кайму, по-моему,…

    Читать дальше
  • Романовы: Венценосная семья Отзыв о фильме «Романовы: Венценосная семья»

    Биография, Драма (Россия, 2000)

    Излишняя сентиментальность, возможно, вредит этому фильму. Вредит, если смотреть его в качестве исторического. Но она вполне соответствует слогану «история любви». Смотря что хочет увидеть зритель. Так много сейчас написано и снято о Романовых, что сразу возникают стереотипы в трактовке личности царя. Безвольный, неспособный к управлению государством. Но в первую очередь нам стоит понять, что он из такого же теста, как и все мы. Так же переживает за семью, страдает и чувствует душевную боль. И здесь это прекрасно продемонстрировано. Тяжело даже представить себе, какие чувства испытывал Николай, зная почти наверняка, о том, что его сын не достигнет совершеннолетия в виду неизлечимой болезни. Но он не даёт волю отчаянию, что бы не травмировать семью. Так же достойно он ведёт себя и в ссылке, когда надежда на спасение почти иссякнет. Его участь страдать. И он страдает благородно до самого конца. Удивительно достоверно, как мне кажется, сыграна роль Александры Фёдоровны. Она строга с детьми, но в то же время очень добра и мягка. До такой степени, что позволяет подхихикивать юному…

    Читать дальше
  • Васса Отзыв о фильме «Васса»

    Драма (СССР, 1983)

    Наконец-то дошли руки и до Горького, если не пьесу почитать, так хоть фильм посмотреть. Васса Железнова впечатляет, сильная, волевая женщина, этакая "бизнес-леди", полностью оправдывающая свою "говорящую" фамилию. Только на ней и держится семья. И даже ее не слишком благовидные поступки (как нежелание отдать внука невестке) кажутся вполне разумными и оправданными. Зачем революционерке Рашель ребенок, будет ли она заботиться о нем, если уже планирует отдать своей сестре на воспитание? Да и сама Рашель из-за ее революционных "идеалов" и неспособностью пожертвовать ими ради своего ребенка, вызывает отторжение. Так что мои симпатии здесь скорее на стороне Вассы, несмотря на ее жестокость по отношению к невестке. Интересно, что в фильме (пьесе) фактически нет положительных героев. Не знаю, правда, может сам Горький считал такой Рашель?) Мужские персонажи все сволочи (что развратник муж, что не менее развратный братец главгероини, и даже "изобретатель" Пятеркин оказывается прохиндеем). Показательно, как после смерти Вассы все разваливается, только дурочка дочь жалеет о матери, остальные…

    Читать дальше