Отзыв kicking о фильме «Коммуна»

Коммуна

Коммуна

Драма (Дания, Нидерланды, Швеция, 2016)

Рейтинг IMDB: 6.4 (4 462 голоса)

ОбщежитиЁ
Оценка фильма8 из 10
После успешной прошлогодней мелодрамы "Вдали от обезумевшей толпы" датчанин Томас Винтерберг вернулся к зрителям с "Коммуной". Фильмом, отсылающим нас уже в то далекое время второй половины 70-х. Фильмом, при помощи которого 47-летний Винтенберг прощается со всеми своими подростковыми скелетами в шкафу и аллегорично проецирует события фильма на новейшую европейскую историю.

"Коммуна" - это фильм о попытке спрятаться в коллективном от надвигающегося всеобщего одиночества. На двух вполне успешных представителей средного класса сваливается наследство в виде огромного дома. Шутка ли, 450 квадратных метров. Эрик преподает современную архитектуру в университете, Анна - успешная говорящая голова на телевидении. За 15 лет брака Эрик и Анна уже знают все друг о друге. Анне откровенно скучно с таким милым, но уже абсолютно предсказуемым Эриком.

Анне хочется внимания и впечатлений. Вряд ли она догадывалась, что открывает ящик Пандоры созданием коммуны из старых друзей и знакомых в доме, унаследованном Эриком. Нужно ли говорить о том, что компанию хозяевам составят отнюдь не такие же успешные представители богемы, а постаревшие дети цветов 10-летней давности? Что Эрику неминуемо стукнет бес в ребро в виде молоденькой студентки? Что Эрик и Анна довольно быстро устанут от компании маргиналов-сожителей?

Простая по сюжету и неторопливая по подаче "Коммуна" становится фильмом, где в сюжетных линиях прослеживается разлом между ценностями старой Европы. Мирок постаревших хиппи, цепляющийся за общую семейственность в виде совместных обедов и купаний голышом, выглядит безыдейным анахронизмом и попыткой объединенно спрятаться от общества. Компромисс Анны, пытающейся ввести в коммуну молоденькую пассию мужа, оборачивается полным крахом. Крахом мифа об успешной популярной женщине.

У Винтенберга все жители коммуны представлены как тинейджеры, так и не вкусившие прелестей зрелого возраста. Все радости и горести их бытия сознательно усиливаются режиссером в разы. Коллективное в "Коммуне" - и способ уйти от индивидуальной ответственности, и возможность хоть как-то уцелеть в надвигающемся постиндустриальном мире. Если "Коммуна" - это рай для социально-бесполезных, то Эрик и Эмма - Адам и Ева этого рая. Странно, но "Коммуна" в итоге напоминает старый телефильм, пролежавший несколько десятилетий на полке. Реквием по детству самого Винтенберга.