Отзыв blythe о фильме «Роковое влечение»

Роковое влечение

Роковое влечение

Драма (Франция, Бельгия, 2016)

Рейтинг IMDB: 5.9 (682 голоса)

Сценарий фильма "Роковое влечение" основан на книге "Запретная любовь" Флорана Гонсалвеза, которая, в свою очередь, рассказывает о реальной истории любви начальника женской тюрьмы Версаля, уже упомянутого Флорана Гонсалвеза, к одной из заключенных юных преступниц. В 2012-м году 41-летний начальник тюрьмы... сам чуть не оказался в тюрьме за связь с 21-летней заключенной Сорур Йалдой Арбабзадэ. Эта фигуристая девушка иранского происхождения, которая предпочитает называть себя Эммой, отбывала срок за то, что обманом заманила еврея Илана Халими прямо в объятия расисткой банды (с главарем которой она состояла в связи). Главарь-бойфренд пообещал "Эмме" пять тысяч евро из суммы выкупа, который преступники собиралась получить за Илана Халими. Друзья "Эммы" зверски замучили Халими, подвергнув его разнообразным и чудовищным пыткам (в стиле маньяков из книжек Тилье-Гранже). Несчастный скончался в машине скорой помощи по дороге в госпиталь. Дело получило очень широкую огласку, повлекло множество судебных процессов; Сорур Йалда Арбабзадэ получила девять лет за соучастие (она была освобождена в 2012-м). На момент совершения преступления ей было всего 17 лет, с директором тюрьмы она познакомилась поближе через несколько лет. Кстати, бывший директор тюрьмы Гонсалвез легко отделался, да еще и написал книжку. Он также указан в титрах фильма в качестве продюсера.


Такова реальная история. В фильме, разумеется, изменены как имена действующих лиц, так и обстоятельства дела. "Эмму" переименовали в Анну Амари, Флорана Гонсалвеза в Жана Фирмино. Конечно же, и детали интимной связи, и сами персонажи сильно идеализированы и романтизированы. В реальности, например, начальник тюрьмы (и еще один охранник, помоложе) обвинялся не столько в "запретной любви", сколько в недозволенных сексуальных отношениях с заключенными женщинами в обмен на деньги, подарки и "особое отношение". А Сорур-Эмма, которая приехала во Францию вместе с матерью в возрасте 11 лет, якобы чтобы избежать принудительного брака в Иране, к 14-ти годам уже получила свою первую криминальную запись - побывала во французской исправительной школе за лживое обвинение мужчины в изнасиловании. Вот такая парочка в действительности оказалась в "любви" в Версальской женской тюрьме - вполне подходят друг другу.

Французская актриса Адель Экзаркопулос, исполняющая роль объекта любви начальника тюрьмы, Анны Амари, получила известность после фильма "Синий - самый теплый цвет" (также известен под названием "Жизнь Адель"), отличающегося бурными и графичными сценами лесбийского секса. Неудивительно, что фильм получил множество всевозможных престижных премий, включая "Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля за лучший фильм. Начальника тюрьмы, Жана Фирмино, играет Гийом Галльен, также недавно отмеченный наградами за роли в фильмах "Я, снова я и мама" (2013) (другой известный фильм с его участием - "Ив Сен-Лоран" 2014).

По версии режиссера Пьера Годо связь женатого начальника тюрьмы с преступницей вдвое его младше - романтическая драма шекспировского масштаба, более запретной любви в более неподходящей для романтики обстановке и придумать нельзя. Ну, если и не шекспировского, так по крайней мере расинского (Анна в тюрьме читает "Федру" Жана Расина, трагедию о запретной любви Тесея и Арикии). Анна и Жан в фильме прямо-таки настоящие трагические герои. Жан постоянно делает благородные попытки улучшить условия содержания заключенных женщин, ему как будто стыдно быть начальником тюрьмы. Он даже воображает себя художником. Анна стремится исправиться и искупить свою вину. Бросаясь в пучину запретной страсти, герои стремятся забыть о грустной реальности...

Единственный вопрос, который вяло колышется на плоской поверхности этого тюремного романса, так это размышление зрителя о том, является ли Анна невинной жертвой обстоятельств, или она расчетливо манипулирует своим возлюбленным? Кто кого использует, и использует ли, потому что именной этой темы использования и манипуляции постановщики старательно избегают - вероятно, каждый зритель должен додумать историю сам, в меру своей романтичности или циничности. Персонаж Анны кажется особенно картонным, поскольку сюжет фильма не рассказывает внятно о ее предыстории. За что в действительности она осуждена? Приходилось ли ей и раньше манипулировать мужчинами, используя свою привлекательность в качестве единственного и беспроигрышного средства? Оставляют ли режиссер и сценарист криминальное прошлое Анны за кадром, поскольку не могут эффективно использовать его в развитии этой в прямом смысле слова камерной истории любви? Потому что опасаются попортить трагический образ своей героини?

Убедительное изображение актерами физиологической страсти не может сделать убедительным фильм в целом. Если, в принципе, можно истолковать чистую-невинную любовь Анны к начальнику как следствие недостатка отцовского внимания, подсознательное стремление к защите (хотя в сюжете и не озвучивается ее преступление, есть намек, что за решеткой ей сидеть еще очень долго). То как тогда вяжется идеальный образ мужа, отца, и старательного служащего правопорядка с безрассудной связью, которая может стоить Жану брака, карьеры, репутации, и даже свободы? Постановщики сводят все эти многочисленные вопросы только к одному наивному ответу - ну, любовь же не знает границ! Им просто предназначено быть вместе, это судьба, а тюрьма - это так, просто фон, незначительная деталь для такого великого, благородного и светлого чувства!