Отзыв blythe о фильме «В тихом омуте»

В тихом омуте

В тихом омуте

Комедия, Фэнтези (Франция, 2016)

Рейтинг IMDB: 6.1 (2 817 голоса)

Летом 1910 несколько туристов бесследно исчезают на побережье северной Франции. Печально известные (своей тупостью) инспекторы Машан и Малфой постепенно приходят к выводу, что все эти таинственные исчезновения происходят в местечке под названием Тихий Омут, где-то неподалеку от Кале. Очень скоро неторопливым инспекторам предстоит открыть некоторые пикантные тайны Тихого Омута, включая каннибализм. А зрителям покажут все тайны Тихого Омута в самом начале - никакой особой детективной интриги в сюжете не будет.

Окрестности Тихого Омута населены преимущественно рыбаками-собирателями устриц и их семьями, и самая странная семейка из всех - Брефор. Патриарх семейства по прозвищу Бессмертный по мере сил заправляет семейным паромно-устричным промыслом, и как может, командует своими придурковатыми сыновьями, самым беспокойным из который является длиннолицый отпрыск с громадными ушами, гнилыми зубами и со странным прозвищем Малют (Ma Loute). Хотя на французском Loute вроде бы ничего не значит, на других языках, которые могли проникнуть в жаргон, это не означает ничего хорошего. Поэтому лучше оставить это необычное имя без перевода.


Над Тихим Омутом возвышается семейный особняк Ван Петегемов. Каждое лето семейство Ван Петегемов, представители дегенеративной буржуазии с претензиями на аристократический декаденс, посещают свой особняк, и как правило это ведет к разнообразным столкновениями с местными жителями. В это лето, к тому же, Ван Петегемы по прибытии обнаружили, что их особняк в квазиегипетском стиле, вероятно, стал местом преступления. В качестве, может быть, пародии на Шекспира, сюжет завязывается на своеобразной любовной истории между Малютом и гендерно-сконфуженной Билли Ван Петегем, которая, разумеется, приведет к разнообразным последствиям для обеих семей и потрясет все их принципы и устои.

Брюно Дюмон, мизантроп и режиссер "Тихого Омута", прославился как постановщик артхаусных фильмов, затянутых экзистенциальных драм, балансирующих между социальным реализмом и авангардом, среди его излюбленных тем - экстремальное насилие и провокационная сексуальность. Вместо написания обычных киносценариев он пишет сразу новеллы, которые затем используются в качестве основы сценария. И вот от экстремального кинематографа с его запредельной серьезностью Дюмон двинулся в сторону безумной, эксцентричной, бурлескной черной комедии. Хотя основные элементы "Тихого Омута" уже были представлены в его ранних, более серьезных фильмах - сделал он уже и фильм о маньяке и тормознутом полицейском, например - теперь все его обычные темы поданы в как бы комедийном ключе. Но комедия эта, конечно, на любителя. Юмор фильма исключительно примитивен (неужели это и должно обозначать новое слово в комедийном жанре?), карикатурность персонажей и особенно некоторые звуковые эффекты под конец начинают изрядно раздражать. Дегенеративность высокомерных Ван Петегемов выражается, в первую очередь, в том, что они имеют тенденцию размахивать руками, как ветряные мельницы, терять равновесие и падать без всякой очевидной причины, или натужно и театрально декламировать всякий вздор. Хотя гипертрофированный театральный стиль задается с самого начала, Жюльетт Бинош слишком сильно перенапрягается со всей этой буффонадой, а режиссер слишком сильно поощряет ее искусственный фарс. Смотреть на талантливых актеров и актрис, изо всех сил пытающихся выглядеть непрофессионально и карикатурно - это почти физически болезненно. Единственный персонаж семейства Ван Петегемов, который ведет себя относительно нормально - Билли, но и с Билли все не так просто, еще предстоит выяснить, кто это - племянница или племянник.

Не забывая о том, какой год на дворе (в фильме, разумеется), можно сделать предположение, что это такой взгляд Брюно Дюмона на растущее социальное напряжение и столкновение самого привилегированного слоя общества с самым обездоленным - что бесхитростно подчеркивается еще и тем фактом, что роли богатых дегенератов исполняют знаменитые актеры, а роли бедных собирателей устриц - безвестные и непрофессиональные. Кстати, Брюно Дюмон и сам родом с севера Франции, вероятно, в этом и кроется секрет его подчеркнутого отвращения к привилегированной части французского общества (и не только в этой комедии, но и в предыдущих драмах). Впрочем, из-за карикатурной игры актеров и нагромождения сюрреалистических фарсовых элементов сюжет превращается в откровенную нелепость, в которой очень трудно увидеть что-либо серьезное, философское, глубокомысленное и зашифрованное. Зритель, пришедший в кинотеатр посмотреть милую эксцентричную французскую комедию с Жульетт Бинош и Валерией Бруни-Тедески, может в недоумении забыть про свой поп-корн, наблюдая за сценами жадного поедания человечины.

В любом фильме-фарсе необходим баланс здравого и безумного. В "Тихом омуте" очень многие поступки персонажей и целые сцены сделаны безумно только ради безумности, не потому, что это действительно смело, смешно, интересно и что-то пародирует. Некоторые сцены возникают из ниоткуда, вне всякой связи с общей канвой повествования, некоторые абсурдно (и очевидно, именно абсурдности ради!) затянуты - например, невыносимо долгий семейный обед с бесконечным нарезанием и пережевыванием мяса.