Отзыв Kolombinka о фильме «Русский ковчег»

Русский ковчег

Русский ковчег

Драма, Исторический (Канада, Германия, Дания, 2002)

Рейтинг IMDB: 7.4 (16 772 голосов)

Сначала хочу объявить благодарность создателям сайта за то, что назвали это отзывами, а не рецензиями. Ибо большинство фильмов заставляют исключительно отзываться, аукаться, откликаться, зеленеть от качки и воздавать.

Итак. Ковчег. Итог.
Почему итог? Потому что ковчег.
Вы думали, я приду и всё вам сразу объясню, что там в этом грибном кино к чему? Нет. Это была задача Сокурова. Что мог, сделал. Я как могла, так поняла.
Грибы чужие, но мозги мои. И своими питерскими мозгами я с благоговением и верой поняла - всё значимое в русской истории начинается и заканчивается в Зимнем Дворце, в Петербурге. Любая тварь обретает пару здесь, в переплетах мраморных рук, в лабиринтах залов, среди виньеток, наперегонки с монархами.
Первые Романовы? Печенеги? Нет, не знаю. За Киевскую Русь сейчас вообще посадить могут. Не слышала. Не состояла. Не привлекалась. Русская!
Таинственный "Я", чьими глазами мы видим будни плывущих в бушующем море истории, находит себе пару в виде "черного человека". Никакого дипломата и путешественника 19 века я не узнала, куда мне. Но "черный человек", он же пудель, он же

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.


(погуглите;)) так вот этот человек в черном - безусловно, приковывает к себе внимание сразу. Когда проходят первые приступы тошноты от мельтешения плеч, эполет и узких коридоров, наконец-то слышишь диалог и с вожделением, порожденным ошмётками психологического образования, подслушиваешь раговор эго и альтер-эго, западника и славянофила, Джекила и Хайда о судьбах родины твоей. И, как всякому русскому человеку, "острое чувство родины" сильно мешает услышать, что там за крамолу ворчит себе под нос этот противный крючок. Тут мы что-то украли, там слямзили, здесь ошиблись, везде наворотили. Хамло заморское!
Для достижения эффекта Сокуров использовал простой приём, но как он здорово действует! Зритель поневоле становится участником забега и предсказуемо ассоциирует себя с тем, кого не видно, кто двигает камеру-глаза. Конечно, черный человек сразу становится оппонентом. И вы знаете, я так и не смогла отследить момент, когда он вдруг стал собеседником и даже немного другом. Может быть, когда царица убегала? И не нам, с нашими рыльцами, за царями гнаться. Нам. Вот мы уже и вместе. Каждой твари по паре.
Кстати мне показалось, что путешествие Сокуров устроил не столько по истории, сколько по фильмам о русской истории. Очень знакомые сценки-картинки попадалались, где-то это всё уже мелькало, целым блоком, гештальтом.
Этот фильм надо смотреть, вооружившись обширной базой знаний. Даже не базой, а еще и надстройкой. И стрельчатыми башенками с чердаками. Чтобы узнавать в лицо не только Пушкина с Пиотровским. В противном случае это путешествие принесет из удовольствий только блевание за борт от качки. А в минуты просветления удовлетворит любого русского праздными размышлениями "куда ж нам плыть?" и "редкая птица долетит до середины Днепра" (хлебом не корми, дай о других народах подумать). А куда нам плыть, если мы только Пушкина да Петра Первого признали?! Вот и болтаемся в ковчеге туда-сюда без надежды на Араратские горы, которые то ли Арарат, то ли Урарту. Ничего не знаем.

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Оценил только костюмы и интерьер залов. В остальном вообще никак. Вот вроде и задумка показать разные вехи истории сама по себе должна быть интересна. Но для меня неубедительно. Я не смог воспринимать толпу ряженных статистов, как реальных персонажей. Старичок ужасно противный, но больше всего раздражал этот вкрадчивый закадровый голос. Не быть мне эстетствующим интеллигентом(( Я старался(

  • Кстати там были реальные персонажи. Тот же Пиотровский. Гергиев. А статисты были ряжены по шаблону, они выглядели как сошедшие с известных картин или знакомые зрителю по старым фильмам. В этом тоже есть зерно смысла. На самом деле никакого эстетствующего интеллекта тут не надо иметь - фильм строится на общеобразовательных образах, они узнаваемы на достаточно низком культурном уровне. Не совсем уж низком, без "утра в лесу", но в принципе всё смутно знакомо, разве нет? Другое дело, что образы знания не несут))) Но тут, я считаю, сокуров не виноват, дело за зрителем. Захотелось узнать больше - узнай. Если и так хорошо - фиг с тобой. Вот мне и так хорошо, Гончаровой достаточно.

  • Вот поэтому я лучше бы посмотрел документальный фильм об истории Эрмитажа, чем вот это непонятно что и непонятно зачем)) Но тут уже на вкус и цвет.

  • Об истории России скорее. Впрочем не очень важно.
    Вот смотри, у тебя же не было этого желания до Ковчега! А теперь есть)))
    В этом смысл - вызвать раздражение на физиологическом уровне. Уровнем выше это уже называется интерес!

  • *поддакивает из-за плеча*

  • А чего старичок противный?
    Вид или обвинения матушки-родины?)

  • Манеры, рассуждения, весь образ сноба в целом. Не перевариваю таких задир

  • Оценил только костюмы и интерьер залов. В остальном вообще никак.


    Старичок ужасно противный

    Аналогично.
    А ещё звуковой диссонанс вызвал неприятные ощущения, голос за кадром тихий очень, зато музыка и остальные персонажи орут, теперь у меня голова раскалывается :(

  • Они же случайные зрители на пиру истории, они не могли говорить громко, чтобы не привлекать внимания ;) Всё по-настоящему!

  • Ну по идее, они (в смысле, случайные зрители) как бы ближе к камере, должно быть хоть что-то слышно. А тут вообще ни фига. Не зря ж этот безликий свидетель комментирует всё, что видит, но его вообще не слышно, музыка и все остальные его перекрикивают, самое смешное, что его умудряются перекричать даже те персонажи, которые стоят далеко. Вы уж простите меня, но это не по-настоящему.

  • Вообще это зависит от нахождения микрофона. Как раз голос за камерой в этом смысле в самом плохом положении.
    Но если честно, у меня вот не было такой проблемы (а я смотрела ночью при минимальной громкости, чтобы не будить ребенка!) - я прекрасно слышала всё. Пару раз только надо было уменьшить звук музыки.

  • Наверно у нас с тобой динамики в разных местах. Я смотрела днём, у меня звук с ноута достаточно хорошо идёт и без колонок. Но уменьшать мне приходилось постоянно.

  • А я по телеку смотрю. Бывают проблемы с перепадами звука, если звук из кинотеатра писали. тогда текста не слышно, а спецэффекты взрывают всё. Но тут-то точно не тот случай.

  • а старичок и должен быть противным, он же антагонист. ну, почти. так что с ролью отлично справился;)
    у меня тоже проблем со звуковым рядом вроде как не было. да и это не блокбаcтер)

  • А про блокбастер тут речи и не шло.