Отзыв ivan2543 о сериале «Светлячок»

Светлячок (сериал)

Светлячок (сериал)

Боевик, Вестерн (США, 2002)

Рейтинг IMDB: 9.0 (241 433 голос)

О «Светлячке» сказано очень много, так что это тот случай, когда добавить что-то, кроме субъективных впечатлений сложно. Казалось, что этот сериал обречен на успех, но оказалось, что этот сериал просто – обречен в худшем смысле слова. С самого начала команда Джосса Уидона, главного режиссера, сценариста и идеолога «Светлячка» сталкивалась с таким противодействием со стороны телеканала, что удивительно, как сериал вообще увидел свет. Хотя даже показали его по телевидению так, словно бы руководство канала специально хотело испортить репутацию фильма (я принципиально отказываюсь называть подобные сериалы «шоу»: хороший сериал – это произведение искусства, и ставить его на одну доску с телевикторинами, выпусками новостей и прочей одноразовой продукцией– кощунство). Серии демонстрировали не по порядку, пилотную «полнометражку» разбили на две части и показали… последней, а три серии вообще вышли только на видео.

Вышел только один сезон, причем не полностью – что-то не показали, а что-то даже не сняли. Но даже при таком раскладе «Светлячок» приобрел культовый статус. Кто знает, может быть, если бы замысел Уидона воплотился именно так, как планировалось, история капитана Рейнольдса и его необычной команды заставила бы потесниться «Звездные войны» и «Звездный путь»… Но это где-нибудь в параллельной вселенной. А получилось так, как получилось.

Сериал имеет довольно типичную структуру – отдельные серии представляют собой самостоятельные истории, короткие новеллы из жизни экипажа «Светлячка». Кроме того, планировалось, что, как, например, в «Секретных материалах», будет и сквозной сюжет, но увы, в вышедших сериях этот сюжет только намечен. Такая композиция вызвала у меня теплые воспоминания о подростковых фантастических сериалах 90-х годов, на которых, я можно сказать, вырос. «Светлячок», хоть и рассчитанный на старшую аудиторию, очень на них похож.

26-й век. Человечество было вынуждено переселиться на несколько близко расположенных звездных систем – десяток планет и сотню лун. После очередной, теперь уже межпланетной, мировой войны, глобальную власть захватил американо-китайский Альянс. Малколм Рейнольдс, главный герой сериала, оказался в этой войне на стороне проигравших, и теперь, купив старый корабль «Серенити» класса «Светлячок», вместе со своим товарищем по оружию Зои вынужден зарабатывать контрабандой, скрываясь от полиции и агентов Альянса. Вдвоем с кораблем не управишься, поэтому капитан «Светлячка» со временем собрал команду единомышленников – таких же отчаянных искателей приключений, как и он сам.

Капитан (в военное время был сержантом) Малколм «Мэл» Рейнольдс – прирожденный лидер и вместе с тем неукротимый бунтарь. Его жизненное кредо можно описать цитатой из Егора Летова: «Сторонникам порядка навреди как можно больше, в проигранной войне сопротивляйся до конца». Он не упускает ни единого шанса обвести вокруг носа спецслужбы Альянса, и, кажется, даже контрабандой занимается главным образом не ради обогащения, а чтобы продолжать оставаться занозой в заднице победителей. Да что там, редкое посещение им бара обходится без хорошей потасовки с солдатами противника. Он – «благородный пират» с кодексом чести, противопоставивший закону Альянса свои неписаные правила.

Зои – его верный боевой товарищ, суровая воительница, оттеняющая бесшабашность капитана. На «Серенити» она помощник капитана, и ее задача – обеспечивать долю здравого смысла в авантюрных планах Рейнольдса. Также она помогает капитану управляться с женской частью команды, поскольку, как ни парадоксально, женщин Мэл понимает плохо. Ну, и в бою, когда нужно бесшумно «убрать» часовых противника, навыки Зои бесценны – Мэл и Джейн сражаются скорее как берсерки, щедро поливая врагов свинцом.

Уош – пилот «Серенити» и муж Зои. Пилот от Бога и коллекционер резиновых динозавриков, добродушный парень Уош в экстремальной ситуации способен на исключительное мужество.

Джейн Кобб – самый неоднозначный член экипажа. Наемник, «боевик» команды, обеспечивающий огневую поддержку «если что-то пошло не так». Довольно эгоистичный субъект, склонный к цинизму и жестоким шуткам. Больше всего он любит мощные пушки и те случаи, когда их можно применить на практике. Часто из-за своеобразного «юмора» и тяжелого характера конфликтует с другими членами команды. Но из уважения к Рейнольдсу Джейн продолжает служить на «Светлячке», признавая, что капитан еще более безумный авантюрист, и умелый стрелок, чем он сам.

Кейли – девушка-механик. Душа команды, веселая и беззаботная. Любит сложные механизмы, красивые платья и все мимимишное. Боевыми навыками, увы, не обладает, да ей и не нужно: ее забота – «сердце» корабля.

Пастор Бук – таинственный священник, «прибившийся» к команде. Его мотивы не совсем ясны, а очень часто проповедник демонстрирует навыки и знания, приличествующие скорее «силовику», чем духовной особе. Один из самых загадочных персонажей сериала.

Инара – элитная куртизанка, или, как их называют в мире «Светлячка», компаньонка. Не являясь членом экипажа, она, арендуя один из посадочных челноков, выполняет важную функцию. В 26 веке представительницы высшего класса «древнейшей профессии» имеют исключительные права высаживаться на любой планете для предложения своих услуг, поэтому Инара стала живой «визой» для «Серенити». Участвует она изредка и в авантюрах Рейнольдса: профессиональное знание психологии и обольстительная внешность – солидный козырь в криминальных играх.

Саймон – корабельный доктор. На «Светлячок» он и его сестра Ривер попали, скрываясь от властей. Преследования оказались настолько серьезными, что на «Светлячке» они и остались – надолго сойти на любой планете для них равносильно добровольной сдаче. Поначалу Саймон не вызвал доверия капитана своей пижонской внешностью и чрезмерной интеллигентностью, а также тем, что своим поведением навлек на «Серенити» неприятности. Но затем выяснилось, что Саймон – настоящий врач, для которого важнее всего жизнь и здоровье пациента, а на обман он пошел ради спасения сестры.

Ривер – еще одна загадка. Сестра Саймона, девушка с высоким интеллектом и экстрасенсорными способностями, почти сошедшая с ума, после того, как побывала в секретных лабораториях Альянса. Поначалу являлась для команды, главным образом, обузой, но потом доказала свою полезность. Именно с ее судьбой и должен был быть тесно связан магистральный сюжет сериала.

Глядя на героев «Светлячка», становится понятно, почему он стал так популярен среди гиков. В каждом из команды «Серенити», как и большинстве любителей фантастики, жива какая-то детская непосредственность. Юношеское бунтарство уже не совсем юного капитана; динозаврики Уоша; истовая, не загрязненная сомнениями или ханжеством вера пастора Бука; вечная готовность Кейли умиляться и радоваться жизни – все они сохранили в себе эту душевную чистоту. Даже Джейн больше похож на испорченного «уличным» воспитанием мальчишку, готового все отдать за отдельную каюту, по которой он сможет развесить плакаты с полуголыми девицами и любимые пушки. О Саймоне и Ривер и говорить нечего – они практически и есть дети. Даже Инара, несмотря на ее профессию, трогательно смущается перед капитаном, не решаясь признаться ему в своих чувствах. Разве что Зои отличается от своих беззаботных товарищей – жизнь солдата, а затем преступная карьера на долгие годы отняли у нее право на женское счастье. И теперь, несмотря на опасную и непредсказуемою жизнь, она не теряет надежды, что их с Уошем семья станет когда-нибудь нормальной, что они заведут детей и осядут в каком-нибудь спокойном месте, оставив авантюры и сражения в прошлом.

Конечно, это не единственная причина популярности «Светлячка». Значительную роль сыграл и уникальный сеттинг сериала. И пусть «космическим вестерном» называли еще «Звездные войны», честно говоря, вестерна в творении Лукаса было маловато – немного аллюзий на фильмы Серджио Леоне в «Новой надежде», да «ковбойский прикид» Хана Соло (но все же без шляпы и с лучевым «маузером» вместо кольта). Кстати, Хан во многом был предшественником Мэла Рейнольдса, недаром же контрабандист из далекой-далекой галактики затмил в свое время даже главного героя классической трилогии. Возвращаясь к «Светлячку» – здесь Дикого Запада очень даже много. Дизайн оружия, позаимствованный у стволов второй половины XIX века и только слегка измененный футуристическими элементами; стандартные для жанра локации –пустоши, фермы, салуны, бордели, упадочные города-призраки и затерянные в глуши деревни… Персонажи не отстают – бандиты, охотники за головами, представители мракобесных религиозных общин, суровые, но справедливые шерифы, грозные представители федеральной власти. В довершение основным видом транспорта на планетах являются лошади – овес на терраформированых планетах растет, а вот с нефтепродуктами, видимо, туговато. Впрочем, это касается космического фронтира, центральные же планеты Альянса покрыты футуристическими мегаполисами с роями летающих «челноков» и дронов.

И все же главное в это, достаточно простой и наивной истории – герои. Герои, которых нельзя не полюбить. Объединенные дружбой и страстью к приключениям, разные и похожие, мчащиеся на борту «Светлячка» навстречу неизвестному будущему. Главное – корабль летит, а значит, жизнь продолжается.

Итог: «Светлячок» закончился раньше времени. Проект получил продолжение в виде комиксов и полнометражного фильма. Вряд ли стоит надеяться на продолжение – прошло уже немало лет, изменились актеры, нет больше с нами Рона Гласса, исполнителя роли пастора Бука. Мысль о римейке и вовсе не греет душу – в последнее время само слово «римейк» уже становится почти ругательством, синонимом провала и ненависти фанатов франшизы. Впрочем, даже если римейк будет талантливым – это будет уже совсем другой сериал.