Отзыв rhanigusto о фильме «Великий Гэтсби»

Великий Гэтсби

Великий Гэтсби

Мелодрама (Австралия, США, 2013)

Рейтинг IMDB: 7.3 (421 190 голос)

…непросмотренная книга и непрочитанный фильм…

…роман американца Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», впервые отпечатанный почти сотню лет назад в 1925-ом — это, без преувеличения, одно из самых знаковых литературных произведений прошлого века. Прозаическая глыбища, размера, наверное, не меньше «Братьев Карамазовых» Достоевского. Внутренний конфликт текста тесно завязан на главнейший компонент штатовской системы духовных ценностей — богатство. Пересказ сюжета в подобных знаковых сочинениях — признанный моветон. Вкратце, речь о предельно загадочном и сказочно богатом молодом мужчине, сплетни и домыслы о котором занимают всех представителей сливок нью-йоркского общества того времени…

…нынешняя экранизация, срежиссированная Базом Лурманом, уже пятая. Лурман, по большому счёту, известен всего двумя кинолентами. Но обе — безупречно горячечная псевдокриминальная мелодрама «Ромео+Джульетта» и колоссальный, ослепляющий мюзикл-притча «Мулен Руж!» — являются в определённом смысле уже эталонными. Как в представленных жанрах, так и в кинематографе вообще. То же самое и с «Великим Гэтсби». Лента буквально выпирает из краёв экрана. Библейский для подобных фильмов бюджет не только позволяет соперничать с модерновыми боевиками по количеству спецэффектов, но и пришёлся бы впору любому супергеройскому комиксовому безумию от Марвел. Цена каждого кадра — больше пятисот долларов. Любая минута просмотра же отливается в полновесных семь сотен тысяч единиц американской валюты…

…результатом такого кинотворческого изобилия становится то, что, собственно, и ждали от культового режиссёра-австралийца. Безумно прекрасный фильм о феерически сумасшедшей эпохе. Кабаре с павлинами, цирк с конями, и вообще — гей-парад с массовкой из х/ф «Властелин колец». Камера сверхзвуковым истребителем в головокружительных пируэтах проносится меж небоскрёбами, а восход солнца похож на отблески извержения Везувия. Сотни полуобнажённых мулаток в перьях и лепестках содрогаются в атональной пляске, а людское море в едином вихре мешается с морем шампанского. Чувство меры Лурману неизвестно. Гигантомания здесь обыденна, как фонарный столб у тротуара. Гротеск — непременная приправа в каждой сцене народных гуляний. Присутствуй в «…Гэтсби» зоопарк, там не обошлось бы без эскадрона бегемотов, пары сотен кувыркающихся под модные ритмы надсмотрщиков и стада слонов. Ведь тут даже пощёчины запечатлеваются в дорогущей раскадровке с эффектом замедленного времени. Выглядит всё это на уровне экзестенциальной катастрофы планетарного масштаба из «2012» Роланда Эммериха. В лучшем из смыслов. «Великий Гэтсби» образца 2013-ого это фантасмагория бесконечного, закольцованного праздника, настоящий пир для взора и удивительный визионерский опыт…

…но главная находка последней на момент написания этих строк экранизации романа Фицджеральда это, конечно же, Леонардо ДиКаприо. Здесь он триумфально и, практически, оскароносно, являет себя оглушённому музыкальными эскападами и затоптанному толпами пляшущих статисток зрителю. Лощёный Джэй Гэтсби под горлышко заполнен собственным достоинством. Он бликует вульгарной печаткой, инкрустированной потустороннего цвета камнем под стать вампиру Носферату. Гэтсби у ДиКаприо — принц, шпион, убийца, кузен кайзера и троюродный брат дьявола в одном лице. Но, тем не менее, герой вышел очень обаятельным и по-настоящему человечным. Единственная его слабость — беззаветная и трагическая любовь к Дэйзи Бьюкенен, героине актрисы Кэрри Маллиган — не смотрится как падение полубога. Именно в моменты любовной слабости зритель может увидеть Гэтсби-человека, Гэтсби-мужчину. Запутавшегося, немного более робкого чем нужно и очень, неимоверно страстно желающего любить и быть взаимно любимым…

…хотя, в отличие от оригинала, весь нарратив ленты происходит внутри протокола психиатрической экспертизы Ника Кэррауэйя, сыгранного Тоби Магуайром, немотивированной пошлости режиссёру удалось полностью избежать. В одной единственной сцене с хоть каким-то явным сексуальным подтекстом Гэтсби, гхм, метафорически эякулирует с высоты второго этажа на Дейзи классическими мужскими сорочками. И это поворотный момент киноленты. Со стороны персонажа ДиКаприо их отношения — проникновенная история любви и чистых мечтаний со светлым чувством надежды. Для его экранной зазнобы всё это не более, чем аттракцион лихорадочного веселья, отсутствие любой ответственности и намёка на сохранение норм морали. По воле писателя оригинального текста в изображённом любовном треугольнике третий — это совсем не муж Дэйзи, нет. Третим как раз является нарратор и единственный друг и самый близкий Джею Гэтсби человек — Ник Кэррауэй. Он не зря присутствует даже в сцене секса-аллюзии с метанием рубашек. Сегодня словосочетание «мужская любовь» ассоциируется только с пошлостью. Но писатель Фицджеральд намеренно, очевидно, сместил гендерный баланс, чтобы сфокусировать внимание на чувственной а не сексуальной стороне отношений. Оба они — как персонаж Магуайра, так и героиня Кэрри Маллиган — не имеют к Гэтсби сексуального мотива. Он — по вполне прозаичным причинам. Нику нравится Джей именно как личность, друг, близкий морально человек. А она — просто воплощает собой всех, кто ходил в готический замок Великого Гэтсби ради тусовок. Возбуждение для неё — нежиться в отблесках чужой славы за рулём чужого, невероятно дорогого, фаллической формы автомобиля. А в целом, лента про то, что временами откровенное ничтожество и моральная убогость побеждают. И сто лет, и даже тысяча для такой идиомы — вовсе не срок. Это самое, с отрицательной коннотацией, можно проиллюстрировать одним из диалогов фильма. «Прошлое повторить нельзя», утверждает герой Тоби Магуайра. «Конечно можно», отвечает ему персонаж Леонардо ДиКаприо…

The Great Gatsby