Отзыв tulupoff о фильме «Мстители: Эра Альтрона»

Мстители: Эра Альтрона

Мстители: Эра Альтрона

Боевик, Приключения (США, 2015)

Рейтинг IMDB: 7.4 (616 765 голосов)

Кульминационный момент «фазы номер два» киновселенной стал второй фильм под заголовком «Мстители» и припиской «Эра Альтрона». Первый фильм показал достаточно высокий уровень эпичности. Во втором фильме следовало бы ожидать того же, ведь на это указывали так или иначе все предыдущие картины. Сами продюсеры называют «Эру Альтрона» «самым крупным проектом студии на текущий момент», не забывая упомянуть при удобном случае, что они стали первыми голливудскими кинематографистами, готовыми похвастаться, в том числе и натуральными съёмками в Сеуле. Обещали мощный эпик, а получилось кино немного о другом. Более похожим на камерное. Далее попытаемся разрулить тезисы и сентенции, параллельно делясь впечатлениями и давая оценки картине.

Повествовательный критерий. Человечество на грани уничтожения. На этот раз людям угрожает Альтрон — искусственный интеллект, ранее созданный для того, чтобы защищать Землю от любых угроз. Однако, главной угрозой он посчитал человечество. Международная организация Щ. И. Т. распалась, и теперь мир не способен справиться с таким мощным врагом, потому люди вновь обращаются за помощью к Величайшим Героям Земли — Мстителям. Однако Альтрон слишком силен, и есть большая вероятность, что даже им не удастся остановить начало надвигающейся Эры Альтрона, где нет места для людей. Проблематика задана уже в первой сцене, начинающейся с умопомрачительной, снятой одним планом, погони через лес. Как выясняется, мстители штурмуют таинственный замок, где происходят впоследствии все ключевые сцены фильма. Интересно, что без особого труда проникнув в его стены, герои оказываются не в состоянии раскрыть его тайну. Прообраз этого недоступного здания-лабиринта — замок из одноименной книги Кафки. Как известно, одна из самых распространенных трактовок этого романа — невозможность контакта человека с Всевышним. Действие фильма перенесено в вымышленную восточноевропейскую страну Заковию: чем не Чехия, где существует сразу несколько замков, взятых Кафкой за основу? Название придуманного государства невольно намекает разом на «закон» и «оковы». Двойное дно – аллюзия на Прометея в лице Альтрона, понявшего, что главный враг безопасности человечества – само Человечество. Идея фильма хорошая, характеры персонажей продолжают раскрываться.

Поскольку характеры ключевых персонажей нам хорошо знакомы, сценарий, естественно, больший упор делает на взаимодействии героев между собой, что позволяет увидеть их в несколько неожиданном свете. Механизм этот прост: каждый крут по отдельности, каждый является «хозяином судьбы», но что происходит, когда концентрация «хозяев» на единицу объёма зашкаливает? Этот приём был успешно применён в первых «Мстителях» – и здесь создатели продолжают выжимать из него все соки в качестве одной из главных комичных находок. Причем шутки не рассчитаны на «случайных людей» – не имеющий представления о Мстителях не поймёт и половины гэгов – и такой подход как-то сразу вызывает у внимательного зрителя гордость за собственную осведомлённость и греющее душу чувство общности с «тусовкой», ненадолго сменившей боевое обмундирование на элегантные костюмы по случаю вечеринки (естественно, организованной Старком). Сценарий сознательно не выделяет кого бы то ни было, как можно более равномерно распределяя время между героями. Но мы все равно можем узнать много нового о некоторых персонажах. Что касается близнецов – здесь, напротив, остаётся ощущение недосказанности, даже несмотря на объёмную «историческую справку». Вероятно, далее дела пойдут получше, но некоторые возможности уже были упущены: например, предполагаемый конфликт Алой Ведьмы и Старка так и повис в воздухе, не представляя для сюжета особой ценности (во всяком случае, многое здесь осталось за кадром). Сюжет не идеален, но идеи, заложенные в сценарную концепцию мне пришлись по душе.

Визуальный критерий. Драйв, стиль и техничность превалируют над всем остальным, и на выходе мы имеем вершину перфекционизма: каждый кадр вычищен до пикселя, каждый пролёт камеры рассчитан до миллиметра, каждая монтажная склейка выверена до доли секунды – здесь нет ничего случайного, лишнего или диссонирующего. Картинка просто великолепна, слегка обесцвеченная, она добавляет некоторого «натурализма» и смотрится свежо (особенно на фоне каких-нибудь «Трансформеров» с раздражающе кричащим сатурейтом). К тому же, подобная цветокоррекция позволяет CGI выглядеть в кадре гораздо органичнее. Камера ведёт себя очень уверенно: пусть здесь нет нашумевших за последнее время сверхдлинных планов, но Бен Дэвис (он также снимал «Стражей Галактики») ловко работает с самыми выгодными ракурсами. Всё это техническое великолепие является превосходным оформлением для стремительного экшна, которого ну очень много (по ощущениям – процентов семьдесят от общего экранного времени). Но и моменты, чтобы перевести дух имеются, и там ожидается немало занятных сюрпризов. Джосс Уидон достойно выдержал испытание, в очередной раз подарив нам первоклассный киноаттракцион, а в некоторых аспектах даже задрав планку качества на новую высоту.

Актёрская игра. Все основные актёры справились со своими ролями. Дауни младший и Руффало здесь выходят на передний план и хорошо развивают основной конфликт, характеры неизменны, всё в пределах своих амплуа. Новички вроде Аарона Тейлора-Джонсона и Элизабет Олсен хорошо играют, но из-за некоторых косяков сценария не кажутся до конца убедительными. В дальнейшем раскроются лучше. Джереми Реннер стал немного юморить, и его роль в повествовании расширилась, поэтому актёру теперь есть где развернуться. В целом все понравились, не могу сказать ничего плохого.

Вердиктируя. Немного уступает фильму двенадцатого года в динамике повествования и масштабности экшн-сцен. Но в целом всё равно получилось хорошо. Я поставлю фильму девять баллов, за попытку показать не только хороший фансервис но и расширить морально-посыловую часть картины. Советую к знакомству. Всем добра и приятного просмотра!